- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку «Изменение имен существительных по числам»
Открытый урок по русскому языку «Изменение имен существительных по числам»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сношкина Г.С. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ Бузыкановская СОШ
«Изменение имен существительных по числам»
открытый урок по русскому языку в 4 классе
Составила: Сношкина Г.С.
Урок 4кл
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ
$
Цель: актуализировать знания учащихся об изменении существительных по числам; познакомить учащихся с существительными, употребляемыми только в единственном или множественном числе.
Ход урока
I. Словарная работа.
-
Вставьте пропущенные буквы в слова.
К..р..ндаш, т..тради, д..ревня, к..ртины, пл..ток, м..р..зы, ..гурец, ст..кан, м..тро, р.. бята.
- На какие две группы можно разделить данные слова? (Единственное и множественное.) Выпишите эти слова в два столбика.
-
Знакомство с новыми словарными словами.
1) Космонавт.
Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это?
(Космонавт.)
-
Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова. Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первая часть - космос - «вселенная», или «мир». Вторую часть слова составляет греческое слово наутес - «моряк», «плавать».
-
Ребус {разгадывают учащиеся и записывают слово в тетрадях).
Соберите рассыпанное слово.
-
Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги - «узел» французы превратили в баг - «пакет». От слова баг получили слово багаж, то есть «различные тюки с вещами».
А у нас это слово приобрело и другие значения, например: кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина-пассажира.
3) Лексическое значение объясняет учитель.
Экскурсия - поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с познавательной или увеселительной целью.
-
Этимология. Учащиеся объясняют происхождение слова (один ученик, заранее подготовленный учителем). Слово образовано ог латинского слова экскурро - «выбегаю вперед», «совершаю поездку», которое, в свою очередь, произошло от курро - «бегу», «быстро еду».
J i
-
В какой столбик запишем новый словарные слова? (Единственное число.)
-
Измените число имен существительных (существительные единственного числа поставьте в форму множественное числа и наоборот).
-
Число каких слов нельзя изменить?
Сегодня на уроке мы познакомимся с существительными, которые употребляются только в единственном числе.
-
Формирование новых знаний.
-
Упражнение 8 учащиеся выполняют по заданию учебника.
-
Упражнение 10 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой по вариантам.
-
Вариант I - выпишите существительные, которые употребляются только в единственном числе.
Вариант II- выпишите существительные, которые употребляются только во множественном числе.
-
Работа со словарем.
Выполнение упражнения 9.
Ученик, работающий у доски, записывает пары слов, выделяет окончания у существительных в форме множественного числа.
Форму множественного числа выделенных слов проверяют по словарю под руководством учителя.
-
Работа над обогащением словарного запаса.
-
Н а лоске записаны предложения.
-
А у пить несколько (простыня). 1- углу стояло несколько (кочерга).
-
Раскройте скобки и заключенное в них слово поставьте в нужной форме. (Купить несколько простынь (можно простыней). В углу стояло несколько кочерёг.)
-
Загадка-шутка.
-
-
Как правильно сказать?
у рыбов нет зубов, .V рыб ей нет зубей, У рыб нет зуб?
-
Итог урока.
-
Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упояхзение 1 1.