Методика подготовки старшеклассников к сочинению-эссе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Инновационные решения по развитию творческих способностей учащихся малокомплектной сельской школы»

(Сообщение-доклад Беневоленской Р.А. в рамках областного фестиваля инновационных идей «Инновационной экономике - инновационное образование»)

Хочу вам представить проект «Инновационные решения по развитию творческих способностей учащихся малокомплектной сельской школы». Развитием творческих способностей детей я занимаюсь всю свою учительскую жизнь. В последние же годы, когда в школьную практику прочно вошли информационно-компьютерные технологии, горизонты нашей творческой деятельности значительно расширились. (Слайд 1)

Несмотря на малое количество учеников, удалённость от кипучей городской жизни, пока ещё робкий выход в ИНТЕРНЕТ, сельская школа стремится идти в ногу с прогрессом в образовании. Благодаря введению ЕГЭ, многие наши выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения Твери, Петербурга, Москвы. Как никогда остро встаёт перед нами проблема подготовки молодых людей к адаптации в больших коллективах, развития их умения раскрыть в будущем весь творческий потенциал своей личности.

В сельской местности, к сожалению, отсутствует достаточная сеть внешкольных заведений для развития творческих талантов детей. Этот недостаток необходимо компенсировать сельским учителям, которые просто обязаны помимо основной профессии (если хотят стать нужными воспитанникам!) совершенствовать и свои творческие способности, ИКТ-грамотность. (Слайд 2)

Целью работы в данном направлении я ставлю создание на уроках (прежде всего русского языка и литературы) и во внеурочной деятельности условий для успешного творчества учащихся, основанного на использовании их умений, знаний, полученных при изучении школьных предметов, в процессе приобретения навыков работы в программах ПК воспитание в ученике осознания своей индивидуальности, желания творить, созидать.

Считаю, что применение в комплексе разных видов художественной деятельности с использованием ИКТ-технологий способствует развитию творческих способностей каждого школьника, а значит, - воспитанию активной личности, готовой к адаптации в современном обществе, к созиданию.



Новизна проекта состоит

  • в комплексном развитии творческих способностей детей с помощью ИКТ (прежде всего навыков качественного использования художественного слова);

  • в разработке форм и методов использования компьютерной, цифровой техники (прежде всего на уроках русского языка и литературы);

  • в создании методики развития позитивной мотивации учащихся к творчеству через использование ИКТ.

Практическая значимость проекта

  • Рождается потребность детей в творческом самовыражении, самостоятельность суждений, ответственность за результаты своего труда, желание быть полезным классу, школе, семье, а затем - обществу.

  • Приобретённые навыки творческой работы, работы в ПК будут использованы в дальнейшей жизни школьников, которые станут студентами, работниками фирм, предприятий…

  • Увеличивается число детей с интеллектуальной и творческой одарённостью, что не может не способствовать, в частности, и успешному преподаванию предметов русского языка и литературы.

  • Расширяется диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся и возможность раскрыть эти способности, а затем - совершенствовать.

  • Создаётся система творческой работы с использованием ИКТ (в частности на уроках русского языка и литературы).

  • Повышается квалификация педагогов, сотрудничающих с одаренными детьми (Конкретно - учителя-словесника).

  • Увеличивается число учащихся, продолжающих после школы свое образование по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, ИКТ.

Задачи

  • Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.

  • Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей, поддержки детской одаренности, таланта.

  • Воспитание у учащихся художественной наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, развитие познавательной активности, зрительной памяти, эстетического восприятия.

  • Приобретение оценочных навыков анализа различных художественных материалов в разных видах искусства, умения видеть прекрасное в мире.

  • Приобретение практических навыков работы в программах ПК и с цифровой техникой, что даёт возможность активизировать творческий процесс. И процесс получения знаний.

  • Обучение владению техникой творчества, созданию "законченной вещи", то есть произведения.

  • С целью стимулирования творческой деятельности - активное участие в различных (школьных, районных, областных, всероссийских) творческих конкурсах.

