Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развернутый план-конспект урока по зарубежной литературе

Класс: 10

Тема: Ф.Тютчев - поздний романтик. Обзор творчества.

Цель: презентовать творчество Тютчева, проанализировать некоторые его стихотворения

Задачи: обучающие - совершенствовать понимание лирических произведений

Развивающие - развивать образное мышление через раскрытие символов, развивать навыки выразительного чтения

Воспитательные - формировать эстетические вкусы и творческие способности

Методы : эвристический, творческого чтения, исследовательско-поисковый

приемы: беседа, сообщения учащихся, выразительное чтение, слово учителя, работа в группах,

тип урока: урок усвоения новых знаний

оборудование: портрет Ф.Тютчева, тексты стихотворений, схемы-опоры,

ХОД УРОКА

О, душа вещая моя!

О, сердце, полное тревоги.

О, как ты бьешься на пороге,

Как у двойного бытия!..

Ф.Тютчев

1. Организационный момент

- Приветствие

- Проверка отсутствующих

2. Сообщение темы, задач, целей урока

Сегодня мы посвящаем наш урок изучению творчества одного из величайших русских поэтов 19в., Ф. Тютчева. Мы ознакомимся с его жизненным и творческим путем, а также стихотворениями, попытаемся их проанализировать

Слово учителя

Друзья Тютчева вспоминают, что он был некрасивый, неряшливо одевался, но впечатление о нем менялось, как только он начинал говорить. Голос поэта лился, как песня, и все сразу умолкали, зачарованные его речью.

В «многоводном» потоке русской литературы19 в., щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит Тютчеву, о творчестве которого Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»

Написав свое первое стихотворение в 11 лет, пройдя школу русского и западного романтизма, Тютчев перенял многое из его философских идей, став крупнейшим представителем русской философской лирики. Для понимания скрытых психологических пружин его поэзии, необходимо знать некоторые факты биографии Ф.Тютчева.

Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос на тему «Жизненный путь Тютчева»

  1. Где и когда родился поэт? (23 ноября 1803 г. в Орловской губернии в родовитой дворянской семье)

  2. Какое образование получил? (разностороннее, должное, окончил словесное отделение Московского университета)

  3. Почему вступил на дипломатическую службу? (мать не хотела, чтоб на него влияли революционные идеи)

  4. Сколько лет служил в коллегии иностранных дел? (в разных источниках от 22 до 27)

  5. Как на него сказалось пребывание заграницей? (оказался под влиянием учений Шелленга, и других философов)

  6. На какие группы можно разделить стихотворения Тютчева? (социально-философская, интимная и пейзажная лирика)

Изучение нового материала

Работа со схемой-опорой №1

Ф.Тютчев - поэт, потому что только в поэзии сумел выразить свой внутренний мир, то есть свое личное «я».

Каждый из нас является неповторимой личностью. Давайте поразмышляем о себе. Нам поможет опорная схема.

- Какая цель у каждого из нас? (рассказать о себе)

- Как мы можем себя презентовать? (через общение)

- какие проблемы выплывают из этого? ( как себя открыть, так нас и поймут)

- Что происходит, когда мы себя открыли и нас не поняли? ( деградация, утрата своего «я»)

Эти проблемы волновали и Ф.Тютчева. В стихотворении «Silentium» он попробывал выразить свое видение этого вопроса.

Чтение стихотворения «Silentium» (читает учитель)

Самостоятельное чтение учениками стихотворения

Работа с текстом в группах

Задание для 1й группы

Проанализировать структуру поэзии и художественные приемы в стихотворении

Задание для 2й группы

Дать ответы на вопросы

- К кому обращается лирический герой?

- Почему человек должен молчать и таить свои чувства?

- Какую роль играет язык, по мнению лирического героя?

- Можно ли замкнуться в самом себе?

- Какой смысл приобретает мотив «дня»?

- Чем является «молчание» для героя?

Задание для 3й группы

Пользуясь вопросами, выбрать правильный вариант ответа:

- Автор обращается к (внешней, внутренней) части человеческого «я»?

- Поэт предостерегает нас от (правды, неправды)?

- Существование человеческой души проявляется в (умении жить в самом себе, в базарном шуме, дневном свете)?

- «Мысль изреченная есть ложь», потому что (сердце не способно выразить себя. А другие могут тебя понять; изреченная мысль уже несет в себе неправду)

Беседа по вопросам теории литературы

- Что такое романтизм?

- назовите основные черты поэтики романтизма (см. схему-опору №2)

Задание:

Определить черты романтизма в стихотворении «Silentium» Ф.Тютчева, подобрать цитаты, характеризующие эти черты

- Как сердцу выказать себя? И как другим понять тебя? - внимание к человеку как наивысшей ценности

- В самом себе ты жить умей. Есть целый мир в душе твоей - своеобразие романтического героя: его способность уходить во внутренний мир

Задание:

Найти образы-символы (см. схему-опору №3)

Например: «наружный шум», «дневные лучи» - внешний мир; «звезды» - чистота

Проверка усвоения учениками нового материала

Тест

- Тютчев - представитель позднего романтизма, потому что…

- Автор использует в произведении образы-символы:…

- Поэт считает, что необходимо скрывать свои мысли и чувства, чтоб…

- «В себе самом ты жить умей, …»

ИТОГ УРОКА

Для нас Тютчев остается поэтом, который в наше сложное, противоречивое время помогает определить грань между важным и суетным, разобраться в запутанной сети различных идей и концепций, приглашает к откровенному, доверительному разговору о непреходящих нравственных ценностях, о власти человеческого слова, проникающего через века, о могуществе гуманных идеалов, не утрачиваемых даже в кризисные эпохи

Оценка достижений учащихся за урок и комментирование оценок

Домашнее задание

  1. Дайте ответ на вопрос : какие мысли у вас возникли после прочтения «Silentium» Ф.Тютчева?

  2. Читать интимную лирику, проанализировать 1 стихотворение

С

Цель жизни

Презентоватьхема-опора1 Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»

СУрок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»хема-опора №2

Художественные доминанты человек в творчестве романтиков

романтизма

исключительный герой

Неограниченность проявлений внешнего мираи Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»сключительные обстоятельства

Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»

Человек - наивысшая ценностьИДЕАЛЫ романтиков

КУрок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»расота

Предпочтение

Субъективного

начала

Возвышение

«жизни духа»Свобода

Гармония

Природа

любовь

Схема-опора №3

СИМВОЛ

Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium» Суть явлений, образов заинтересованность

Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»

Многозначность философский смысл

Внутреннее

Через внешнее

ЗУрок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»аря свет, гармония

ЗУрок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»везды чистота, жизнь

Наружный шум внешний мир

ДУрок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»невной свет

Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»

Урок Тютчев. Обзор творчества. «Silentium»

© 2010-2022