Урок. Литература. (5 класс) Тема: Поэзия и проза

МБОУ «Пудостьская СОШ» Открытый урок по литературе в 5 классе по теме: «Поэзия и проза. Основы стихосложения». Учитель: Ярцева Е.В. Цели: - проверить ЗУН, которые должны обеспечить преемственность обучения в начальной и средней школе; - формирование системы универсальных учебных действий; -познакомить с различием стихотворной и прозаической речи; -дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе. Итоговая цель: Развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий. Вли...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Пудостьская СОШ»

Открытый урок по литературе в 5 классе

по теме: «Поэзия и проза. Основы стихосложения».

Учитель: Ярцева Е.В.

Цели:

- проверить ЗУН, которые должны обеспечить преемственность обучения в начальной и средней школе;

- формирование системы универсальных учебных действий;

-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.

Итоговая цель: Развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий. Влияние через произведение на чувства, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной ясной и богато-интонированной речи, на формирование чувства ответственности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор

- несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),

- раздаточный материал (Приложение 2).


1. Организационный момент.

Меня зовут Елена Владимировна Ярцева. Мы с вами будем встречаться на уроках русского языка и литературы. А вам интересны эти предметы или вы их не очень любите?

1ряд - кто любит уроки по русскому языку (постараться писать без ошибок)

2ряд - кто любит уроки литературного чтения (будут моими основными помощниками)

3ряд - кто ничего не любит (верите ли вы, что в конце урока вы займёте места во 2 ряду?)

В 5 классе предмет литературное чтение будет называться - Литература. За 1 мин напишите ассоциации (всё, что приходит в голову, когда вы слышите это слово), когда вы слышите это слово.

Литература - слово многозначное.

Литература Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003

1. Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.

2. Литература - это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.

3. Литература - это совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам.

4. Литература - это один из предметов, входящих в школьную программу.

2. Создание эмоционального настроя.

В литературе художественный образ можно описать либо стихотворным языком, либо языком прозы. А вы, что больше любите читать стихи или прозу?

3. Объяснение нового материала

1. Проза и стихи.

А вы знаете, чем отличается проза от стиха?

Сейчас мы проверим:

Прочитайте отрывки и сделайте выбор.

1. Ветер упал, повсюду стало тихо, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.

А. П. Платонов

2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено.

Н. М. Языков

3. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное!

И. С. Тургенев

2. Рифма.

Что такое рифма?

Ри́фма - созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Прозу я писал сам, а стихи - так мне всегда казалось - под чью-то диктовку.

Владимир Алексеевич Солоухин (русский писатель, поэт).

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: Запишите пары

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог".

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости ………..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ………….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

То даже крошек ………..

Вывод: что важно для стихотворения?

-Рифмующиеся слова на конце строчек.

3. Белый стих.

- А теперь посмотрите на следующий отрывок текста.

-Прочитайте самостоятельно и скажите - стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.

И.С. Никитин

Задумались? А знаете почему?

Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.

Акутагава Рюноскэ (японский писатель)

Посмотрите, как записал свое произведение автор:

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

И.С. Никитин

-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?

-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.

-Здесь нет рифмы.

- Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.

-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?

4. Ритм.

-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент.

Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение.

И у стихов, ребята, есть такой узор. Он называется ритмом. Ритм - это и биение нашего сердца, и смена дня и ночи, и в шуме дождя, и в шорохе опавшей листвы его тоже можно услышать. Везде: внутри нас и вокруг нас.

У подлинной прозы всегда есть свой ритм.

Константин Георгиевич Паустовский

А вот по каким законам он строится, мы узнаем с вами на уроках по стихосложению в 5 классе.

Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

5. Рефлексия.

Составьте стихотворения по рифмам.

1. …………………………………..океан

………………………. …………….уши

………………………. ……………ураган

………………………. ……………суши

2. огонь - ладонь - конь - гармонь

3. стакан - банан - карман - обман

4. сок - молоток - Наташка - чебурашка


© 2010-2022