Тема урока: Овощи. Цели урока: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами, уметь их правильно называть и различать; развивать навыки письменной , диалогической речи, пополнять словарный запас учащихся; воспитание здорового образа жизни. Тип урока: изучение нового материала. Методы: предметные картинки, корзина с овощами, интерактивная доска , слайды. Ход урока: I. Организационный момент Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. II. Сообщение темы и цели урока. - Внимание!. Сегодня мы познакомимся с названиями некоторых овощей, и узнаем о их пользе в жизни человека. III. Работа над темой урока. 1. Знакомство с овощами. - Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима: Хозяйка однажды С базара пришла, Хозяйка с базара Домой принесла: Картошку, капусту, Морковку, горох, Петрушку и свеклу... - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (дети перечисляют овощи.) (Слайд 1.) - Как всё это назовём? (овощи.) - А где растут овощи? ( на грядках) / В это время стучится почтальон в дверь передает письмо и корзину с овощами./ Учитель читает письмо, которое передал садовод. В письме садовод просит помочь отгадать загадки и узнать название овощей, которые лежат в корзине. 2. Загадки об овощах. Учитель читает загадки, дети их отгадывают, а к доске прикрепляются рисунки с овощами. Лежит он на грядке- Большой и сладкий /арбуз/ Сто одежек и все без застежек, Кто его раздевает , тот слезы проливает / лук/ Красный нос в землю врос. А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. / морковь/ Слайд №2. Одновременно выполняется работа на с.38. 3. Работа в рабочей тетради . Ученики записывают тему урока и название овощей с переводом на казахский язык - Какие овощи вы ещё знаете? (Дети называют) (Слайд 4,5.) Морковь-сәбіз Картофель- картоп лук- пияз арбуз-қарбыз Капуста- орамжапырақ Огурец-қияр - Дети повторяют за учителем хоровое и индивидуальное произношение. -Ребята, а теперь давайте посмотрим, какие овощи нам прислал садовод. IY. Проверка усвоения материала. Д/Игра «Кто быстро?» / Ученики из корзины руками достают овощи и правильно называют его./ За правильные ответы , ученика поощеряю хвалебными словами/. 5. Работа с учебником. Рассмотрите картинки, ответьте на вопросы : Какие овощи лежат на столе? Слайд 6 Что делает мама? Слайд 7 Что делает мальчик слайд 8 Y Закрепление: Упр 4 стр. 39. К словам единственного числа напишите слова множественного числа. Упр. 6 стр.40. Кто больше составит предложений по схеме. YI. Д/Р Упр. 8 стр.40
Какие овощи вы ещё знаете? (Дети называют) (Слайд 4,5.)
- Хозяйка решила сварить борщ. Подскажите хозяйке, из чего приготовить это блюдо. (Слайд 6.) Ученики наклеивают овощи - наклейки на кастрюлю хозяйки. (Наклейки в рабочей тетради «Разговор о правильном питании».) - Ребята, как много овощей вы знаете! А кто из овощей и вкуснее и нужнее? 3. Сценка «Спор овощей.» Овощи: Кто из нас из овощей, и вкуснее и нужнее? Кто при всех болезнях будет всех полезней? Хозяйка: Выскочил горошек - ну и хвастунишка! Горошек: ( весело) Я такой хорошенький, зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу! Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала... Свекла: ( важно ) Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай. Лучше свеклы нет! Капуста: ( перебивая ) Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные! Огурец: ( задорно ). Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик всем понравится, конечно! Редиска: ( скромно ). Я - румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Морковь: ( кокетливо ). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку - будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким. Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго... Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный. Лук: ( заманчиво ) Я - приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Картошка: ( скромно ) Я, картошка так нужна и большим и малым. Баклажаны: ( робко ) Баклажанная икра так вкусна, полезна... Хозяйка: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить все без исключения, в этом нет сомнения! 4. Игра «Угадай овощ» Н.Кончаловская. «Про овощи» Жил один садовод, Он развёл огород, Приготовил старательно грядки. Он принёс чемодан, Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена - Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, На ночь их укрывал. И берег от прохладной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: -Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, Засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, челук и рекуста. - Назовите правильно, что выросло на грядках? ( Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста ). IV. Физкультминутка « Победи картошку » Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка ( картофелин на одну меньше числа участников ). когда музыка смолкает - все берут с пола по картофелине. Тот, кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник. V. Продолжение путешествия. 1. Знакомство с фруктами. - Нам пора спешить на следующую станцию, её жители уже ждут нас, но посмотрите, что говорят нам овощи: Ешьте больше овощей - Будете вы здоровей! - Название второй станции вы сможете назвать, если разгадаете буквенные ребусы.(Слайд 7.) ЛО ЯБ КО НАН БА ША ГРУ ПЕЛЬ А СИН ВА СЛИ - Как называется эта станция? ( Фруктовая ) (Слайд 8.) - Ученые установили, что человеку лучше употреблять те фрукты, которые растут на территории его проживания. Несколько интересных фактов о фруктах. ( рассказывают дети ) Груша живет до 100 лет. Из её древесины делают мебель, музыкальные инструменты. Ученые установили, что желательно, чтобы каждый человек потреблял в год по 100 кг фруктов. Это примерно 270 гр. в день. - Ребята, фрукты приготовили для вас задание. Но сначала давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? Выводы: стр.105 1-й кл. Окружающий мир. 2. Игра «Четвертый лишний» (Слайд 9.) 3. Работа в тетради. - На стр.62 рабочей тетради «Разговор о правильном питании» раскрасьте свои любимые фрукты. Напишите их названия. - Фрукты приготовили для вас задание, разгадайте кроссворд. (Слайд 10.) Слова для 1,4,5,6,7 -х строчек ученики находят на рисунке на стр.65 рабочей тетради «Разговор о правильном питании». Задание для строк 2,3 и 8 читает учитель: 2. Младший брат апельсина ( мандарин ) 3. Меленькая печка с красными угольками. ( гранат ) 8. Как назвать это все одним словом? ( фрукты ) Ученики вписывают слова и получают слово: Витамины. 4. Знакомство с витаминами. - Ребята, как вы думаете, почему появилось это слово? - Витамины - это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах; они полезны для организма человека. - Впереди нас ждут очень полезные друзья - витамины, которые живут на «Витаминной станции». Давайте познакомимся с ними. (Слайд 11.) - Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А. В синей одежде - витамин В, а в красной - витамин С. - Что в руках у друзей - витаминов? ( корзины с овощами и фруктами ) - А почему у них разные овощи и фрукты? ( в разных овощах и фруктах содержатся разные витамины ) - Витамин А - витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Его можно найти в моркови, томатах, петрушке, луке, абрикосе. ) (Слайд 12.) - Витамин В - в капусте, бананах, гранате, зеленом горошке. Недостаток витамина В приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость. (Слайд 13.) - Витамин С - способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Витамин С активизирует иммунную систему. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, патологическим заболеваниям. Витамин С содержится в шиповнике ( мы с вами сейчас в столовой пили компот из шиповника ), в черной смородине, рябине, апельсинах, киви, малине, чесноке. (Слайд 14.) - Что мы должны помнить, когда едим ягоды, овощи, фрукты? ( Не забывать перед едой хорошо мыть овощи и фрукты ). Выводы: стр.105. 1-й кл. Окружающий мир. 5. Игра « Витамины » - Называю продукты. Если они самые витаминные, вы встаете, если нет - сидите. 6. Памятка - Памятки вам нужны, чтобы вы всегда помнили, какие продукты помогают людям исправить зрение, а какие защищают от простуды. - Сегодня я получила телеграмму от наших друзей - Кати, Зелибобы и Бусинки. (Слайд 15.) - В огороде началась эпидемия гриппа. Боюсь заболеть. Помогите! Катя. 1-й ряд придумывает блюда, которые помогут Кате. - В последнее время нет аппетита. Подскажите, что делать? Бусинка. 2-й ряд помогает Бусинке. - Стал хуже видеть. А я люблю читать. Выручайте! Зелибоба. 3-й ряд помогает Зелибобе. - Теперь, я думаю, наши друзья справятся со своими проблемами и будут здоровы. 7. Частушки. - А сейчас мы послушаем частушки, в которых говорится о пользе витаминных продуктов. Они нужны не только для здоровья, но и для красоты. Мы - веселые девчата. Красотой рекорды бьем. Красоты своей рецепты В огороде мы берем. У меня фигурка тонка И высокий каблучок. Я не буду есть котлеты - Мне пожарьте кабачок! На себе всегда ловлю Восхищенья взоры! Красоту мне и здоровье Дарят помидоры. Я секрет румян достала У прабабки Феклы: Лучше всех румян заморских Сок от нашей свеклы! Я - румяная девчонка И танцую ловко! Потому что ем всегда Свежую морковку. Не болеем больше гриппом, Не боимся сквозняка - Все таблетки заменяет Нам головка чеснока. VI. Итог урока. - Наше путешествие по городу Здоровейску подошло к концу. Что нового вы узнали на уроке? - Наш урок я хочу закончить словами. ( Слайд 16.) Если хочешь быть здоров, Не бояться докторов, Ешь побольше ягод, Овощей и фруктов - Самых витаминных продуктов. VII. Домашнее задание. - Нарисовать любимый овощ, ягоду или фрукт. Написать чем он полезен. VIII. Рефлексия. 1. Вспомни свои впечатления на уроке. 2. Дополни предложения: - Я чувствовал себя..... - Я ….. доволен собой. 3. Я испытывал затруднения, когда …. Я бы хотел стать более …. - Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость. Дополнительные источники информации. 1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» ( 1-й класс) - 2-е Изд.; испр. и доп.+ Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх.-М., ВАКО, 2008. 2. Уроки здоровья. А.Макеева 3. [email protected] 4. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. Грамотей, 2008. •
Самоанализ урока (занятия) и методические рекомендации: Урок окружающего мира входит в систему уроков по теме «Почему и зачем?» Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Этот урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. На уроке использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные (демонстрация презентации), практические (работа в тетрадях). Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная. Использовалась мультимедийная технология. Урок носил воспитательную направленность (воспитание здорового образа жизни). Урок начинался с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на воспитание материала. Следующий этап - постановка учебной задачи, задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Для активации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активировать познавательную деятельность. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках окружающего мира, то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено. |