Конспект урока по литературе на тему Дерево чудес и загадок (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Михайлова Алина Андронниковна

МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района Республики Татарстан

Тема урока: Дерево чудес и загадок

Цели урока:

- продолжить формирование умений самостоятельно трудиться;

- совершенствовать навыки связной устной речи;

- совершенствовать интонационные умения учащихся;

- развивать исследовательские навыки учащихся;

- развивать выразительность речи, интерес к слову, народным традициям, наблюдательность;

- обогатить словарный запас учащихся;

- воспитывать чувство ответственности за состояние природы, уважения народных традиций.

Вид урока: урок-исследование

Оборудование и наглядность: выставка рисунков детей «Белая береза», картины художников, компьютер, видеопроектор, презентация «Берёза в моём крае».

Предварительные задания для домашней работы:

1-я группа. Тема: «Берёзы, русские берёзы»

1. Найти тексты о берёзе в научном и художественном стилях.

2. Подобрать вопросы к этим текстам.

2-я группа. Тема: « Гимн о берёзе»

1. Найти песни, стихотворения о берёзе.

2. Выучить наизусть стихотворения и рассказать.

3-я группа. Тема: « Берёза в фольклоре»

1. Найти пословицы, поговорки, загадки и народные традиции о берёзе.

2. Подготовить танец «Во поле берёза стояла».

4-я группа. Тема « Берёза в народной медицине»

1. Подготовить сообщение об использовании берёзы в народной медицине.

5-я группа. Тема: « Берёза в изобразительном искусстве»

1. Найти картины, на которых изображены берёзы.

2. Подготовить сообщение о некоторых картинах.

3. Нарисовать рисунки и оформить выставку «Белая берёза».

6-я группа. Тема « Берёза в моём крае».

1. Подготовить презентацию «Берёза в моём крае».


Эпиграф к уроку:


Люблю берёзку русскую

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится.

А. Прокофьев

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя. [Слайд 1]

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится. [Слайд 2]

Для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. В стародавние времена на Руси берёзу считали « своим тотемом, родоначальницей и покровительницей». Русская берёза - символ России.

Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. «Крик» в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам «от крику».

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а берёза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля - берёзозол.

А дальше мы узнаем о берёзе от вас. Посмотрим, что вы подготовили о берёзе.


  1. Основная часть. Прослушивание материалов, самостоятельно подготовленных учащимися в группах.

Примерные варианты.

1-я группа. «Берёзы, русские берёзы» [Слайд 3]

Тексты научного стиля:

1. На планете Земля насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию - от субтропиков до тундры. В нашей стране их - до 70 видов. Но некоторые из берез из-за неразумных вырубок исчезают: уже занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.

Возраст нашей обычной, русской, березы достигает порой 120 лет, а за первую четверть века своей жизни она поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за сутки до сорока ведер влаги! ( Из Интернета)

Задания к тексту:

1. Найдите в тексте причастный оборот. ( растущая на Кавказе)

2. Что вы делаете для защиты берёз? ( не ломать много веток для банного веника, не брать много сока от одной берёзы, затыкать дырочку в берёзе, если взяли сок; защищать молодые берёзы от уничтожения скотиной).

2. Широко распространена в лесах берёза. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней.

Часто берёза растет на вырубках, на брошенных полях. Живет она долго. К восьмидесяти годам дерево может достичь высоты тридцать метров.

Весной, ещё до первых листочков, на берёзе появляются длинные серёжки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. ( Из учебника природоведения)

Задания к тексту:

1. Озаглавьте текст.(Береза)

1. Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(березонька, листочки, сережки)

2. Какие эпитеты использует автор для слова берёза? Какие ещё эпитеты можно подобрать? (кудрявая, белоствольная; ненаглядная, светлая, плакучая, могучая блестящая и т.д.)

Тексты художественного стиля:

1. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. ( По В.П. Астафьеву)

Задания к тексту:

1. Объясните значение слова ошеломляющего.( потрясающий, удивительный)

2. Найдите в тексте сравнение и эпитеты.(как веселые сороки; нежная зелень, ошеломляющий блеск, чужеземная растительность)

2. В поле стоит берёза. Она точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поет скворец,- и станет тебе легко и радостно.

Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.

Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.

И зимой и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен и называют её ласково - берёзка. ( По Г. Снегирёву)

Задания к тексту:

1. Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте. ( Береза)

2.Найдите в тексте олицетворения. ( берёзовая роща звенит; берёзка заблестит, загорится ; ветер сдувает.)

3. Чем отличаются тексты художественного стиля от научного стиля? (В текстах художественного стиля для создания образов используются выразительные средства языка, в научном - специальные слова (термины), специальная фразеология, преимущественно слова в прямом значении).

2-я группа. «Гимн берёзе» [Слайд 4]

Дети называют стихотворения о берёзе и рассказывают наизусть стихи ( по выбору).

1. С.Есенин «Отговорила роща золотая», «Берёза».

2. Н. Рубцов «Берёзы».

3. В.Семенов « Грустит береза под горой».

4. А.Прокофьев « Люблю берёзку русскую».

5. М. Соловьева « В саду, где берёзки столпились гурьбой…»

6. Р.Сеф «Чудо».

7. И. Токмакова « Если б дали берёзке расчёску»

8. Русская народная песня « Берёза моя берёзонька» ( можно отнести к фольклору)

9. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» ( фольклор)

10. Песня «Берёза белая». Музыка В. Шаинского, стихи Л.Овсянниковой

3-я группа «Берёза в фольклоре» [Слайд 5]

Загадки о берёзе:

1. Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвёртое - дряхлым пеленанье.

Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться берёзовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду берёзовым соком - людям колодец.

