Урок русского языка в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классеУрок русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение."

Цель: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи

как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Предметные задачи урока:

- познакомить с особенностями текста-рассуждения.

- формировать умение распознавать типы текстов - описание, повествование, рассуждение;

- учить выражать собственное мнение, применять доказательства в рассуждении;

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с

текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);

- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости

от выбранной ситуации (познавательные);

- воспитывать умение приходить к общему решению в работе группы,

умение договариваться в работе парами, воспитывать ответственность, чувство коллективизма

(коммуникативные).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Этап вызова.

Эмоциональный настрой

- Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло

и уверенность в друг друге.

Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

Приём «Круги на воде»

- А мы сейчас воспользуемся приёмом «круги на воде» и настроим себя на работу.

Что будем делать на уроке?

У - узнавать, удивляться (- А далее я прошу вас продолжить расшифровать оставшиеся буквы).

Р - развивать, рассуждать

О - обсуждать, открывать

К - корректировать



  1. Повторение изученного

Гадание на ромашке. Вопросы для разминки: (звучит тихо песня «Сколько у ромашки лепестков?»)

- Что такое тема текста? (опорные слова прикрепляю на доску - тема)

- Что называют основной мыслью текста? (основная мысль)

- Каковы признаки текста? (признаки текста)

- Какие стили речи вы знаете? (стиль речи)

- Какие типы речи вы знаете? (тип речи)

- А мы громко, хором выносим вердикт: знает или не знает? Аплодисменты отвечающим в знак благодарности за их смелость и знания.


  1. Определение темы урока.

- Чтобы вы догадались, о чем пойдет речь на уроке, предлагаю найти зашифрованное слово

(слова)

На столах у каждого ученика:

а

т

и

р

а

о

ы

р

д

е

и

а

п

ы

р

е

ч

и

е

и

с

в

а

к

т

р

е

н

и

ж

р

а

с

с

у

ж

д

у

н

и

о

в

п

ц

о

т

ы

с

и

е



- Какова тема урока? (Типы речи. Рассуждение.)

- Правильно. Откроем тетради. Запишем число, тему урока.

- Какую цель поставим? (смотрим на слова - подсказки: вспомним, узнаем, научимся)

V. Постановка проблемного вопроса?

- Что значит рассуждать? (ответы детей: доказывать что-либо, приводя аргументы и делая выводы)

Лексическая работа

Задание: подберите однокоренные слова к слову РАССУЖДАТЬ, разберите по составу слово РАССУЖДЕНИЕ. (проверка)

Объяснение нового материала. В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.

Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.

В этом нам поможет план (на откидной доске):

А теперь воспользуемся толковыми словарями и узнаем, как говорит об этом слове

Сергей Иванович Ожегов и Владимир Даль (2 группы ребят работают со словарями, зачитывают

определения)


  1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

  2. Высказывание, обсуждение. (Ожегов)

- Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?

VI. Этап осмысления.

Изучение таблицы «Композиционное и языковое оформление рассуждения»

Задание: заполнить таблицу, проанализировав предложенную схему.

Все вы знаете сказку "Царевна - лягушка". Прочитайте текст. (Учащийся громко читает).

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь

чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки,

поэтому и получила такое имя.

Композиционная часть

Языковое оформление

Тезис -

(основное положение, мысль, которую надо доказать.)

Я считаю…

Я думаю…

По моему мнению, …

Докажем это.

Это можно доказать так…

Доказательства (аргументы)

(основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса)

Во-первых,…

Во-вторых, …

Вывод

(то, что следует из сказанного выше)


Итак, …

Следовательно,…

Таким образом, …



Выполнение задания в парах, проверка.

VII. Музыкальная физкультминутка. «Две руки»

В кружок встать и делать физкультминутку.

VIII. Закрепление изученного.

  1. Самостоятельное изучение материалов учебника. Ответы ребят на вопросы по материалам параграфа (задают сами друг другу)



  1. Деление на группы и выбор конверта с заданием: красный, синий, зеленый.