Гипотеза

Применение в комплексе разных видов художественной деятельности с использованием ИКТ-технологий способствует развитию творческих способностей каждого школьника, а значит, - воспитанию активной личности, готовой к адаптации

в современном обществе, к созиданию.

Основные концептуальные положения проекта.

Понятие творческих способностей

Творчество - создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности, благодаря которой ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом - значение творчества для формирования личности.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К активной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.

Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание изучаемого материала, а психологический тип усвоенных знаний, определяемый видом деятельности, в которой они приобретались.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

Учитель может учить детей тому, что умеет сам. Это определяет выбор направлений нашей творческой работы. Более 40 лет веду в школе русский язык, литературу и ИЗО. (Года два-три назад я стала вести ещё и информатику). Живопись, графика, литературное творчество, жанры журналистики - наши области искусства. В последние годы мы активно осваиваем компьютерные, цифровые технологии. Они нам помогают как во всех вышеназванных видах творчества, так и добавляют новые ориентиры: фото и видео, слайд-шоу, презентации, компьютерная графика, звуковые стенгазеты и т.д.

Убеждена: «Задатки творческих способностей присущи любому человеку!» Это исходное положение, подкреплённое годами, десятилетиями моей практики. Надо только обнаружить эти задатки, чтобы впоследствии их развить. Такова, на мой взгляд, задача современного учителя.

Однако оптимальное художественно-творческое развитие эффективно только тогда, когда учитывается и совершенствуется индивидуальный уровень одаренности ребенка. А это возможно при взаимодействии учителя с учеником по следующим моделям:

(Слайды 3, 4, 5: модели)

1 модель - «учитель ведет за собой ученика»;

2 модель - «учитель и ученик взаимодействуют на равных»;

3 модель - «ученик ведет за собой учителя, т.е. в нём рождается индивидуальность».

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития способностей детей позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, способствует пробуждению их эмоциональной отзывчивости, творческого воображения, активности, что немаловажно и для изучения в школьной программе русского языка раздела «Развитие речи», и для восприятия художественного произведения на уроках литературы.

Компьютерные, цифровые технологии делают процесс творчества оперативным, удобным, интересным, стимулирующим к творческой деятельности, результаты же творчества - более зрелищными. Как учитель информатики, я неоднократно в этом убеждаюсь. А как учитель русского языка и литературы, ощущаю необходимость практического применения ИКТ в обучении детей предмету. Информационно-компьютерные, цифровые технологии стали базой нашего творческого процесса, так как и ученику, и учителю они расширили горизонты деятельности, дали новые возможности. (Слайд 6: схема).

Ну и не секрет в том, что дети творческие лучше осваивают программу предметов, которые я веду. Например, создают сочинения в ГИА, ЕГЭ.

Этапы реализации проекта

«В мои руки» ученики попадают в пятом классе. Именно с этого возраста и начинается наше «творческое» общение. Первый шаг к творчеству - определение наклонностей. Рисует? Или склонен к написанию стихов (чувство ритма, эмоции, наблюдательность)? А, может, способен написать небольшие словесные зарисовки? Либо тянется к созданию мультимедийных произведений в программах ПК, фото, видео, компьютерной графике? И т.д. В зависимости от интересов и склонностей определяется вид (виды) творчества.

Периоды (этапы) творческой деятельности

  • 5 - 6 классы. Период обучения, накопления навыков: учитель обучает.

  • 7 - 8 классы. Период совместной творческой деятельности: учитель - ученик.

  • 9 - 11 классы. Период индивидуальной творческой работы: учитель только в качестве консультанта, научного руководителя.

Так происходит переход от теории и обучения к совместной практике и затем - к индивидуальному творчеству.

В работе использую следующие методы:

  • Метод привлечения жизненного опыта детей, который играет важную роль в решении различных творческих проблем.

  • Метод передачи, показа навыков работы учителя ученику.

