Приёмы дифференциации при работе с учебником

Технология уровневой дифференциации не панацея от всех проблем, но очень многие проблемы снимает,дисциплинирует всех: как педагогов, так и учеников. повышает ответственность, делает преподавание систнмным, логичным. не хаотичным. Перед нами очень разные ученики по темпераменту, интеллекту, характеру. способностям. Как построить работу так, чтобы учебный материал был понят каждым? Цель данной статьи - познакомить коллег с дифференцированными приёмами учебной работы на разных уровнях обучения. Осн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Приёмы дифференциации в работе с учебником

на уроках русского языка»

Чтобы дифференциация была систематической и целенаправленной, надо хорошо представлять уровни усвоения знаний, по которым постепенно поднимается ученик в процессе обучения.

УПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомровни усвоения

Репродуктивно Продуктивно

Приёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебником

Эвристический Творческий

РПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомаспознавание Воспроизведение

Приёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебником

Эксперт

Проблемная ситуация

Проект

Творец

Проблема

исследование

(с подсказкой)

Ученик

Тест - задание на выбор ответа

(по памяти)

Исполнитель

Задания на проверку запоминания: типичная задачаПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебником

Приёмы дифференциации при работе с учебником

Приёмы дифференциации при работе с учебником

Приёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебникомПриёмы дифференциации при работе с учебником


Мастерство владения информацией проявляется в способности применить усвоенную информацию к решению различных задач. Эта способность характеризуется и измеряется уровнем усвоения деятельности (α).

Уровень усвоения - это текущий показатель качества, меняющийся в ходе урока и в процессе работы с учеником. Уровень усвоения наращивается плавно в процессе обучения от полного незнания учащимся исходного материала (α0) до творческого владения им ( α4).

α1Приёмы дифференциации при работе с учебникомРассмотрим выше приведённую схему. Различают 2 типа деятельности - репродуктивный (имитация известного) и продуктивный (создание нового). Если репродуктивная деятельность выполняется с подсказкой, то это распознавание (ученический уровень). Если репродукция по памяти, без подсказки, то такую деятельность называют воспроизводящей, а уровень усвоения - исполнительным. Наша цель - достижение каждым учащимся α2.

- начальный уровень усвоения деятельности в процессе обучения в какой-либо деятельности. Это начальный уровень обучения вообще. Главная особенность усвоения на этом уровне - неспособность учащихся самостоятельно, без помощи извне воспроизводить и применять усвоенную информацию.

α2- уровень начальной профессиональной деятельности. Учащийся способен воспроизводить по памяти и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач. Ничего нового на этом уровне не создается. Это уровень обязательного обучения.

α3

α3- экспертный уровень - уровень высококвалифицированной профессиональной деятельности, человек решает широкий круг нетиповых реальных задач.

α4- творческий уровень. Если деятельность сопровождается созданием новых, оригинальных методик, то эта деятельность творческая.

Нельзя ни при каких обстоятельствах отклоняться от постепенного восхождения по уровням усвоения. Только после того как учащийся овладеет информацией на низшем уровне, можно переходить к его учению на следующем уровне. Типичная ошибка учителей состоит в том, что все они начинают изложение предмета на 2 уровне, минуя отработку на 1.

Главное - обеспечить движение с одного уровня на другой. А чтобы обеспечить такое постепенное восхождение, необходимо наличие банка заданий по уровням усвоения, для предупреждения и ликвидации пробелов. Чем больше вариантов заданий и упражнений, тем меньше подсказок, возможность тренинга растет, значит, учитель обеспечивает степень автоматизации. А это главное условие формирования навыка.

Я пересматриваю рабочую программу предмета в зависимости от уровня обученности группы. Сравнила время на обучение, намеченное программой, и время, необходимое учащимся на усвоение предмета, и определила, что программа посильна для учащихся гр.13 и совершенно не посильна для гр.2. Скорректировала, дифференцировала объём содержания программы внутри каждой темы для 2гр., а значит и материал учебника. Надо помнить слова К.Пруткова: «Нельзя объять необъятное». Но при этом в содержании предмета должен быть определён обязательный для усвоения всеми учащимися материал. При этом ученик может превысить обязательный уровень обученности.

Дифференцированная работа с учебником

( В.Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку

в старших классах… »)


Учебник - одно из главных (основных) средств обучения. Многие из нас осознают несовершенство тех учебников, по которым приходится работать. Это перегрузка информацией, которая изложена настолько научным языком, степень абстракции изложения такова, что учащиеся не понимают текста и не подготовлены к его восприятию. Они формально запоминают учебный материал без понимания его. Учебник становится недоступным учащимся.

Трудность учебника определяется уровнем соотношения опыта учащихся по α и той деятельностью, которая задана в учебнике. Так, если в учебнике задана цель усвоения α2 и текст учебника требует от учащихся деятельности также на α2 (решение типовых задач с применением без подсказки), то такой учебник будет трудным для учащихся с опытом в данном предмете на α0,1 и лёгким для учащихся с опытом на α3.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует постепенного восхождения по α.

