Внеклассное мероприятие «Шедевры русской литературы»

"Описание материала: Внеклассное мероприятие по литературе в рамках предметного месячника по русскому языку и литературе на тему «Шедевры русской литературы». Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учащихся в области литературы. Материалы мероприятия позволяют повысить уровень подготовки учащихся по литературе, выявить литературно одарённых детей, развивают эрудицию в области литературы. Для мероприятия необходимо оформить книжную выставку, подобрать иллюстрации к используемым художественным произведениям и подготовить видео- или аудиозапись отрывка из любого драматического произведения из школьной программы и шаблоны для творческой работы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе

Дата проведения: 18 ноября 2011 года

Участники: 8-9 классы

Тема: Шедевры русской литературы

Цель: развитие познавательного интереса учащихся в области литературы.

Задачи:

  1. Выявление литературно одарённых детей.

  2. Повышение уровня подготовки учащихся в области литературы.

  3. Развитие эрудиции.

Оборудование: тексты литературных произведений, иллюстрации к текстам, видео- или аудиозапись отрывка драматического произведения, трафареты для творческой работы.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Обратить внимание учащихся на то, что самый активный участник будет награждён (выявлять с помощью жетонов).

  2. Эпические произведения.

Литературоведческая справка. ЭПОС (греч. epos - слово, повествование),

1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины).

2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос - эпическая поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

Викторина (учащиеся пользуются текстами).

  1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской литературы.


Произведение

Жанр

Автор

Белые ночи

Сентиментальный роман

Ф. М. Достоевский

Хаджи Мурат

Историческая повесть

Л. Н. Толстой

Вечер накануне Ивана Купала

Рассказ из цикла произведений

Н. В. Гоголь

Записки охотника

Сборник рассказов

И. С. Тургенев

Пересолил

Юмористический рассказ-сценка

А. П. Чехов

Война и мир

Роман-эпопея

Л. Н. Толстой

Премудрый пескарь

Сатирическая сказка

М. Е. Салтыков-Щедрин

  1. Чей это литературный портрет?

Какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь её была любовь и самопожертвование. Всегда она бывала чем-то занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми и была наполнена её комната, или записывала бельё.

Наталья Савишна.

Л. Н. Толстой «Детство»

Старый травлёный волк, хорошо знакомый гаванскому люду. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей.

Челкаш.

М. Горький «Челкаш»

Девушка невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть её лица. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита. Она нисколько не походила на своего брата.

Ася.

И. С. Тургенев «Ася»


  1. Драматические произведения.

Литературоведческая справка. ДРАМА (греч. drama, букв. - действие),

1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

Просмотр (или прослушивание) отрывка драматического произведения.

Варианты: Н. В. Гоголь «Ревизор», А. С. Грибоедов «Горе от ума».


  1. Лирические произведения.

Литературоведческая справка. ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Определение авторства текста.

Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять.

В. А. Жуковский «Лесной царь» (баллада)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (стихотворение)

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о божием величестве» (ода)

  1. Творческая работа.

Сочинение синквейна, даймонда, диаманты, хайку или штрихов «Осень» (на выбор).

  1. РефлЕксия. Подведение итогов, обмен мнениями, награждение самого активного участника.

Использованная литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

  2. Волжина Е. Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.



© 2010-2022