Обучаем или натаскиваем? Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ

В настоящее время появилось большое количество книг, справочников, пособий, разработок для подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это радует и дает возможность каждому учителю - найти тот путь, который позволил бы сделать уроки интересными, глубокими по содержанию, объединенными общей темой или проблемой, жанром и интегрированными с курсами русской литературы, живописи, музыки; - проникнуть в творческую лабораторию художника, создать атмосферу со-творчества, со-...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районном методическом объединении

учителей русского языка и литературы.

ОБУЧАЕМ ИЛИ НАТАСКИВАЕМ?

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя -словесника. Часто можно услышать разного рода нападки на ЕГЭ. Среди доводов противников этой формы итоговой аттестации выпускников есть и такой: дескать, подготовка к ЕГЭ сводится к простому натаскиванию. Действительно, чем же мы все занимаемся - учим или натаскиваем?

Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Для себя я определила несколько основных правил, которые помогают мне готовить учащихся к ЕГЭ.

Правило 1. «Учись учиться!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий.

То же относится и к части С. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

  • перенимать опыт у других учителей;

  • изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;

  • знать критерии оценивания.

Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. В 10-11 классах учащиеся целенаправленно начинают готовиться к Единому государственному экзамену.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Главная задача - научить сдавать тест.

Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

  • системно повторить орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов;

  • систематизировать знания учащихся по культуре речи, добиваясь осознанного овладения различными видами норм русского языка (грамматическими, лексическими, орфоэпическими);

  • на каждом уроке необходимо использовать толковый словарь, вести работу со значением слова, показать его многозначность;

  • научить школьников методике работы с тестами разных видов.

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам стараюсь подавать блочно, в виде обобщающих схем или таблиц. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности и обобщению знаний. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память.

Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».

Выстраиваем последовательность действий при нахождении правильного ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет несложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

По данной теме подбираю практический материал для первичного закрепления, на следующих занятиях - материал для основательного закрепления. Мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки беру типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (№4, №5 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (№6, №7 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Не оставляю эту работу почти до самого экзамена. Меняются задания - но всё, что было изучено, в той или иной форме повторяется учеником. Благодаря такому подходу ученик не забывает к концу года то, что было изучено ранее. Ежеурочная «разминка» состоит из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Примеры листов с заданием для повторения:

Разминка № 1

Прочитать с правильным ударением

Ходатайство, каталог, ломота, красивее, намерение, ревень, августовский, завидный, экспертный, торты, долбит, арахис, дремота, собрались, занята, кухонный, банты, дождалась, одолжит, договоренность.

Указать морфологическую принадлежность слов.

В течение, лишь, раскалённый, словно, потому что, насчёт, вблизи, вблизи(дома), именно, хотя, один, набережная, вглядевшись, (это)нужно, (мне)нужно, наклеивший, здесь, туда, этот, себе, какой-нибудь, куда-нибудь, также, так же.

В предложениях указать грамматическую основу, охарактеризовать предложения по составу.

1) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

2) Представьте себе телепередачу об основах стихосложения.

3) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии.

4) Приходилось ли вам видеть эдельвейсы на берегах озёр, если, конечно, озёра

не располагались где-нибудь высоко в горах?

5) На четвёртом году заключения с узников сняли кандалы, и декабрист Николай Бестужев сделал из них женщинам кольца, которые те с гордостью носили.

Разминка №2

Прочитать с правильным ударением

Экспертный, августовский, феномен, приручит, прирученный, биржевой, оптовый, нефтепровод, документ, договор, скольким, каталог, не балуйся, избалованный, маневренный, километр, заплесневел, ходатайство, слала, гналась, собрались, кухонный, загнутый, гербовый, сливовый, грушевый, усугубить, упрочение, озвучение, мимикрия, уместишься, вместит, включен, включена, задолго, наверх, дождалась, заиндеветь, повлекший, опошлит, гнала, клала.

Определить морфологическую принадлежность слов

Всякий, медлительны, вскачь, завязать, завязанный, завязывая, вязаный, какой-то, откуда-то, там, те, убитый (человек), убитый (вид).

