Интегрированный урок Мой Пушкин (9 класс)

                             МОЙ ПУШКИН (2 урока)   Цели: познакомить учащихся со страницами пушкиноведения;             Вызвать интерес к личности поэта, к его творчеству;             Развивать монологическую речь учащихся, умение письменно оформлять             Свои мысли. Эпиграф.                                         Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью                                                   Он никогда бы не умер, жил бы вечно…                                                                Из письма М.Цветаевой Оборудование. 1. На доске тема урока, эпиграф , высказывания писателей о Пушкине. 2. Портреты Пушкина. 3. Газета «Поэты – Пушкину». 4. Запись романса Глинки «Я помню чудное мгновенье».Фрагмент из оперы Чайковского «Евгений Онегин». 5.Выставка книг о Пушкине. 6. Фотографии, запечатлевшие сцены из оперных спектаклей, из кинофильмов и мультфильмов по произведениям Пушкина.            ? А  какой он, ваш Пушкин? Чем особенно близок и понятен ?           Материал двух уроков. Урок интегрированный.                                           Ход урока. Слово учителя.   Пушкин… О нем написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его лирике, к его гению, к тому, что он – солнце русской поэзии, к тому, что он – «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» ( Гоголь ), что он – «начало всех начал» ( Горький ), что он – «наше все» (Ал. Григорьев), что он – «самый замечательный человек в России» ( Николай 1 ), что он «обладает всемирной отзывчивостью» ( Достоевский ), что он наш современ – Ник, ибо идет рядом с каждым из нас от рождения до смерти. Его поэзия будит в нашей душе самые лучшие и благородные чувства. Именно чувства и любовь к его слову.     Как замечательно сказал о нем Тютчев:                                Тебя, как первую любовь,                                 России сердце не забудет!      Пушкин -  спутник многих поколений без малого почти два столетия. О нем говорят – «мой Пушкин». В этом признак особенно доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. Кажется, иначе быть не может и не могло, не правда ли? Но это взгляд с позиций нашего дня. Образ поэта в представлениях Разных поколений не был единым, неизменным. История восприятия личности и творчества Пушкина в отечественной культуре непроста и очень объемна. Она уже стала в чем-то наукой, получившей название «пушкиноведение». Какой же она была?       В строках , обращенных к России, Пушкин метко и лаконично сформулировал закон неисчерпаемости великого художника. Гений для потомков – «вечно тот же, вечно новый». Завершив жизненный путь, он оставляет миру свое наследие, к которому уже не прибавляются новые произведения, но его жизнь продолжается в памяти общества. Каждое поколение прочитывает творения по-своему, открывает для себя будто впервые , с позиций своего времени определяет художественную их ценность. Классик оказывается современником своих потомков.       Пушкин являет собой пример наиболее яркий. Он живет, развивается, меняется в социальной памяти, он поистине всегда и бесконечно нов. Чтобы убедиться в этом, проследим динамику восприятия его облика и творчества. Отправимся в прошлое…       Вообразим, что нам удалось попасть на выставку, где были собраны шедевры из разных областей искусства, посвященные нашему Пушкину. Конечно, нельзя объять необъятное, но мы побываем в разных залах и прикоснемся к миру гениальных творений, на создание которых их авторов вдохновил любимый всеми поэт.        Чтобы представить себе духовный мир человека, нужно познакомиться с ним в первую очередь визуально. Итак , мы в зале, который называется «Пушкин в живописи».   Доклад  учащегося. Некогда считалось, что душа может покинуть тело человека и, каким-то волшебным способом переселиться в его изображение. Но ведь такое волшебство действительно существует, и это волшебство – искусство. Сила искусства удержала многих людей, запечатленных художниками, от исчезновения, от забвения. Они останутся с нами и с теми, кто будет жить после нас.  Мы с первого дня жизни в окружении пушкинских портретов, с ранних лет своих знаем его неповторимый лик.   Фотография в пушкинские времена еще не была изобретена. Портреты – вот то единственное, что есть у нас с изображением лица этого великого человека.   Пушкин – гениальный поэт, выдающаяся личность, обаятельный человек – всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляет целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина.   Когда мы слышим имя поэта, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Выражение энергии в лице или другое – задумчивой грусти. Таким мы помним его с детства по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников – Василия Андреевича Тропинина и Ореста Адамовича Кипренского.    Интересна история создания работы Тропинина. В первую же встречу с Александром Сергеевичем художник делает подготовительный набросок – этюд для будущего портрета. Мы так привыкли к главному тропининскому портрету, что Пушкин на этюде, на первый взгляд, пожалуй, некрасив.    Этюд – первое впечатление художника. Поэт совершенно домашний, непричесанный, а все ж вдруг открывается и пленяет нас быстрый поворот головы, блеск широко распахнутых, устремленных к какой-то значительной мысли глаз…    Между этюдом и портретом был еще и карандашный набросок. Через него художник прокладывает путь от первого впечатления к окончательному изображению.    «Главный» портрет – не увеличенный в несколько раз этюд и не соединение этюда с карандашным наброском. Этот портрет рождается в особом проницательном всматривании в того, кого пишешь. Как далек этот человек на портрете – Пушкин! – от Пушкин, быстро и точно намеченного в этюде. Хоть в повороте головы остается глубокая задумчивость, но сам поворот становится величественным и гордым, широко разворачиваются плечи, фигура поэта обретает уверенность и силу. Складки халата становятся широкими, свободными. Слегка растрепанные завитки волос , свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф говорят и о будничной простоте, и о вдохновении, внезапно озарившем поэта. В сосредоточенном взгляде угадывается уже не просто напряженная мысль, но мысль поэтическая.    С 1909 года этот портрет принадлежит Третьяковской галерее.      Другой известный портрет Пушкина – работа Ореста Адамовича Кипренского. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин у Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки – любимая поза поэта – подчеркивают его замкнутость в себе, сосредоточенность.    Художник не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленоватых тонах. Только лицо дано теплым розоватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща.    Статуэтка Музы была вписана потом, по просьбе друзей поэта.   Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой.     При жизни поэта было создано 12 его портретов, но не все они сделаны с натуры. Большая часть их приходится на первое десятилетие: вторую половину 20-ых – начало 30-ых годов 19 века. На этих портретах Пушкин выглядит по-разному. И это объясняется не только индивидуальностью художника ( у каждого из них свой Пушкин! ), его творческой задачей, но и особенностью внешности поэта. Лицо его было необычайно живым, выражение часто менялось, отражая яркую и напряженную духовную жизнь.       3. Слово учителя.     Продолжим нашу экскурсию.      Мы входим в другой зал и погружаемся в мир музыки. Музыка и Пушкин. Разве это не синонимы? Каждое слово, слетевшее с поэтических уст Александра Сергеевича, достойно быть увековеченным в гармонии мелодий. Многие композиторы были счастливы, прикоснувшись к гению поэта, оставить после себя музыкальные шедевры, освещенные и его именем. 4. Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».   Доклад учащегося «Пушкин в музыке».  -  Имя Пушкина навсегда вошло в историю русского музыкального творчества: больше столетия его поэмы, драмы и повести, его сказки и лирические стихотворения пленяют воображение композиторов , обогащают их мысль и служат источником драматических замыслов; больше столетия помогают они глубже видеть и  ощущать русскую действительность, понимать и любить родную речь, историю народа и его творчество. Можно сказать уверенно, что гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре,- он активно участвовал в ее их дела – строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль.      