  • Метод диалогичности. Учитель и ученик - собеседники. Совместно выясняем и находим правильное решение.

  • Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. Демонстрируются варианты решения одной и той же художественной задачи.

  • Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся. Особенно любим мы заниматься исследованием далёкого прошлого нашего края.

В качестве мониторинга служат различные выставки работ и конкурсы, участвуя в которых мы показываем результаты, итоги своего творчества.

(Слайды «Наши достижения» с 7 по 12: с 2007 года по 2012).

Реализация проекта

В 5 классе на уроках литературы, русского языка, ИЗО, кружках юных поэтов, прозаиков, пользователей ПК, краеведов - определение интересов, наклонностей детей при помощи включения в программу предмета (как фрагмент урока) Минут творчества. Создание творческих групп: оформители, поэты, художники, фотомастера, компьютерные графики и т.д. (На примере методических разработок уроков русского языка и литературы я покажу, как мы это делаем. Смотрите разработки уроков.). Довольно часто учащиеся активно участвуют в работе 2-3 групп. Это происходит как вследствие способностей детей, так и из-за небольшой наполняемости классов.

В группах учащихся 5 - 6 классов идёт обучение на материале конкурсных заданий школы, района, области, страны… Ведь в конкурсах сегодня нет недостатка. Конечно, мы выбираем прежде всего конкурсы, в которых «шлифуем» навыки, полученных на уроках русского языка и литературы (сочинение стихов, запись рассказов, воспоминаний, литературная обработка краеведческих проектов).

Например, участвуя в областном конкурсе «Подрост», создаём сборник художественных произведений «Верхневолжский лес и его обитатели». (6 кл.) Одни (поэты) пишут стихи, другие (прозаики) - рассказы, третьи (фотографы) делают фотографии, четвёртые (поисковики) ищут материал об особенностях верхневолжского леса, пятые (компьютерные графики) на ПК оформляют сборник. Учитель организует работу, помогает в случае неудачи, обучает.

В группах учащихся 7 - 8 классов почти самостоятельная деятельность, но в общении с учителем. Например, творческая работа «Русская народная игра «Чижик» для областного конкурса в номинации «Традиционная нематериальная культура», которую выполнили учащиеся Андреев Денис и Воронин Владимир. Они занимались и поиском материала (беседа со старожилами родного края), и описанием игры, и оформлением (фото, видео). Сами сыграли в чижика, снялись в видеофильме. Большая поисковая творческая работа была посвящена следующим темам: «Моя родословная», «Живая вода родного края» (о родничках села и округи), «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», видеофильм на конкурс чтецов «Сказание о Косте Новоторженине», многочисленные сборники стихов, конкурсы художников (последний посвящён бабочкам из Красной книги Тверского края). Во всех вышеперечисленных работах ученикам пригодились навыки, полученные на уроках русского языка и литературы: умение строить художественное сочинение, создавать литературное произведение (стихотворение, рассказ), выразительное чтение, актёрское мастерство, навыки режиссёра, сценариста... Не только пригодились, а ещё и получили своё развитие.

Учащиеся 9 - 11 классов самостоятельны в выборе темы и вида творческой деятельности. Их работы более фундаментальны. Лингвистическое исследование «К вопросу об этимологии и топонимике географических названий нашей местности», краеведческо-лирическое сочинение «Поэзия дворянских гнёзд» (Кудрявцева Нина, 10 кл.), конкурсное сочинение «Чехов в моей жизни» Бодровой Анны (11 кл.), сочинение и презентация девятиклассников «История Страшевичской церкви Рождества Богородицы», сочинение-исследование и презентация 9 класса «Учительство родного края в годы Великой Отечественной войны», учебно-исследовательская работа-сочинение «Судьба моей бабушки как отражение народной судьбы в годы Великой Отечественной войны» Сальниковой Юлии (9 кл.) и т.д. Учитель - лишь консультант, научный руководитель.