Охарактеризовать предложение

Солнце поднялось, и понимаешь, что необходимо укрыть голову: оно так может напечь, что к вечеру и не встанешь с кровати.

Можно повторять изученное на базе мини-текстов с заданиями. Мини-тексты с различными заданиями позволяют за сравнительно небольшое время повторить изученное, а также выработать у детей навык поиска заданного языкового явления. Например:

Текст 1

Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась и что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство, которое ни к чему доброму не может их привести. (А.С. Пушкин. Барышня-крестьянка)

1. Укажите синонимы к словам легкомысленный, раскаиваться.

2. Выполните морфемный разбор слов признаться, легкомысленный, свидание.

3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.

4. Определите синтаксические функции инфинитивов.

5. Составьте схему предложения.

Текст 2

На том месте, где была наша усадьба, теперь новая деревня построилась, и в старом саду - сенокос, но трава на когда-то удобренных клумбах и теперь растет выше, косцы узнают, вспоминают, что тут раньше были цветы. (М.М. Пришвин. Кащеева цепь)

1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова старый. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении.

1) Достигший старости;

2) давний, существующий с давнего времени, долго;

3) долго бывший в употреблении;

4) уже не действительный, негодный;

5) старинный, древний;

6) прежний, не современный, устаревший;

7) бывший прежде чего-нибудь другого, предшествующий.

2. Выполните морфемный разбор слов сенокос, вспоминать.

3. Выпишите все местоимения, укажите их разряды.

4. Выполните пунктуационный разбор предложения.

Текст 3

(1)Когда я впервые увидел часы? (2)Не помню. (3)Однако не подлежит сомнению факт, что был момент, когда я обратил внимание на этот странный движущийся предмет. (4)Не помню этого момента.

(5)Помню, однако, как меня учили определять по часам время. (6)Большая стрелка казалась более дружелюбной; та, маленькая, не заигрывала со мной, ушедшая в себя, упорная и знающая своё дело.

1. Тип речи текста.

2. Найти подчинительные союзы в (3) предложении.

4. Определить роль слова «однако» в (3) и (5) предложениях.

5. Найти сложное предложение, состоящее из двух односоставных. Определить их вид.

6. Назвать грамматические основы в (6) предложении.

7. Чем осложнено (6) предложение?

8. Виды придаточных и способ их подчинения в (3) предложении.

9. В каком предложении есть придаточное изъяснительное?

10. Какое предложение связано с предыдущим указательным местоимением и лексическим повтором?

11. Какие средства языковой выразительности используются в тексте?

Текст 4

(1)К пустырю у крепостного вала, где стояла виселица, подошли, когда небо на востоке стало краснеть, как будто оно заливалось румянцем жгучего стыда…

(2)Мучительно стыдно было гвардейскому полку, который привели присутствовать при казни. (3)Стыдно, до боли стыдно было музыкантам играть военный марш…(4)Люди боялись встретиться взглядом с осуждёнными и, потрясённые тем, что творилось у них на глазах, считали страшные минуты…

(5)Как паруса при штиле, замерли лёгкие облака, едва позолоченные лучами ещё не видимого солнца…

Задания

1. Тип речи текста.

2.Найти субстантивированное причастие.

3. Найти простое безличное предложение.

4. Чем осложнено (5) предложение?

5. Найти сложное предложение, состоящее из двух односоставных. Определить их вид.

6. Найти СПП и определить виды придаточных в них.

7. Определить способ подчинения придаточных в (1) предложении.

8. Перечислить союзы из (1) предложения.

9. Определить морфологическую принадлежность слова «стыдно» в (3) предложении.

10. Перечислить и охарактеризовать служебные части речи из (5) предложения.

11. В (5) предложении найти два слова, состоящие из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

12. Какие средства языковой выразительности используются в тексте?

Правило 3. «Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел А, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.

На ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех отведенных часов, первая часть (А) занимала не более 60 минут, вторая (В) - 30 -40 минут, тогда останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике - и на его проверку.

Начни с легкого, т.е. с части А! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


© 2010-2022