ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Художественная история басни «Ворона и Лисица»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Художественная история басни «Ворона и Лисица»

(Тема урока)

1.

ФИО (полностью)

Ледовских Нина Михайловна

2.

Место работы

Целинная ООШ

Зимовниковского района Ростовской области

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

Литература

5.

Класс

7

6.

Тема и номер урока в теме

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Мотивы судьбы - предсказания в балладе, урок 16 (№1 из 1).

7.

Базовый учебник

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор - составитель Г. С. Меркин. Литература, 7 класс, - М.: «Русское слово», 2011г.

8. Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

метапредметных:

в познавательной деятельности:

- умение структурировать объект познания;

-творческое решение учебных и практических задач;

в информационно - коммуникативной деятельности:

- умение приводить примеры, формулировать выводы;

- умение вступать в речевое общение, участвовать в полилоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

-использование для решения познавательных задач различных источников информации; , формировать исследовательские и ораторские способности; формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте;

в рефлексивной деятельности:

- умение оценивать свои учебные достижения;

- владение умениями совместной деятельности;

личностных

- развивать умение выражать свои мысли логично и последовательно;

- развивать способность иметь собственное мнение;

-развивать навыки рефлексии собственной деятельности;

предметных:

-умение анализировать поэтический текст;

-умение делать сопоставительный анализ текста (сравнение баллады и летописного источника)

9. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: ПК, экран, проектор,
аудиоколонки, компьютер с выходом в интернет.

13. Структура и ход урока.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Целеполага

ние

( постановка целей)

Сообщение темы, целей урока с последующим комментарием.

Озвучивание эпиграфа к уроку (строки из басни Лафонтена «Пастух и лев»)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях, задают возникшие вопросы по поставленным целям.

3 мин.

2

Актуализация опорных знаний

(предкоммуникативный, дотекстовый этап)

ЭОР 1,

(№203161)

ЭОР 2

(№203380)

а) Интерактивное задание «Соотнесите название басен и персонажей».

б) Тест.

Проверка знаний по знакомым басням И. А. Крылова.

в) Практическое задание на определение жанра фрагмента произведения.

Выполняют интерактивное задание, соотносят название басен и персонажей.

Отвечают на вопросы теста.

Выполняют практическое задание.

6

мин.

3

Коммуникативный или текстовый этап

ЭОР 3
И - типа

(26910)

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Художественная история басни «Ворона и Лисица».

ЭОР 4

И - типа

(204149)

3.1.Краткие сообщения обучающихся об Эзопе, Лафонтене, А. П. Сумарокове.

Чтение басен Эзопа и Лафонтена. (Тексты всех басен в распечатке на партах учеников.)

Инсценировка басни Сумарокова.

Делают сообщения.

Слушают информацию о баснях и баснописцах.

Инсценируют басню Сумарокова. Сравнивают басни.

6

мин.

ЭОР 5

(№203478)

Портрет И. Крылова работы К. Брюллова

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Художественная история басни «Ворона и Лисица».

3.2.Слово учителя об И.А. Крылове.

- Посмотрите на портрет великого баснописца. Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».

- Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И. Крылова, познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще

Делают мини - сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Обучающиеся слушают информацию о великом баснописце.

4

мин

ЭОР 6.

И - типа.

Словарь С. И. Ожегова.

3.3.Словарная работа.

Толкование непонятных слов и выражений басни в толковых словарях Ожегова и В.Даля.

Работа со словом.

Работа в группах со словарями

3

мин

ЭОР7.

Аудиозапись басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

3.4. Прослушивание басни в исполнении мастера слова

Наблюдают над изображением характеров персонажей басни

2 мин


3.5. Анализ басни

И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Учитель задаёт вопросы на восприятие текста, проводит работу над формой слова:

-Какая история произошла с Вороной?

- Почему это произошло?

-Как автор относится к героям басни?

Проследите по тексту, какие глаголы использует автор, описывая действия Вороны и Лисицы.

Каким метким словом называет Лисицу?

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).


Принимают участие в беседе.


Работа со словом.




Делают выводы

7

мин

ЭОР8. Мультфильм

((№203157)

3.6. Просмотр мультфильма. Удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны?

Наблюдают над изображением характеров персонажей басни, сравнивают.

3 мин

3.7.Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу. -

Читают произведение по ролям.

Рецензируют прочитанное.

4

мин

Сравните басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.
- Что общего и чем различаются басни?
- Чья басня кажется вам более выразительной?

Заполнение таблицы.

Сравнивают басни, делают выводы в виде таблицы

2 мин

4

Посткоммуникативный

или послетексто

вый этап

Подведение итога урока.

-Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

- Нужно ли изучать басни?

- Чему они учат?

-Справились ли мы сегодня с целями, которые поставили перед собой?

- Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

Оценивание ответов учащихся с комментированием

Делают выводы о художественной истории и об идейно - художественном своеобразии басни: несмотря на давность написания басен (25 веков назад и 100-200 лет назад), они и сегодня вызвали живые отклики и заставили нас спорить. И самое, пожалуй, главное, что эти басни заставили нас задуматься над тем, что такое глупость, лесть, хитрость, тщеславие.

3 мин.

5

Домашнее задание

(даётся по выбору)

Домашнее задание (дается по выбору):

  • Выразительное чтение басни (индивидуально)

  • Иллюстрирование

  • Инсценировка басни (по группам)

  • Сочинить басню

Записывают в дневниках домашнее задание.

Рефлексия

2 мин.




Таблица 2.

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

«Художественная история басни «Ворона и Лисица»», (урок №1)

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1-2

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

ЭОР1-2.

а) Практический, интерактивное задание

б) Тест

Тренажёр

Тренажёр

1. school-collection.edu.ru/catalog/res/6a6718d3-cc91-403e-a146-69882de9f715/?from=18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117&

203161

2. school-collection.edu.ru/catalog/res/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/?interface=pupil&subject=10

203380

3

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Информационный,

иллюстрация

ЭОР3.

И - типа

1.Эзоп.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Художественная история басни «Ворона и Лисица».

3.school-collection.edu.ru/catalog/res/e62ea241-4d49-4ffd-b935-f867a7d45908/?interface=teacher&class=47&subject=10

Эзоп. С картины

Д. Веласкеса

(N 203443)

4

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Информационный,

иллюстрация

ЭОР4.

И - типа

Лафонтен. Иллюстрация

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Художественная история басни «Ворона и Лисица».

4. school-collection.edu.ru/catalog/res/dc8e223d-2c95-489a-9874-025bc9c1c919/?

204119

5

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Информационный,

иллюстрация

ЭОР5.

И - типа

Портрет

И. А. Крылова кисти К. Брюллова ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Художественная история басни «Ворона и Лисица».

5. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8568b16-af80-40b5-ba96-a147e2900a5e/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

203478

6

Информационный,

ЭОР 6.

И- типа


Текст

htpp:ozegov.org/words/34973.shtml

7

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

ЭОР 7.

И - типа

Информационный, аудиозапись басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Аудиофрагмент


6. school-collection.edu.ru/catalog/res/ea8bddb9-759f-478c-a7fc-d876e2bfe489/?from=18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117&

(№ 203453)

8

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Информационный,

ЭОР 8.

И- типа



Мультфильм по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»



files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cd2d25b-5af6-4b83-8f30-1b7e97bc765e/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BVI_09%5D.htm

(№203157)



© 2010-2022