Приёмы дифференциации в работе с учебником

1. Словарная работа по теме параграфа:

α1 - записать толкование слова, запомнить;

- проговорить 3 раза, читая орфографически, записать, сравнить с записью на доске.

α2 - дать толкование слова, понятия;

«угадай слово» - дается толкование, нужно назвать слово;

α3 - ввести это слово в собственный текст, составить предложения.

- «объясни разницу» - работа со словами - паронимами

- диктант с сопоставлением (например, н - нн у причастий и отглагольных прилагательных).

2.Деление текста параграфа на основной, дополнительный, вспомогательный. Например, п.45 (правописание глаголов) содержит 5 больших правил. Я вычленила основную информацию - 45.1, 45.2, 45.4. Ей я уделила больше времени, объяснения. Дополнительную информацию - 45.3, 45.5 включила в разные упражнения в повторительном режиме. Основной принцип деления - концентрация на типичных ошибках и отработка соответствующих правил. Необходимо разумно дозировать информацию в учебнике, то есть сокращать объём учебника.

3. Дозирование объёма информации. Меньший объём информации для слабых учащихся. Слабые изучают 1 объём информации, сильные - 2, 3 объёма.

4. Комментирование, проговаривание всего алгоритма рассуждения как основной приём, обеспечивающий продвижение с α1 к α2. при выполнении тренировочных упражнений.

5. Обязательная коррекция знаний, работа с пробелами. Без этой работы нельзя обеспечить движение с уровня на уровень.

6. Анализ преподавателем всех заданий, упражнений по теме параграфа. Каково соотношение вопросов и заданий на воспроизводство знаний, на формирование новых знаний, на применение знаний? Вопросы и задания должны быть дифференцированы. Анализ показал, что в основном материал учебника дан на α2 . Например, тема «Глагол» содержит 20% упражнений α1 , 6о% - α2 , 20% - α3. Считаю, что при α0 (нет знаний) 20% заданий α1 недостаточно для обучения. Значит надо создавать дополнительные средства обучения - банк заданий α1 по каждой теме.

7.Корректировка перспективно-тематического планирования. Учёт возможностей каждой группы усвоить предлагаемое содержание. Выделить в учебнике некоторый законченный фрагмент, охватывающий материал 2-3 уроков и определить время по программе. Провести обучение учащихся содержанию выделенного фрагмента до полного усвоения учащимися учебного материала.

8. Поиск и использование учебных текстов разного уровня сложности по одной теме. Сейчас я имею 10 учебников разных авторов по русскому языку. Есть возможность выбирать тексты с более доступно изложенной информацией, с разной степенью абстракции.

9. Разработка дифференцированных вопросов для письменных и устных зачётов. Необходимо расписать, на какие вопросы надо ответить, чтобы получить «3», на какие вопросы ответить дополнительно, чтобы получить «4», «5». Таким образом, решается проблемы оценки. Меньше субъективности, меньше конфликтов. О чём спорить, если выполнил уровень сложности «3» Часть зачётов должна быть устная. Только так можно работать на третьем уровне - «глаза в глаза», когда появляется возможность вскрыть слабое звено в знаниях, работать на понимание: «зачем?..», «почему?..», удостовериться, что понимает ученик, а что не понимает.

9. Варианты заданий.

  • После объяснения и записи опоры предлагаю найти в параграфе учебника тот материал, которого нет в опоре, и дополнить конспект - α2.

  • Воспроизвести материал параграфа по таблице (схеме) - α1,2.

  • Сопоставить материал параграфа с таблицей, по которой велось объяснение - α3.

  • Составить обобщающую таблицу на материале нескольких параграфов - α3

  • Составить план ответа по материалу параграфа - α2.

  • Отредактировать предложения с допущенными ошибками: α1 - исправить, α2 - объяснить, α3 - составить свои предложения для редактирования.

  • Упражнения по образцу с подсказкой. Например, № 162, 163. 164 по теме «Варианты падежных окончаний имён существительных» - α1.

  • Выделить ключевые слова темы, текста (α2) и определить по ним основную мысль текста. Подобрать к основной мысли примеры, доказательства - α3.

  • Выделить смысловые части с помощью абзацев - α3. Сформулировать тезисы - α3.

  • Сравнить близкие по теме параграфы, например, обособление определений и обособление приложений - что общего? - α3. По составленной таблице учащиеся воспроизводят - α2. Дополняют таблицу примерами из параграфа - α2, своими примерами - α3.

  • Задавание вопросов по параграфу друг другу на внимательность - α3.

  • Составить презентацию по материалу учебника, соблюдая принципы яркости, краткости, полноты информации - α4.

Вариант дифференцированного задания:

Тема: Имя числительное

Цель: выработать навык чтения числительных в косвенных падежах.

α1 - чтение предложений с числительными с использованием опорных таблиц;

α2 - чтение примеров без опоры из упражнений учебника;

α2 - подбор примеров из газетных материалов и чтение с листа без подсказки;

α3 - участие в ролевой игре - занятие вакантного места диктора телевидения и выразительное чтение текста перед работодателями.



© 2010-2022