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

3. Влезу на горушку, одеру тёлушку, сало в рот, а кожу прочь. ( берёзовый сок)

4. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.

5. Стоят в поле сестрицы:

Платьица белены,

Шапочки зелены.

6. В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

7. Клейки почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

8. Стоит девица,

Ой, нарядная:

Вся-то стройная,

Вся-то ладная.

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается.

- С кем сравнивается берёза в загадках? (девица, Алена, сестрицы)

Пословицы и поговорки о берёзе: [Слайд 6]

1. Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

2. Для врага и берёза - угроза.

3. Сок берёзовый с мякотью.

4. Бела береста - да дёготь чёрен.

- Какие слова встречаются в последнем предложении? ( антонимы: бела - чёрен)

Народные приметы: [Слайд 7]

  1. Из берёзы весной течет много сока - к дождливому лету.

  2. Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.

  3. Коли берёза наперёд опушается, то сухого лета, а коли ольха - мокрого.

-Понаблюдайте за березой и сами, запишите свои наблюдения.

Скороговорка:

У красы-берёзки платье серебрится,

У красы-берёзки зелены косицы.

- Кто правильно произносит скороговорку?

Сообщение учащегося о народных традициях, связанных с берёзой.

Народные традиции

Зеленые Святки, или Семик, - праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русальную неделю", когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы - этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.

Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг неё водили хоровод.

В народной традиции берёза может выступать как счастливое дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.
Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) березу считали вместилищем духов - поэтому в нее так часто бьет молния; в других селах она оценивалась как счастливое дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в Полесье запрещалось сажать березу рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или по другим причинам - береза часто "плачет"; в нее часто бьет гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит березу во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвычегодска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы.

- А у нашего чувашского народа есть праздник - Семик, и что делают люди в этот праздник? ( Есть. В этот день идут на кладбище, чтобы помянуть усопших. Приходит этот праздник на четверг - до Троицы. Троица приходит на пятидесятый день после Пасхи, на воскресенье).

4 группа. «Берёза в народной медицине» [Слайд 8,9,10,11,12]

Сообщение учащегося о лечебных свойствах берёзы.

Помимо духовного здоровья, русская береза целит и наше физическое тело. Берёза издавна применяется в народной и научной медицине: прежде всего это ее почки и листья! Именно они врачуют такие тяжелые недуги, как отеки, цистит, желчекаменная болезнь, хронический ларингит, бронхит; пиелонефрит, холецистит, мочекаменная болезнь.

В березовых почках и молодых листьях много витамина С, каротина.

Даже березовые ветки, поленья, березовый деготь (дезинфектор!) применяются для своего оздоровления человеком. Вредный для берёзы гриб-чага используется для приготовления лекарств.

Простой чай из березовых листьев используют для промывания мочевыводящих путей, при заболевании почек и т.д. Настои листьев березы хороши при ревматизме и подагре, помогают при лишаях и других кожных заболеваниях.

Даже весенний салат из березовых листочков (вместе с одуванчиком, жерухой и другими растениями) одаривает наш организм целым кладезем витаминов.

Девушки умывались берёзовым соком для красоты и здоровья.

-А вы сами используете берёзу в лечебных целях? Чтобы не навредить берёзе, как вы должны поступать?

5 группа. «Берёза в изобразительном искусстве» [Слайд 13,14,15,16,17]

Дети называют и показывают картины художников:

1. И. Грабарь «Февральская лазурь»

2. А.К.Саврасов « Грачи прилетели»

3. А.Рылеев « Зелёный шум», «В лесу».

4. А.Куинджи «Берёзовая роща».

Выступление учащегося.

1. История создания картины «Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря.

«Февральская лазурь». Этот пейзаж написан в 1904 году. Вот что рассказывает сам Грабарь об истории его создания.

«В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять.

Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.

Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»

Поглядите на этот пейзаж в Третьяковке, и вы убедитесь, что мечта Грабаря осуществилась. Это полотно - гимн России, белоствольным берёзам, сверкающему февральскому небу. (И.Долгополов.)

Задания:

1. Какие типы речи сочетаются в тексте рассказа художника? (описание, повествование)

2. Подберите синонимы к прилагательным в словосочетаниях.

2. Прочитайте текст.

Мы говорили: « Грачи прилетели…» - и в памяти тут же возникает знаменитая картина А. К. Саврасова. Тонкие зябкие берёзки, осевший под тёплым солнцем снег, небо с легкими облаками, лохматые гнезда на ещё голых ветвях и стая грачей над ними - «Грачи прилетели». Ещё никому и никогда не удавалось так просто рассказать о весне. Известные художника «Проселок», «Радуга», «Вечер», «Перелет птиц», «Зимняя дорога» согреты теплом человеческого чувства. ( О.Никологорская)

1. Озаглавьте текст.

2. Что узнали нового из этого текста?

3. Найдите в тексте описание.

4. Составьте вопросы по картине.

6 группа. «Берёза в моем крае» презентация. [Слайд 18,19,20]

Показ и защита презентации.


  1. Подведение итогов урока.

Мы сегодня с вами доказали на самом деле, какое это прекрасное дерево-чудо - берёза. Вы очень хорошо поработали, готовились к уроку. Спасибо всем. (Оценивание работ.)

Я хочу закончить сегодняшний урок стихотворением «Чудо» Р.Сефа:

Ты ещё не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда -

Не видел чуда!

Так сходи

И посмотри.

Ты увидишь

Просто чудо,

Удивительное чудо:

Там, где магазин «Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт

У перекрёстка

Пробивается

Берёзка.

Посмотрите вокруг, понаблюдайте, и, может быть, вы тоже увидите такое чудо.


© 2010-2022