- Преподавателю
- Русский язык и литература
- "Рабочая программа по литературе, 5-9 классы (Составлена на основе примерной программы по литературе для 5 - 9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под. ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2010). "
"Рабочая программа по литературе, 5-9 классы (Составлена на основе примерной программы по литературе для 5 - 9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под. ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2010). "
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергеева О.А. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Гимназия № 24»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарных наук
Протокол № 1 от 31.08.2015
Руководитель кафедры
______ Н.Н. Мохотаева
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
___________________________
___/А.В.Трубина/___________
Утверждаю
Директор школы
__________________________
__/И.А.Белов /_________
«____» ___________20___ года
Рабочая учебная программа
по литературе
(наименование учебного предмета /курса/)
базовый уровень основного общего образования 5-9 классов
(уровень, ступень образования)
(срок реализации программы)
Сергеева Ольга Адольфовна
Составлена на основе примерной программы
по литературе для 5 - 9 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под. ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010).
(наименование программы, автор программы)
Рабочая программа по литературе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; 2004г.
2. Примерной программы по литературе основного (среднего) общего образования МОРФ; сайт mon.gov.ru
3. Программа Литература. 5-9 классы , под ред В.Я.Коровиной. М.: Просвещение , 2010г.
4. Программы по региональному компоненту «Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 классы», Архангельск, АО ИППК, 2005г.
Рабочая программа соблюдает строгую преемственность с Федеральным базисным учебным планом (ФБУП) для образовательных учреждений РФ.
Общая характеристика учебного предмета, цели и задачи курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладение ими стилистически окрашенной русской речью.
Цели и задачи курса
Цель:
Приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературе. Сформировать представление о литературе как виде искусства.
Задачи:
- дать знания учащимся о самой науке «Литература», ее разделах, целях научного изучения, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, писателях и их произведениях;
- научить понимать внутренние законы литературы, научить анализу художественного произведения, перейти от изучения отдельных произведений к осознанию своеобразия позиции творчества писателя;
- научить применять полученные знания в процессе творческого чтения, вырабатывать навыки грамотной устной и письменной речи;
- воспитать устойчивый художественный вкус у учеников; развить потенциальные творческие способности.
Основной целью программы по реализации регионального компонента является воспитание внимательных, вдумчивых, творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера, их традициям.
Отражение расширения целей и задач изучения предмета
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе - внимание книги; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе - начало курса на историков-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
-
Устное народное творчество.
-
Древнерусская литература.
-
Русская литература 18 века.
-
Русская литература 19 века.
-
Русская литература 20 века.
-
Литература народов России.
-
Зарубежная литература.
-
Обзоры.
-
Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1 - 8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.
Место предмета в Федеральном базисном учебном план
Предмет
Русский язык
5 класс
68 ( 2 часа в неделю )
6 класс
68 ( 2 часа в неделю)
7 класс
68 (2 часа в неделю)
8 класс
68 (2 часа в неделю)
9 класс
102 (3 часа в неделю)
Итого на ступень обучения
374
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 5 классе -68 часов, в 6 классе -68 часов, в 7 классе -68 часов, в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 102 часа для обязательного изучения учебного предмета на базовом уровне (3 часа в неделю).
Результаты обучения и формы контроля
Формами контроля, выявляющих подготовку учащихся по литературе, являются устные и письменные сочинения, отзывы, рассказы, сказки, сценарии, устные сообщения, письменные работы типа тестирования.
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я Коровиной, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программно - методическое обеспечение
-
Программа. Литература. 5 - 9 классы под ред. В.Я Коровиной. -
М.: Просвещение, 2012
2. Учебники:
Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб.-
хрестоматия. В 2 ч. - М.: Просвещение, .2011
Полухина В.Г. и др. Литература. 6 кл.: Учеб.- хрестоматия. В 2 ч./ Под ред.
В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2012
Коровина В.Я. Литература. 7 кл. Учеб.- хрестоматия. В 2 ч. - М.: Просвещение,
2011 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.Литература 8 кл. Учеб.-
хрестоматия. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. 9 кл. Учеб.-
хрестоматия. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
Основание выбора программы и учебника
Программа. Литература 5-9 классы под ред. В.Я. Коровиной. -
М.: Просвещение, 2010 и учебники к ней допущены Министерством
образования и науки РФ.
Рекомендуемая литература для учащихся:
-
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 5 кл. - М.: Просвещение, 2012.
-
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
-
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 7 кл. - М.: Просвещение, 2012 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 8 кл. - М.: Просвещение, 2006.
-
Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 9 кл. - М.: Просвещение, 2012
-
Литература: Фонохрестоматия. Электронное учебное пособие на CD-ROM/
сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012
Рекомендуемая литература для учителя:
-
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
-
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. Книга для учителя литературы/ Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2013.
-
Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
-
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе:
5-9 классы. - М.: Дрофа, 2011
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Кн. для учителя.
М.: Просвещение, 2011
6. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
7. Штейн А.Л. Шедевры русской литературы. Книга для учителя. - М.: Русское слово - учебная книга, 2010.
8. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 в. - М.: Материк Альфа, 2012.
Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете
5 - 9 кл.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
-
rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
5 КЛАСС
1. Количество учебных часов
В год 68 ч. (2 ч. в неделю)
В соответствии с программой региональный компонент по литературе занимает 7 часов в год.