Какова роль компьютерных технологий? В творчестве нам помогают следующие программы: Paint, Word, Power Point, Slideshow (слайд-шоу), Publisсher, Picture Manager. Используем Excel, Nero, Videostudio, Adobe Photoshop, Movia Maker…

Текстовый редактор Word незаменим как при работе с текстом (правка, обработка, совершенствование), так и при оформлении (выбор шрифта, соответствующего теме, введение иллюстраций, фото).

Графический редактор Paint позволяет обучать начинающих художников цветовой композиции, узору, законам перспективы и т.д.

Программа создания плакатов, бюллетеней, буклетов, грамот, визиток, календарей, открыток Publisсher необходима при работе над этими художественными проектами.

Power Point даёт широкие возможности создания презентаций. Power Point - мультимедийная программа, потому активно включаем текст, рисунки, фото, диаграммы, таблицы, анимацию, музыку. Презентация - это тоже искусство. Хорошая презентация воздействует на зрителя, как фильм. И сделать её творчески, эстетически грамотно непросто.

Цифровую фотографию помогает обрабатывать, доводить до совершенства программа Picture Manager.

Nero, Videostudio, Movia Maker, Киностудия позволяют работать с видеокадрами.

Adobe Photoshop (фотошоп) - обработка фото с фантазиями, а Еxcel - цифровой редактор - нужен для создания графиков, диаграмм исследовательских работ.

Совсем недавно мы открыли, обнаружили новую для нас мультимедийную программу - Slideshow (слайд-шоу). Она позволяет создать лёгкий, быстрый, красивый фоторяд в великолепном оформлении с включением небольшого текста и музыки. Slideshow эффектнее презентации, поэтому нам понравилось работать с этой программой.

(Слайд 13) В заключение мне хочется присоединиться к словам одного из педагогов Б.Асафьева: «Ребёнок, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть). Но, возможно, он будет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь».

(Слайды 14 - 18) Ну а ближайшая перспектива?.. Не секрет, что творчески развитая, одарённая личность успешно преодолевает преграды ЕГЭ и ГИА. Это подтверждают итоги экзаменов и поступления учащихся нескольких выпусков Страшевичской школы.

И ещё одно хотелось бы сказать в заключение. Невозможно иногда «разделить» на виды искусства способности детей. Талантливый человек, как правило, талантлив во всём: и сочиняет, и рисует, и успешно занимается краеведением… Потому и я, прежде всего учитель русского языка и литературы, конечно же, во главу угла ставлю развитие у детей литературных, лингвистических способностей. Однако не могу не обратить внимания на живопись, на компьютерную графику, на краеведческие исследования и т.д., так как это тоже помогает успешному усвоению предметов, которые я веду. Надеюсь, вы со мной согласны. И наши работы, и методика проведения занятий, и достижения - в приложениях. Мы растём и совершенствуемся на выбранном пути.

(Презентация, сопровождающая сообщение, и слайд-шоу прилагаются на диске).

Использованная в проекте литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012 г. стр.4. ug.ru/ Сайт «Учительской газеты».

2. Макарова Г.А. Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеклассной работе (на сайте учителя)

3. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры.- М., 1990.

4. Гартунг Т.А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин

гуманитарного цикла // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2008. - №1 (49). - С. 82-90

5. Троилова Т. В. Развитие творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы с использованием информационно-компьютерных технологий». proshkolu.ru

6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии-1989-№ 6.

7. Иманова О. А. Развитие деятельностной и креативной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средней полной школы средствами мультимедиа-технологий // Информатика и образование. - 2009. - №5.

8. Ленский В.Е., Лепская Н.А. Компьютер в художественном образовании. М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.

Интернет-ресурсы:

  • pedsovet.org

  • festival.1september.ru

  • mir-konkursov.ru

  • edu.1september.ru

  • happy-school.ru

  • proshkolu.ru

Беневоленская Р.А., учитель русского языка и литературы МОУ Страшевичской СОШ Торжокского района


© 2010-2022