Задание для красного конверта (очень сложно):

-Представьте, что мы с вами работаем в редакции газеты. Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.

1.Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я ехал в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Я уступил бабушке место, а когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.

2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба!

3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

Ответы:

  1. Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: "Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля." Или "Воспитанный человек тот, кто заботится о старших").

  2. В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).

  3. Это сравнительное описание, задача текста - раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)

Задание для синего конверта (сложно):

Прочитайте 3 текста, определите их тип речи. Докажите.

1. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

"Что же с ним делать?"- спросил Рувим. "Выдрать, "- ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: "Надо его накормить!"

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

2. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое - по-меньше. На каждом - ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно - только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

3. Бег - имя существительное

Слово бег - имя существительное.

Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно - к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…

В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…

В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.

Итак, мы доказали, что слово бег - имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Задание для зелёного конверта (просто):

Работа с учебником

"Изучать строение слова - увлекательное занятие." Ребята самостоятельно должны найтит тезис, доказательства, вывод.

Упражнение № 385 (стр. )

-Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой?

-Какая часть слова помогла ему это сделать? Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовете эту часть повествовательного текста? (доказательства)

Оценка работы группы по листам, обсуждение.Урок русского языка в 5 классе

Самый активный член группы:___________________________________

3. «Шпаргалка».

- Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.

Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.

Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

4. Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

Фамилия, Имя _______________________________

А. ________________

1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б._________________

1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация (самый напряжённый момент).
4. Конец события, развязка.

В. ________________

1.Тезис.
2.Доказательства.
3.Вывод.

Взаимопроверка в парах, оценка. Обсуждение.

- Кто получил «5»? «4»? «3»?

5. Автобусная остановка.

Ребята делятся на 4 группы и едут на воображаемом автобусе, делая на каждой (или по желанию) остановке перерыв. Выполняют задание (есть листы для записи, фломастеры)

- По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные

элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)

Тезисы: Название остановки:

Мы с моей подругой ,,, (Имя) очень любим читать. Книга.

Друзья всегда помогают друг другу. Друг

Собака - друг человека. Домашние животные.

Наш класс дружный. Класс.

IX.Итог урока (рефлексия деятельности)

Вывод по уроку:

Мы познакомились с новым для нас типом текста - рассуждением.

  1. Какова основная задача текста рассуждения?

  2. Назовите структурные элементы рассуждения?

  3. Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

- Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Всё ли успели? Что удалось хорошо, а что не получилось?

Заполнение оценочных листов, самооценка, обсуждение.

Фамилия, имя __________________________________________

Задание

Успешность (+ или -)

1.

«Круги на воде» (подбор глаголов на нужную букву).

2.

Игра "Ромашка" (для тех, кто участвовал).

3.

Формулировка темы, цели урока

(поиск зашифрованного слова).

4.

Лексическая работа (работа со словарем, морфемный разбор).

5.

Заполнение схемы по сказке «Царевна- лягушка».

6.

Физкультминутка.

7.

Работа в группе (цветные конверты).

8.

Письменная практическая работа.

9.

«Автобусная остановка».

10.

Устные ответы, рассуждения, выводы.

Самооценка:

Оценки за урок. Я поставлю вам в журнал те оценки, какие вы сами себе поставили, согласны?

- Прикрепите на ёлочку шар, который передает ваши эмоции и степень успешности на уроке:

Интерпретация цвета (по М. Люшеру)

Синий или голубой - спокойствие,

Зеленый - уверенность,

Красный - энергия, стремление к активной деятельности,

Желтый - активность, стремление к общению,

Черный - страх,

Коричневый - стресс,

Фиолетовый - тревога,

Серый - нейтральная граница

Домашняя работа раздается на листочках (тема на выбор):

Сочинение-рассуждение на тему:

1) «Кем бы я хотел стать и почему?»,

2) «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?»,

3) «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему?»

4) Какой должна быть школьная перемена и почему?Спасибо за урок! До встречи!!! Вы умнички!



Проведение рефлексии. Метод «Ресторан»
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.




















13


© 2010-2022