2. Основное содержание с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
-
№
Темы, разделы
Количество часов
Сочинения
(в том числе)
Развитие речи (в том числе)
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
5
1
3
Из древнерусской литературы
1
4.
Из литературы XVIII в.
1
5
Из литературы XIX в.
28
3
6
Из литературы XX в.
25
3
7
Из зарубежной литературы
7
1
8
Развитие речи (в том числе)
7
7
9
Внеклассное чтение (в том числе)
7
Итого
Из них региональный компонент
68
7
8
9
-
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, поставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2011
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
6. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 5 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. На электронном носителе (фонохрестоматия). - М.:Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 кл. - М.: Просвещение, 2012.
3. Беляева Н.В. уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение 2012.
4. Беляева Н.В. Литература 5-9 классы. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2010.
5. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2011.
Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете
5 - 9 кл.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
-
rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
6 КЛАСС
1. Количество учебных часов
В год 68 ч. (2 ч. в неделю)
В соответствии с программой региональный компонент по литературе занимает 7 часов в год.
2. Основное содержание с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
-
№
Темы, разделы
Количество часов
Сочинения
(в том числе)
Развитие речи (в том числе)
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
3
3
Из древнерусской литературы
1
4.
Из литературы XVIII в.
1
5
Из литературы XIX в.
30
3
6
Из литературы XX в.
21
1
7
Из зарубежной литературы
10
8
Развитие речи (в том числе)
7
7
9
Внеклассное чтение
7
10
Итоговые уроки
1
Итого
Из них региональный компонент
68
7
4
7
-
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2011.
2. Полухина В.П. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
3. Полухина В.П. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2013.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
5. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработк: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2013.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2010.
7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2013.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2013.
Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2012.
5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2013.
6. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2012.
7. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2012. .
Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете
5 - 9 кл.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
-
rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
7 КЛАСС
1. Количество учебных часов
В год 68 ч. (2 ч. в неделю)
В соответствии с программой региональный компонент по литературе занимает 7 часов в год.
2. Основное содержание с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
-
№
Темы, разделы
Количество часов
Сочинения
(в том числе)
Развитие речи (в том числе)
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
4
3
Из древнерусской литературы
1
1
4.
Из русской литературы XVIII в.
2
5
Из русской литературы XIX в.
32
2 +1 к.р.
6
Из русской литературы XX в.
21
1
7
Из зарубежной литературы
7
8
Развитие речи (в том числе)
7
7
9
Внеклассное чтение ( в том числе)
7
Итого
Из них региональный компонент
68
7
4
7
-
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведения (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеру стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
-
Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2013.
-
Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2013.
-
Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
-
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2013.
-
Беляева Н.В. уроки литератур в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
1. .Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012
2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2012.
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2011.
5. Беляева Н.В. уроки литератур в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете
5 - 9 кл.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
-
rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
.
8 КЛАСС
1. Количество учебных часов
В год 68 ч. (2 ч. в неделю)
В соответствии с программой региональный компонент по литературе занимает 7 часов в год.
2. Основное содержание с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
-
№
Темы, разделы
Количество часов
Сочинения
(в том числе)
Развитие речи (в том числе)
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
2
3
Из древнерусской литературы
2
4.
Из литературы XVIII в.
3
5
Из литературы XIX в.
36
3 + 2 к.р.
6
Из литературы XX в.
15
1 + 1 к.р.
7
Из зарубежной литературы
8
8
Развитие речи (в том числе)
8
8
9
Внеклассное чтение (в том числе)
10
10
Итоговый урок
1
Итого
Из них региональный компонент
68
7
4 +3 к.р.
8
-
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
-определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра,
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения:
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая е них элементы стилизации.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Просвещение, 2012.
2. Литература. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012
3. Литература. 8 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. и др. - М.: Просвещение, 2012.
4. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
2. Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2012.
4. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2011.
5. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - М.: Просвещение, 2012.
6. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2012.
7. Коровин В.И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2011.
8. Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2011.
9. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2011.
10. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. -М.: Материк Альфа, 2012.
Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете
5 - 9 кл.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
-
rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
9 КЛАСС
1. Количество учебных часов
В год 102 ч. (3 ч. в неделю)
В соответствии с программой региональный компонент по литературе занимает 10 часов в год.
2. Основное содержание с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
-
№
Темы, разделы
Количество часов
Сочинения
(в том числе)
Развитие речи (в том числе)
1
Введение
1
3
Литература Древней Руси
4
4.
Из русской литературы XVIII в.
10
1
5
Из русской литературы XIX в.
54
4
6
Из русской литературы XX в.
25
2 к.р.
7
Из зарубежной литературы
7
8
Развитие речи ( в том числе)
9
9
9
Внеклассное чтение ( в том числе)
10
10
Итоговое занятие
1
Итого
Из них региональный компонент
102
10
7
9
-
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 9 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2012.
3. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2011.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2012.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С:, Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2012.
4. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012. 5. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012
Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете
5 - 9 кл.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
-
rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание;
низкий уровень техники чтения.
2.Оценка сочинений
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Оценка «5»
-
Содержание работы полностью соответствует теме.
-
Фактические ошибки отсутствуют.
-
Содержание излагается последовательно.
-
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
-
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
-
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
-
Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
-
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
-
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».