Влияние это оказалось решающим в тот период , когда на мировую арену вышли основатели русской классической школы – Глинка и Даргомыжский и продолжатели Мусоргский,Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев. 19 век в музыке почти неотделим от имени Пушкина. О чем бы мы ни писали и ни говорили – о музыкальных образах, оперных сюжетах, вокальном или оркестровом стиле этой эпохи, - мы не можем не коснуться роли и значения Пушкина в творческой биографии композитора. Сюжет, который так долго искал Чайковский, он , наконец, нашел в мае 1877 года. Композитор сидел у давнишней приятельницы своей, известной артистки-певицы Лавровской. Разговор шел  об оперных либретто, и Чайковский с тоской выслушивал самые невозможные сюжеты, которые простодушно предлагал муж Лавровской. Елизавета Андреевна молчала и только добродушно улыбалась, потом вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?» Идея превратить в оперу стихотворный роман Пушкина показалась Чайковскому нелепой, и он ничего не ответил. Потом, обедая один в трактире, он неожиданно вспомнил об «Онегине», задумался и вдруг взволновался. Не заходя домой, кинулся разыскивать томик Пушкина, найдя, поспешил к себе и с восторгом перечитал. Потом провел бессонную ночь, сочиняя сценарий этой чудесной, как он теперь был окончательно убежден, оперы.     Сами собой определились в его представлении узловые сюжетные линии романа, образуя те семь картин, которые могли дать представление о поворотных моментах в судьбе главных героев. Эти сцены ложились на музыку естественно и давали логическое развитие романической линии. Работа над оперой на время отодвинула все. Счастливые и тяжелые переживания растворились в чувстве громадного душевного подъема, в ощущении той полноты, той страстной сосредоточенности чувств, которая обычно сопутствует вдохновению .Это состояние почти не покидало композитора те несколько месяцев, пока создавался «Онегин».  В руках  Чайковского был совершенно необычный для оперы материал    :при всей своей простоте и безыскусственности, он подавлял богатством  мыслей, чувств, оттенков, подчас, казалось бы, противоречивых. Со смелостью гения Пушкин раздвигал границы романа, произвольно объединяя лирические, эпические,    философские и бытовые зарисовки. Легкими прикосновениями поэт придавал такую живую прелесть своим образам, вносил столько движения и жизни в повествование, что музыка словно рождалась непроизвольно при самом чтении романа.      Звучит увертюра из оперы.     Чайковский воспринял и передал пушкинский роман не только как восторженный читатель, но и как самостоятельный художник-мыслитель 70-ых годов. Он сумел воплотить в опере свои мысли о судьбе современной ему русской женщины и о ее жизненной борьбе, раскрыть ее душевный мир, понимание счастья, ее этические принципы; он сумел найти у Пушкина то, «самим им пережитое и перечувствованное», о чем тосковал предыдущие годы.   Композитор писал оперу, дополняя нетленные пушкинские образы собственными мыслями и наблюдениями, собственным опытом и знанием русской жизни, воплощая в искусстве то значительное, что привлекало и пленяло его в современниках.   Чем больше слушаешь оперу, тем все более выразительной кажется глубина раскрытия в ней идей и образов романа. Иногда почти невозможно отделить намерения  композитора и поэта,- так полно, так органически объединились мысли и чувства великих художников. В музыке «Онегина» ощущаешь не только героев романа, но и самого создателя их. Кажется, что голос Пушкина, его поэтическое мышление отражены в высокой лирической атмосфере оперы.    5. Слово учителя.      - Музыкальные шедевры, созданные по произведениям Пушкина, начали свою сценическую жизнь еще во времена великого поэта и продолжают радовать нас до сих пор.     В следующем зале нашей выставки вас ждет рассказ о постановках величайших опер на сценах театров России. Проследим за их триумфальным шествием.  6. Доклад учащегося «Произведения Пушкина на театральной сцене».         - По сочинениям А.С.Пушкина было осуществлено значительное число постановок на сценах отечественных театров. Отметим , что в отличие от А.Н.Островского и А.П.Чехова Пушкин не писал специально для театра. «Маленькие трагедии», « Борис Годунов» изначально предназначались для чтения, а не для сценического воплощения. Драматургические формы в них используются лишь как художественный прием.     Тем не менее, вот уже более полутора веков в основной репертуарный фонд ведущих театров страны входят спектакли по произведениям любимого поэта. В них участвовали корифеи русской сцены, над созданием постановок трудились выдающиеся русские композиторы, художники, дирижеры, балетмейстеры.     При жизни А.С.Пушкина было поставлено всего несколько спектаклей: «Бахчисарайский фонтан», балет «Кавказский пленник или Тень невесты», драматический спектакль «Моцарт и Сальери».     В 1892 году на сцене московского Большого театра Сергей Рахманинов представил свою оперу «Алеко» по поэме «Цыгане».    Интересна судьба еще одного произведения. Трагедия «Борис Годунов» была запрещена цензурой для постановки на сцене до 1866 года. После снятия запрета эта трагедия гордо прошествовала по театрам России 19 – 20 веков:  Малый театр в Москве, Мариинский - в Санкт-Петербурге, Большой  московский театр. В начале 20-ого века «Борис Годунов» на сцене Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина ( ноябрь 1934 года ); в роли Бориса Годунова – Симонов, Лжедмитрия – Бабочкин, Варлаама – Черкасов.     Среди других произведений А.С.Пушкина, с любовью воплощавшихся на сцене, следует назвать следующие: опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1907), в начале 20 века В Большом театре партию шамаханской царицы пела Нежданова; «Каменный гость»- опера Даргомыжского (завершена Кюи и Римским-Корсаковым в 1872 г.). Опера Чайковского «Евгений Онегин»,  созданная в 1878 году ,в наши дни возобновлена в новой постановке Покровского в 1992 году на сцене Большого театра.  Среди опер по пушкинским произведениям особой любовью пользуются «Пиковая дама» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь» Рахманинова.   7.      Слово учителя. -   Начало 20-ого века… Движение прогресса приводит к рождению нового вида искусства, искусства, которое стало неотъемлемой частью нашей сегодняшней жизни. Кинематограф. Разве не удивительно, что уже на заре своего становления кинематограф обращает взор к личности А.С.Пушкина. 8. Доклад  учащегося.   - Одним из первых художественных фильмов, посвященных Пушкину, стала работа режиссера Гончарова, снятая в 1910 году, «Жизнь и смерть Пушкина», в которой мы видим Александра Сергеевича придворным поэтом Николая 1.       Наиболее интересной работой стала лента режиссера Гардина , созданная в 1927 году, «Поэт и царь». Новый фильм , новый взгляд на русского гения. Это историко-биографическая драма о последних годах жизни великого поэта. Фильм вызвал к себе огромный интерес. И как жемчужина кинофонда он получил второе рождение в 1968 году, когда был восстановлен и озвучен на киностудии имени Горького.     Этой же киностудии современный зритель должен сказать «спасибо» за возрождение в 1971 году еще одной ленты, заслужившей в 1937 году золотую медаль на Международной выставке в Париже. Это киношедевр режиссера Народицкого, снятый в 1936, названный «Юность поэта». Фильм рассказывает с особой трогательностью и теплотой о лицейских годах Саши Пушкина.    К сожалению, эти фильмы сегодня не демонстрируются на экранах, а как хотелось бы!     Но отрадно то, что и современный кинематограф обращается к Пушкину. Хотелось бы вспомнить наиболее любимые зрительской аудиторией работы наших кинематографистов. Кто из вас не видел и не полюбил всем сердцем удивительно красивый и музыкальный фильм-сказку режиссера Александра Птушко, снятый в 1973 году, «Руслан и Людмила»? Или проникновенную версию пушкинского «Арапа Петра великого»? Помните неподражаемую игру Владимира Высоцкого в фильме режиссера Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»? А.Митта по-своему интерпетировал Пушкина. Но какой отклик находит образ Ибрагима Ганнибала в наших сердцах, как притягивает силой своих страстей, какой-то детской непосредственностью и чистотой.      Приятно и то, что интерес к русскому гению живет и в сердцах зарубежных мастеров кино. Так в 1986 году был снят совместный советско-чешский фильм, при участии западно-германских кинематографистов по пушкинской драме «Борис Годунов». Снял его талантливый и глубокий режиссер Сергей Бондарчук, который и исполнил главную роль.     Свой Пушкин и у российских мультипликаторов. Кто не знает замечательных рисованных музыкальных версий пушкинских сказок о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке?   И это лишь немного из того, что было создано в кино о Пушкине, по Пушкину для нас.   9.       Слово учителя.          - Представьте себе, что у вас появилась возможность самим поставить что-нибудь из произведений А.С.Пушкина. Что бы вы предпочли? Я задала этот вопрос, когда сегодняшний урок был еще только «в мыслях». И девочки тотчас откликнулись: «Знаем! Это будет здорово!»         Сегодня они хотят предложить свое видение пушкинской Татьяны.   10.  Сцена из романа «Евгений Онегин» в исполнении учениц. «Вечерний разговор Татьяны с няней. Письмо Татьяны». 11.  Слово учителя. -  Сценическое искусство всегда привлекает юных. Кто из нас не мечтал хоть раз в жизни попробовать себя на сцене? Это, конечно, только проба. Но как проникновенно звучала пушкинская поэзия, как завораживали чувства! Первая любовь! Разве она не такая, какой показал ее поэт?      И вот мы в следующем зале нашей выставки. Пушкин в литературе.      Литература является наиболее доступным и объемным видом среди искусств, обращающих свое пристальное внимание, свою любовь к людям, подобным Пушкину. Кто как ни соратники, товарищи по перу  могут помочь читателю глубже  погрузиться в мир великого писателя, понять силу его переживаний, остроту восприятия жизни, драматизм его одиночества, муки и радость творческого поиска?     Наверное, лучше всех его понимали и прочувствовали те, кто жил в одно с ним время. Сколько проникновенных строк хранит русская литература 19 века о Пушкине!  (Обращаемся к записям на доске).      Несколько строк, обращенных «побежденным учителем» к «победителю ученику».  В.А.Жуковский: «…На все, что с тобою случилось, и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели! Милый брат по Аполлону! Это тебе возможно! А с этим будешь недоступен и для всего, что будет шуметь вокруг тебя в жизни…»       А  вот что писал тот, кто мог по праву называть себя учеником А.С.Пушкина.   Н.В.Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное…»        Можно было бы продолжать и продолжать называть имена и произносить сокровенные слова, сказанные писателями, поэтами, историками в адрес Пушкина до бесконечности. Но у вас есть более приятная возможность: взять в руки книгу, особенно заинтересовавшую и познакомиться с чем-то своим, особенным , найти в ней слова, которые встретят в ваших душах отклик и помогут узнать и понять своего Пушкина.       На нашей выставке представлены книги, которые помогут вам найти дорогу к этому познанию. С некоторыми из них вас познакомят ребята.   12.  Доклад учащегося « Ю.Тынянов о Пушкине».   -  Жизнь и творчество А.С.Пушкина всегда привлекали  внимание исследователей, писателей-создателей исторических романов. Среди последних стоит имя замечательного писателя и человека – Юрия Николаевича Тынянова. И нам оно уже знакомо. Вспомните пронизанные глубоким трагизмом строки о гибели Вазир-Мухтара. На последних страницах романа о жизни А.С.Грибоедова мы видим одинокого всадника, встретившего на Военно-грузинской дороге печальный обоз, препровождающий останки русского дипломата, автора бессмертной комедии «Горе от ума». Этот всадник А.С.Пушкин. Именно ему, любимому и, по мнению самого Тынянова, загадочному посвящен следующий роман, названный Юрием Николаевичем кратко, но емко «Пушкин».    Начиная «Пушкина», Тынянов думал, что этой книгой будет закончена трилогия – Кюхельбекер, Грибоедов, Пушкин. К новой книге он приступал издалека, настороженно, неторопливо. Он в полной мере сознавал всю ответственность, ложившуюся на плечи писателя, который осмеливается создать роман, охватывающий всю жизнь Пушкина.    «Эта книга – не биография»,- писал Тынянов в черновике предисловия, сохранившегося в его архиве. – «Читатель напрасно стал бы искать в ней точной передачи фактов, точной хронологии, пересказа научной литературы. Это – не дело романиста, а обязанность пушкиноведов… Я бы хотел в этой книге приблизиться к художественной правде о прошлом, которая всегда является целью исторического романиста». В одном интервью писатель еще более точно определил свою задачу: «Свой роман я задумал не как «романизованную биографию», а как эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта. Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны».    В первых вариантах роман начинался с Абиссинии, с предков Пушкина, с петровского арапчонка. Тынянову показалось, что эти главы не удались, и работа была отложена надолго. Он вернулся к своему замыслу лишь через год, решив идти пушкинским планом автобиографии, который относится к 1830 году  и публикуется обычно под названием «Программы записок». Эта «Программа» вся помещается на одном листочке и представляет собой  настолько краткий перечень событий жизни Пушкина, что некоторые параграфы оставались для исследователей загадкой. «Программа», как известно, доведена лишь до 1815 года.    Нужно было любить и понимать Пушкина, как любил и понимал его Тынянов, чтобы расшифровать эти загадки, эти начатые и брошенные фразы, эти фамилии, которые можно прочесть так или иначе. «Мои неприятные воспоминания»,- пишет Пушкин. Какие воспоминания? О чем? «Нестерпимое состояние»,- пишет он. Чем оно вызвано? Как его объяснить? Тынянов заново прочел этот маленький текст и положил его в основу первой части своего романа. Так, из строчки «Юсупов сад. – Землетрясение. – Няня» вышла удивительная по своей силе глава, в которой угаданы первые движения души маленького Пушкина, те движения, в которых уже виден будущий гениальный поэт.     Во время Великой Отечественной войны в тяжелых условиях эвакуации Тынянов дрожащей рукой писал третью часть своего последнего романа. Он знал, что умирает, но ему хотелось, чтобы в этой третьей части юность Пушкина была рассказана до конца.    …Пушкина высылают. Белой ночью, которая яснее, чем день, он прощается с Петербургом, как с живым человеком. «Его высылали. Куда? В русскую землю. Он еще не видел ее всю, не знал. Теперь увидит, узнает. И начиналось не с северных медленных равнин, нет – с юга, с места страстей, преступлений. Голицын хотел его выслать в Испанию. Выгнать. Где больше страстей? Он увидит родину, страну страстей. Что за высылка! Его словно хотят насильно завербовать в преступники. Добро же! Он уезжал. Вернется ли? Застанет ли кого? Или повернет история? Она так быстра». И дальше: «Он знал и любил далекие страны, как русский. А здесь он с глазу на глаз , лбом ко лбу столкнулся с родною державой и видел, что самое чудесное, самое невероятное, никем не знаемое – все она, родная земля…»     Прощаясь с жизнью, писал Юрий Тынянов прощание Пушкина с юностью. Но мужеством проникнуто каждое слово: «Выше голову, ровней дыхание. Жизнь идет, как стихи». Это было написано, когда все ниже клонилась голова, все чаще прерывалось дыхание…   13.  Слово учителя. -  Среди книг вы видите «Венок Пушкину». Это сборник высказываний и стихов, обращенных к любимому поэту. Перелистывая подобные книги, видишь разного Пушкина: для кого-то он самый близкий друг, для кого-то – источник вдохновения, для кого-то – учитель, наставник, для кого-то – святыня!       Несколько страниц из «Венка Пушкину» мы решили сегодня озвучить.   14.  Учащиеся читают стихотворения.( Привожу в сокращении)   -  И.Бунин «Подражание Пушкину».                        От праздности и лжи, от суетных забав                        Я одинок бежал в поля мои родные,                        Я странником вступил под сень моих дубрав,                        Под их навесы вековые…   -  А.Ахматова.                        Смуглый отрок бродил по аллеям,                        У озерных грустил берегов,                        И столетие мы лелеем                        Еле слышный шелест шагов…   - М.Цветаева «Встреча с Пушкиным».                        Я подымаюсь по белой дороге,                        Пыльной, звенящей, крутой.                        Не устают мои легкие ноги                        Выситься над высотой…   - М. Турсун- Заде «Пушкину».                        Бессмертный!                                Я не спал ночей,                                Твоим дыханием дыша!                         Жизнь коротка –                                 Не спал ночей,                                 Тебя понять, узнать спеша…   - И. Северянин.                         Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! –                          Могущественные слова!..                          И не от них ли на опушке                          Нам распускается листва?..   - Аким Галуев «Встреча с Пушкиным».                           Как людна Пушкинская площадь,                           Над ней высоко,                           Как живой,                           Стоит он, нежно-огневой,                           И ветер плащ его полощет!.. 14. Слово учителя. Среди книг нашей выставки вы видите и маленькую книжку , которая  подсказала мне тему сегодняшнего урока. Это  книга Марины Цветаевой «Мой Пушкин». С нею вас познакомит ваш одноклассник.   15.   Доклад учащегося «М.Цветаева «Мой Пушкин». -  Марина Цветаева – писатель большой и разносторонний. Она проникновенно писала о многих поэтах. Но поистине первой и неизменной любовью ее был Пушкин. Мало сказать, что это ее «вечный спутник». Для нее самой «вечно современный» Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С ним она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.    При этом в отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно-коленопреклоненного почитания литературной «иконы». Цветаева ощущает его не наставником даже, а соратником. Не обинуясь именует она себя «товаркой» Пушкина:                                  Прадеду – товарка: &
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОЙ ПУШКИН (2 урока)

Цели: познакомить учащихся со страницами пушкиноведения;

Вызвать интерес к личности поэта, к его творчеству;

Развивать монологическую речь учащихся, умение письменно оформлять

Свои мысли.

Эпиграф. Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью

Он никогда бы не умер, жил бы вечно…

Из письма М.Цветаевой

Оборудование. 1. На доске тема урока, эпиграф , высказывания писателей о Пушкине.

2. Портреты Пушкина.

3. Газета «Поэты - Пушкину».

4. Запись романса Глинки «Я помню чудное мгновенье».Фрагмент из оперы Чайковского «Евгений Онегин».

5.Выставка книг о Пушкине.

6. Фотографии, запечатлевшие сцены из оперных спектаклей, из кинофильмов и мультфильмов по произведениям Пушкина.

? А какой он, ваш Пушкин? Чем особенно близок и понятен ?

Материал двух уроков. Урок интегрированный.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Пушкин… О нем написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его лирике, к его гению, к тому, что он - солнце русской поэзии, к тому, что он - «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» ( Гоголь ), что он - «начало всех начал» ( Горький ), что он - «наше все» (Ал. Григорьев), что он - «самый замечательный человек в России» ( Николай 1 ), что он «обладает всемирной отзывчивостью» ( Достоевский ), что он наш современ -

Ник, ибо идет рядом с каждым из нас от рождения до смерти. Его поэзия будит в нашей душе самые лучшие и благородные чувства. Именно чувства и любовь к его слову.

Как замечательно сказал о нем Тютчев:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Пушкин - спутник многих поколений без малого почти два столетия. О нем говорят - «мой Пушкин». В этом признак особенно доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. Кажется, иначе быть не может и не могло, не правда ли? Но это взгляд с позиций нашего дня. Образ поэта в представлениях

Разных поколений не был единым, неизменным. История восприятия личности и творчества Пушкина в отечественной культуре непроста и очень объемна. Она уже стала в чем-то наукой, получившей название «пушкиноведение». Какой же она была?

В строках , обращенных к России, Пушкин метко и лаконично сформулировал закон неисчерпаемости великого художника. Гений для потомков - «вечно тот же, вечно новый». Завершив жизненный путь, он оставляет миру свое наследие, к которому уже не прибавляются новые произведения, но его жизнь продолжается в памяти общества. Каждое поколение прочитывает творения по-своему, открывает для себя будто впервые , с позиций своего времени определяет художественную их ценность. Классик оказывается современником своих потомков.

Пушкин являет собой пример наиболее яркий. Он живет, развивается, меняется в социальной памяти, он поистине всегда и бесконечно нов. Чтобы убедиться в этом, проследим динамику восприятия его облика и творчества. Отправимся в прошлое…

Вообразим, что нам удалось попасть на выставку, где были собраны шедевры из разных областей искусства, посвященные нашему Пушкину. Конечно, нельзя объять необъятное, но мы побываем в разных залах и прикоснемся к миру гениальных творений, на создание которых их авторов вдохновил любимый всеми поэт.

Чтобы представить себе духовный мир человека, нужно познакомиться с ним в первую очередь визуально. Итак , мы в зале, который называется «Пушкин в живописи».


  1. Доклад учащегося.

Некогда считалось, что душа может покинуть тело человека и, каким-то волшебным способом переселиться в его изображение. Но ведь такое волшебство действительно существует, и это волшебство - искусство. Сила искусства удержала многих людей, запечатленных художниками, от исчезновения, от забвения. Они останутся с нами и с теми, кто будет жить после нас.

Мы с первого дня жизни в окружении пушкинских портретов, с ранних лет своих знаем его неповторимый лик.

Фотография в пушкинские времена еще не была изобретена. Портреты - вот то единственное, что есть у нас с изображением лица этого великого человека.

Пушкин - гениальный поэт, выдающаяся личность, обаятельный человек - всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляет целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина.

Когда мы слышим имя поэта, мы вспоминаем знакомый облик - вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Выражение энергии в лице или другое - задумчивой грусти. Таким мы помним его с детства по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников - Василия Андреевича Тропинина и Ореста Адамовича Кипренского.

Интересна история создания работы Тропинина. В первую же встречу с Александром Сергеевичем художник делает подготовительный набросок - этюд для будущего портрета. Мы так привыкли к главному тропининскому портрету, что Пушкин на этюде, на первый взгляд, пожалуй, некрасив.

Этюд - первое впечатление художника. Поэт совершенно домашний, непричесанный, а все ж вдруг открывается и пленяет нас быстрый поворот головы, блеск широко распахнутых, устремленных к какой-то значительной мысли глаз…

Между этюдом и портретом был еще и карандашный набросок. Через него художник прокладывает путь от первого впечатления к окончательному изображению.

«Главный» портрет - не увеличенный в несколько раз этюд и не соединение этюда с карандашным наброском. Этот портрет рождается в особом проницательном всматривании в того, кого пишешь. Как далек этот человек на портрете - Пушкин! - от Пушкин, быстро и точно намеченного в этюде. Хоть в повороте головы остается глубокая задумчивость, но сам поворот становится величественным и гордым, широко разворачиваются плечи, фигура поэта обретает уверенность и силу. Складки халата становятся широкими, свободными. Слегка растрепанные завитки волос , свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф говорят и о будничной простоте, и о вдохновении, внезапно озарившем поэта. В сосредоточенном взгляде угадывается уже не просто напряженная мысль, но мысль поэтическая.

С 1909 года этот портрет принадлежит Третьяковской галерее.

Другой известный портрет Пушкина - работа Ореста Адамовича Кипренского. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин у Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки - любимая поза поэта - подчеркивают его замкнутость в себе, сосредоточенность.

Художник не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краски - портрет написан в коричневато-зеленоватых тонах. Только лицо дано теплым розоватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща.

Статуэтка Музы была вписана потом, по просьбе друзей поэта.

Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой.

При жизни поэта было создано 12 его портретов, но не все они сделаны с натуры. Большая часть их приходится на первое десятилетие: вторую половину 20-ых - начало 30-ых годов 19 века. На этих портретах Пушкин выглядит по-разному. И это объясняется не только индивидуальностью художника ( у каждого из них свой Пушкин! ), его творческой задачей, но и особенностью внешности поэта. Лицо его было необычайно живым, выражение часто менялось, отражая яркую и напряженную духовную жизнь.

3. Слово учителя.

Продолжим нашу экскурсию.

Мы входим в другой зал и погружаемся в мир музыки. Музыка и Пушкин. Разве это не синонимы? Каждое слово, слетевшее с поэтических уст Александра Сергеевича, достойно быть увековеченным в гармонии мелодий. Многие композиторы были счастливы, прикоснувшись к гению поэта, оставить после себя музыкальные шедевры, освещенные и его именем.

4. Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Доклад учащегося «Пушкин в музыке».

- Имя Пушкина навсегда вошло в историю русского музыкального творчества: больше столетия его поэмы, драмы и повести, его сказки и лирические стихотворения

пленяют воображение композиторов , обогащают их мысль и служат источником драматических замыслов; больше столетия помогают они глубже видеть и ощущать русскую действительность, понимать и любить родную речь, историю народа и его творчество. Можно сказать уверенно, что гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре,- он активно участвовал в ее их дела - строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль.

Влияние это оказалось решающим в тот период , когда на мировую арену вышли основатели русской классической школы - Глинка и Даргомыжский и продолжатели Мусоргский,Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев. 19 век в музыке почти неотделим от имени Пушкина. О чем бы мы ни писали и ни говорили - о музыкальных образах, оперных сюжетах, вокальном или оркестровом стиле этой эпохи, - мы не можем не коснуться роли и значения Пушкина в творческой биографии композитора. Сюжет, который так долго искал Чайковский, он , наконец, нашел в мае 1877 года. Композитор сидел у давнишней приятельницы своей, известной артистки-певицы Лавровской. Разговор шел об оперных либретто, и Чайковский с тоской выслушивал самые невозможные сюжеты, которые простодушно предлагал муж Лавровской. Елизавета Андреевна молчала и только добродушно улыбалась, потом вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?» Идея превратить в оперу стихотворный роман Пушкина показалась Чайковскому нелепой, и он ничего не ответил.

Потом, обедая один в трактире, он неожиданно вспомнил об «Онегине», задумался и вдруг взволновался. Не заходя домой, кинулся разыскивать томик Пушкина, найдя, поспешил к себе и с восторгом перечитал. Потом провел бессонную ночь, сочиняя сценарий этой чудесной, как он теперь был окончательно убежден, оперы.

Сами собой определились в его представлении узловые сюжетные линии романа, образуя те семь картин, которые могли дать представление о поворотных моментах в судьбе главных героев. Эти сцены ложились на музыку естественно и давали логическое развитие романической линии. Работа над оперой на время отодвинула все. Счастливые и тяжелые переживания растворились в чувстве громадного душевного подъема, в ощущении той полноты, той страстной сосредоточенности чувств, которая обычно сопутствует вдохновению .Это состояние почти не покидало композитора те несколько месяцев, пока создавался «Онегин». В руках Чайковского был совершенно необычный для оперы материал :при всей своей простоте и безыскусственности, он подавлял богатством мыслей, чувств, оттенков, подчас, казалось бы, противоречивых. Со смелостью гения Пушкин раздвигал границы романа, произвольно объединяя лирические, эпические, философские и бытовые зарисовки. Легкими прикосновениями поэт придавал такую живую прелесть своим образам, вносил столько движения и жизни в повествование, что музыка словно рождалась непроизвольно при самом чтении романа.

Звучит увертюра из оперы.

Чайковский воспринял и передал пушкинский роман не только как восторженный читатель, но и как самостоятельный художник-мыслитель 70-ых годов. Он сумел воплотить в опере свои мысли о судьбе современной ему русской женщины и о ее жизненной борьбе, раскрыть ее душевный мир, понимание счастья, ее этические принципы; он сумел найти у Пушкина то, «самим им пережитое и перечувствованное», о чем тосковал предыдущие годы.

Композитор писал оперу, дополняя нетленные пушкинские образы собственными мыслями и наблюдениями, собственным опытом и знанием русской жизни, воплощая в искусстве то значительное, что привлекало и пленяло его в современниках.

Чем больше слушаешь оперу, тем все более выразительной кажется глубина раскрытия в ней идей и образов романа. Иногда почти невозможно отделить намерения композитора и поэта,- так полно, так органически объединились мысли и чувства великих художников. В музыке «Онегина» ощущаешь не только героев романа, но и самого создателя их. Кажется, что голос Пушкина, его поэтическое мышление отражены в высокой лирической атмосфере оперы.

5. Слово учителя.

- Музыкальные шедевры, созданные по произведениям Пушкина, начали свою сценическую жизнь еще во времена великого поэта и продолжают радовать нас до сих пор.

В следующем зале нашей выставки вас ждет рассказ о постановках величайших опер на сценах театров России. Проследим за их триумфальным шествием.

6. Доклад учащегося «Произведения Пушкина на театральной сцене».

- По сочинениям А.С.Пушкина было осуществлено значительное число постановок на сценах отечественных театров. Отметим , что в отличие от А.Н.Островского и А.П.Чехова Пушкин не писал специально для театра. «Маленькие трагедии», « Борис Годунов» изначально предназначались для чтения, а не для сценического воплощения. Драматургические формы в них используются лишь как художественный прием.

Тем не менее, вот уже более полутора веков в основной репертуарный фонд ведущих театров страны входят спектакли по произведениям любимого поэта. В них участвовали корифеи русской сцены, над созданием постановок трудились выдающиеся русские композиторы, художники, дирижеры, балетмейстеры.

При жизни А.С.Пушкина было поставлено всего несколько спектаклей: «Бахчисарайский фонтан», балет «Кавказский пленник или Тень невесты», драматический спектакль «Моцарт и Сальери».

В 1892 году на сцене московского Большого театра Сергей Рахманинов представил свою оперу «Алеко» по поэме «Цыгане».

Интересна судьба еще одного произведения. Трагедия «Борис Годунов» была запрещена цензурой для постановки на сцене до 1866 года. После снятия запрета эта трагедия гордо прошествовала по театрам России 19 - 20 веков: Малый театр в Москве, Мариинский - в Санкт-Петербурге, Большой московский театр.

В начале 20-ого века «Борис Годунов» на сцене Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина ( ноябрь 1934 года ); в роли Бориса Годунова - Симонов, Лжедмитрия - Бабочкин, Варлаама - Черкасов.

Среди других произведений А.С.Пушкина, с любовью воплощавшихся на сцене, следует назвать следующие: опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1907), в начале 20 века В Большом театре партию шамаханской царицы пела Нежданова; «Каменный гость»- опера Даргомыжского (завершена Кюи и Римским-Корсаковым в 1872 г.). Опера Чайковского «Евгений Онегин», созданная в 1878 году ,в наши дни возобновлена в новой постановке Покровского в 1992 году на сцене Большого театра. Среди опер по пушкинским произведениям особой любовью пользуются «Пиковая дама» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь» Рахманинова.


  1. Слово учителя.

- Начало 20-ого века… Движение прогресса приводит к рождению нового вида искусства, искусства, которое стало неотъемлемой частью нашей сегодняшней жизни. Кинематограф. Разве не удивительно, что уже на заре своего становления кинематограф обращает взор к личности А.С.Пушкина.

8. Доклад учащегося.

- Одним из первых художественных фильмов, посвященных Пушкину, стала работа режиссера Гончарова, снятая в 1910 году, «Жизнь и смерть Пушкина», в которой мы видим Александра Сергеевича придворным поэтом Николая 1.

Наиболее интересной работой стала лента режиссера Гардина , созданная в 1927 году, «Поэт и царь». Новый фильм , новый взгляд на русского гения. Это историко-биографическая драма о последних годах жизни великого поэта. Фильм вызвал к себе огромный интерес. И как жемчужина кинофонда он получил второе рождение в 1968 году, когда был восстановлен и озвучен на киностудии имени Горького.

Этой же киностудии современный зритель должен сказать «спасибо» за возрождение в 1971 году еще одной ленты, заслужившей в 1937 году золотую медаль на Международной выставке в Париже. Это киношедевр режиссера Народицкого, снятый в 1936, названный «Юность поэта». Фильм рассказывает с особой трогательностью и теплотой о лицейских годах Саши Пушкина.

К сожалению, эти фильмы сегодня не демонстрируются на экранах, а как хотелось бы!

Но отрадно то, что и современный кинематограф обращается к Пушкину. Хотелось бы вспомнить наиболее любимые зрительской аудиторией работы наших кинематографистов. Кто из вас не видел и не полюбил всем сердцем удивительно красивый и музыкальный фильм-сказку режиссера Александра Птушко, снятый в 1973 году, «Руслан и Людмила»? Или проникновенную версию пушкинского «Арапа Петра великого»? Помните неподражаемую игру Владимира Высоцкого в фильме режиссера Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»? А.Митта по-своему интерпетировал Пушкина. Но какой отклик находит образ Ибрагима Ганнибала в наших сердцах, как притягивает силой своих страстей, какой-то детской непосредственностью и чистотой.

Приятно и то, что интерес к русскому гению живет и в сердцах зарубежных мастеров кино. Так в 1986 году был снят совместный советско-чешский фильм, при участии западно-германских кинематографистов по пушкинской драме «Борис Годунов». Снял его талантливый и глубокий режиссер Сергей Бондарчук, который и исполнил главную роль.

Свой Пушкин и у российских мультипликаторов. Кто не знает замечательных рисованных музыкальных версий пушкинских сказок о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке?

И это лишь немного из того, что было создано в кино о Пушкине, по Пушкину для нас.


  1. Слово учителя.

- Представьте себе, что у вас появилась возможность самим поставить что-нибудь из произведений А.С.Пушкина. Что бы вы предпочли? Я задала этот вопрос, когда сегодняшний урок был еще только «в мыслях». И девочки тотчас откликнулись: «Знаем! Это будет здорово!»

Сегодня они хотят предложить свое видение пушкинской Татьяны.


  1. Сцена из романа «Евгений Онегин» в исполнении учениц. «Вечерний разговор Татьяны с няней. Письмо Татьяны».

  2. Слово учителя. - Сценическое искусство всегда привлекает юных. Кто из нас не мечтал хоть раз в жизни попробовать себя на сцене? Это, конечно, только проба. Но как проникновенно звучала пушкинская поэзия, как завораживали

чувства! Первая любовь! Разве она не такая, какой показал ее поэт?

И вот мы в следующем зале нашей выставки. Пушкин в литературе.

Литература является наиболее доступным и объемным видом среди искусств, обращающих свое пристальное внимание, свою любовь к людям, подобным Пушкину. Кто как ни соратники, товарищи по перу могут помочь читателю глубже погрузиться в мир великого писателя, понять силу его переживаний, остроту восприятия жизни, драматизм его одиночества, муки и радость творческого поиска?

Наверное, лучше всех его понимали и прочувствовали те, кто жил в одно с ним время. Сколько проникновенных строк хранит русская литература 19 века о Пушкине! (Обращаемся к записям на доске).

Несколько строк, обращенных «побежденным учителем» к «победителю ученику». В.А.Жуковский: «…На все, что с тобою случилось, и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели! Милый брат по Аполлону! Это тебе возможно! А с этим будешь недоступен и для всего, что будет шуметь вокруг тебя в жизни…»

А вот что писал тот, кто мог по праву называть себя учеником А.С.Пушкина.

Н.В.Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное…»

Можно было бы продолжать и продолжать называть имена и произносить сокровенные слова, сказанные писателями, поэтами, историками в адрес Пушкина до бесконечности. Но у вас есть более приятная возможность: взять в руки книгу, особенно заинтересовавшую и познакомиться с чем-то своим, особенным , найти в ней слова, которые встретят в ваших душах отклик и помогут узнать и понять своего Пушкина.

На нашей выставке представлены книги, которые помогут вам найти дорогу к этому познанию. С некоторыми из них вас познакомят ребята.


  1. Доклад учащегося « Ю.Тынянов о Пушкине».

- Жизнь и творчество А.С.Пушкина всегда привлекали внимание исследователей, писателей-создателей исторических романов. Среди последних стоит имя замечательного писателя и человека - Юрия Николаевича Тынянова. И нам оно уже знакомо. Вспомните пронизанные глубоким трагизмом строки о гибели Вазир-Мухтара. На последних страницах романа о жизни А.С.Грибоедова мы видим одинокого всадника, встретившего на Военно-грузинской дороге печальный обоз, препровождающий останки русского дипломата, автора бессмертной комедии «Горе от ума». Этот всадник А.С.Пушкин. Именно ему, любимому и, по мнению самого Тынянова, загадочному посвящен следующий роман, названный Юрием Николаевичем кратко, но емко «Пушкин».

Начиная «Пушкина», Тынянов думал, что этой книгой будет закончена трилогия - Кюхельбекер, Грибоедов, Пушкин. К новой книге он приступал издалека, настороженно, неторопливо. Он в полной мере сознавал всю ответственность, ложившуюся на плечи писателя, который осмеливается создать роман, охватывающий всю жизнь Пушкина.

«Эта книга - не биография»,- писал Тынянов в черновике предисловия, сохранившегося в его архиве. - «Читатель напрасно стал бы искать в ней точной передачи фактов, точной хронологии, пересказа научной литературы. Это - не дело романиста, а обязанность пушкиноведов… Я бы хотел в этой книге приблизиться к художественной правде о прошлом, которая всегда является целью исторического романиста». В одном интервью писатель еще более точно определил свою задачу: «Свой роман я задумал не как «романизованную биографию», а как эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта. Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны».

В первых вариантах роман начинался с Абиссинии, с предков Пушкина, с петровского арапчонка. Тынянову показалось, что эти главы не удались, и работа была отложена надолго. Он вернулся к своему замыслу лишь через год, решив идти пушкинским планом автобиографии, который относится к 1830 году и публикуется обычно под названием «Программы записок». Эта «Программа» вся помещается на одном листочке и представляет собой настолько краткий перечень событий жизни Пушкина, что некоторые параграфы оставались для исследователей загадкой. «Программа», как известно, доведена лишь до 1815 года.

Нужно было любить и понимать Пушкина, как любил и понимал его Тынянов, чтобы расшифровать эти загадки, эти начатые и брошенные фразы, эти фамилии, которые можно прочесть так или иначе. «Мои неприятные воспоминания»,- пишет Пушкин. Какие воспоминания? О чем? «Нестерпимое состояние»,- пишет он. Чем оно вызвано? Как его объяснить? Тынянов заново прочел этот маленький текст и положил его в основу первой части своего романа. Так, из строчки «Юсупов сад. - Землетрясение. - Няня» вышла удивительная по своей силе глава, в которой угаданы первые движения души маленького Пушкина, те движения, в которых уже виден будущий гениальный поэт.

Во время Великой Отечественной войны в тяжелых условиях эвакуации Тынянов дрожащей рукой писал третью часть своего последнего романа. Он знал, что умирает, но ему хотелось, чтобы в этой третьей части юность Пушкина была рассказана до конца.

Пушкина высылают. Белой ночью, которая яснее, чем день, он прощается с Петербургом, как с живым человеком. «Его высылали. Куда? В русскую землю. Он еще не видел ее всю, не знал. Теперь увидит, узнает. И начиналось не с северных медленных равнин, нет - с юга, с места страстей, преступлений. Голицын хотел его выслать в Испанию. Выгнать. Где больше страстей? Он увидит родину, страну страстей. Что за высылка! Его словно хотят насильно завербовать в преступники. Добро же! Он уезжал. Вернется ли? Застанет ли кого? Или повернет история? Она так быстра». И дальше: «Он знал и любил далекие страны, как русский. А здесь он с глазу на глаз , лбом ко лбу столкнулся с родною державой и видел, что самое чудесное, самое невероятное, никем не знаемое - все она, родная земля…»

Прощаясь с жизнью, писал Юрий Тынянов прощание Пушкина с юностью. Но мужеством проникнуто каждое слово: «Выше голову, ровней дыхание. Жизнь идет, как стихи». Это было написано, когда все ниже клонилась голова, все чаще прерывалось дыхание…


  1. Слово учителя.

- Среди книг вы видите «Венок Пушкину». Это сборник высказываний и стихов, обращенных к любимому поэту. Перелистывая подобные книги, видишь разного Пушкина: для кого-то он самый близкий друг, для кого-то - источник вдохновения, для кого-то - учитель, наставник, для кого-то - святыня!

Несколько страниц из «Венка Пушкину» мы решили сегодня озвучить.


  1. Учащиеся читают стихотворения.( Привожу в сокращении)

- И.Бунин «Подражание Пушкину».

От праздности и лжи, от суетных забав

Я одинок бежал в поля мои родные,

Я странником вступил под сень моих дубрав,

Под их навесы вековые…

- А.Ахматова.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

- М.Цветаева «Встреча с Пушкиным».

Я подымаюсь по белой дороге,

Пыльной, звенящей, крутой.

Не устают мои легкие ноги

Выситься над высотой…

- М. Турсун- Заде «Пушкину».

Бессмертный!

Я не спал ночей,

Твоим дыханием дыша!

Жизнь коротка -

Не спал ночей,

Тебя понять, узнать спеша…

- И. Северянин.

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -

Могущественные слова!..

И не от них ли на опушке

Нам распускается листва?..

- Аким Галуев «Встреча с Пушкиным».

Как людна Пушкинская площадь,

Над ней высоко,

Как живой,

Стоит он, нежно-огневой,

И ветер плащ его полощет!..

14. Слово учителя. Среди книг нашей выставки вы видите и маленькую книжку , которая подсказала мне тему сегодняшнего урока. Это книга Марины Цветаевой «Мой Пушкин». С нею вас познакомит ваш одноклассник.

  1. Доклад учащегося «М.Цветаева «Мой Пушкин».

- Марина Цветаева - писатель большой и разносторонний. Она проникновенно писала о многих поэтах. Но поистине первой и неизменной любовью ее был Пушкин. Мало сказать, что это ее «вечный спутник». Для нее самой «вечно современный» Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С ним она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.

При этом в отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно-коленопреклоненного почитания литературной «иконы». Цветаева ощущает его не наставником даже, а соратником. Не обинуясь именует она себя «товаркой» Пушкина:

Прадеду - товарка:

В той же мастерской!

В отношении Цветаевой к Пушкину, в ее понимании Пушкина, в ее безграничной любви к нему самое важное и решающее - это твердое, непреложное убеждение в том, что влияние Пушкина может быть только освободительным. Порукой этому - сама духовная свобода Пушкина. В его поэзии, в его личности, в природе его гения Цветаева видит полное торжество той свободной и освобождающей стихии, выражением которой, как она понимает, служит истинное искусство.

Когда Цветаева писала о Пушкине, она твердой рукой стирала с него «хрестоматийный глянец». Отношение ее к Пушкину - кровно заинтересованное и совершенно свободное, как к единомышленнику, товарищу по «мастерской». Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого слова.

Сама она воодушевлялась только безмерностью («Безмерность моих слов - только слабая тень безмерности моих чувств» ). И живо ощущала ее в

Пушкине, в его поэтическом характере. Недаром из всего Пушкина самым любимым , самым понятным, самым своим оставалось для нее:

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю…

Центральное место в пушкинской книжке Марины Цветаевой занимают два очерка - «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев», написанные в 1936 и1937 годах.

В первом очерке очень непринужденно рассказано о том, как ребенок, которому было суждено стать поэтом, с головой окунулся в «свободную стихию» пушкинской поэзии. Рассказано, как всегда у Цветаевой, по-своему, всецело в свете личного душевного опыта.

Ученица зачитывает некоторые фрагменты очерка.

  1. Слово учителя.

- Мойка, 12, 10 февраля, 2 часа 45 минут. Каждый год.

Приходя сюда в такой день и в такой час, всегда невольно думаешь: что же влечет сюда людей? Почему они собираются в этом доме и вокруг? Неизменно и каждый год? Да, конечно, почтить память. Да, конечно, великого. И уже даже только сама такая ритуальность значима и нужна. Но есть здесь какое-то чудо. Никакая самая значимая ритуальность не вмещает и не объясняет того, что совершается каждый год в эти минуты с любым приходящим и приобщающимся - каждый раз переживаемую с новой и чуть ли не нарастающей силой скорбь утраты, горечь недоумения и обиды, как будто вчерашней.

И полтора столетия назад люди здесь, на этом месте, в этот день и час волновались, плакали, скорбели и горько сетовали - запоздало. И полтора столетия спустя мы думаем, как же они не предупредили, не поспешили, не спасли. И полтора столетия спустя мы, уже зная все, думаем, верим: будь мы там, тогда, уж мы-то бы пришли, прибежали, прикрыли! И как укрепляет нас сама пушкинская гибель в этой готовности человеческой, ибо каждый из прошедших с той поры годов приносит России все нарастающую радость приобщения к Пушкину, но по тому же самому все нарастающую скорбь и горечь утраты. Пушкинская кончина каждый раз и всегда велит знать и помнить и о таинстве смерти, и о мужестве преодоления , и о конечной просветленности. