Разработка урока русского языка на тему «Буквы е-и в корнях с чередованием»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструирование современного урока русского языка в контексте ФГОС.


Методическая разработка

урока русского языка

в 5 классе.


Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием».









Работа учителя русского

языка и литературы МКОУ

«Лицей с. Верхний Мамон»

Спицыной Т.В







2014 г

Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»

Цели урока: Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв Е-И в корнях с чередованием.

Задачи

Образовательные

Показать основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием.

Помочь сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня.

Научить применять правило на практике.

Воспитательные: Воспитание интереса к предмету.

Развивающие

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать навыки самоконтроля.

Оборудование урока:

Интерактивная доска, компьютер, проектор.

Методическое обеспечение урока:

* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

* учебники, тетради.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Ожидаемые результаты:

личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием», критическое оценивание полученного результата;

метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление самооценки учебной деятельности;

предметные: умение отличать корни с чередованием от других корней с безударной гласной, применять изученную орфограмму на практике и графически обозначать её,

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Открытие нового знания.

  4. Закрепление.

  5. Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  6. Инструктаж домашнего задания.





ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мотивация

-Подводящий диалог (Интрига.)

Взгляните на это прекрасное дерево. (СЛАЙД 1) Из каких частей оно состоит (ствол, ветви, листья и корень).

- Без какой из этих частей никакое растение на земле существовать не может? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

(Он содержит в себе главное - лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

III. Актуализация ранее изученного.

- Сегодня мы продолжим разговор о правописании корней с безударными гласными.

- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?

(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)

- Какие корни с чередованием изучили?

- От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?

А -раст (ращ)- - -рос?

- Сегодня вам предстоит узнать, от чего ещё зависит выбор безударной гласной в корне.

IV. Открытие нового знания.

1.Задание на создание проблемной ситуации

-Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень (один ученик выполняет задание у доски)

Прот..рать - прот..реть

Соб..рать-соб..ру

Зам..рать-зам..реть

Зап..рать-зап..реть

Бл..стать-бл..стеть

Заст..лать-заст..лить

Проверим, правильно ли вы записали слова (СЛАЙД 2)

ПротИрать - протЕреть

СобИрать-собЕру

ЗамИрать-замЕреть

ЗапИрать-запЕреть

БлИстать-блЕстеть

ЗастИлать-застЕлить

2.Побуждение к осознанию противоречия.

-Задание было одно?

-А как его выполнили? (по-разному)

-Почему так получилось? Чего мы не знаем? (От чего зависит правописания гласной в этих корнях)

-Как вы думаете, можно ли проверить гласную в этих корнях ударением? (нет)

-Значит, какой мы можем сделать вывод? (это чередующиеся гласные)

-Какие гласные чередуются? (Е - И)

-Так какой будет тема нашего сегодняшнего урока? ("Буквы е-и в корнях с чередованием")

-Прочтем ещё раз записанные слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные.

-Сделаем вывод о написании корней с чередованием.

- Сравним наш вывод с формулировкой учебника.

3.Чтение правила -п.112, с. 112

V. Закрепление пройденного (СЛАЙД 3)

1."Собери пословицу".

1) зима, собирает, а, поедает, лето.

2) что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.

3) дерутся, силой, не, умением.

4) задирай не, нос, споткнешься, высоко.

Запишите пословицы, объясните их смысл. Какую роль играет труд в жизни человека?

Найдите видовые пары глаголов, разберите их по составу и объясните орфограммы.

Работа в тетрадях.

1) Лето собирает, а зима поедает.

2) Что соберешь летом, то зимой на столе найдешь.

3) Не силой дерутся - умением.

4) Не задирай нос высоко - споткнешься.

Собирает-соберешь

2.Найти слова на чередование гласных, графически объяснить. Текст выведен на интерактивную доску (один ученик работает на интерактивной доске).

1) Лучи к..снулись края леса.

2) Песня зам..рает далеко в полях.

3) Побл..стящему озеру проб..ралась рябь от зар..слей водор..слей.

4) Сквозь волнистые туманы проб..рается луна.

5) Над рощей разж..гало пламя утреннее солнце

Лингвистическая физминутка.

Слово с И - 1 хлопок, с Е - 2 хлопка

Солдат службы не выбирает.

Мягко стелет, да жёстко спать

Кто детям потакает, сам слезы вытирает.

Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.

Смелость города берёт.

Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Пролитую воду не соберёшь.

- Что это за предложения? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы?

3.Упр. 648. - ответ на вопрос, самостоятельное выполнение.

4. Записать слова под диктовку, распределив их в две колонки: в одну - с чередующимися гласными в корнях, в другую - с проверяемыми гласными корня.

Спешу на работу, расстелить скатерть, растереть в порошок, блестеть на солнце, выбираю каюту, вытереть пятно, избирательный подход, посветить фонарем. блестящий ответ, примерять костюм, примирить поссорившихся друзей, запивать водой, собиратель марок, запевать песню, спишу задачу, частота пульса, чистота комнаты, соберу конструктор.

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (СЛАЙД 4)

VI. Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия.

- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

-Что вызвало затруднение?

-Что показалось интересным?

Заключительное слово учителя.

- (СЛАЙД 5) Прав был Козьма Прутков, изрекши: «Зри в корень!»

Ведь главное- научиться видеть корень в каждом слове и знать его правописание.

А если научишься быть верным самому себе, своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь (СЛАЙД 6)

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

VII. Домашнее задание (СЛАЙД 7): 1.П.112 (выучить правило).

2. Используя глаголы с чередованием в корне, составить

памятку с советами для первоклассника «Как вести себя

за столом».

3. Написать небольшое стихотворение о чередующихся

гласных в корне (по желанию).




© 2010-2022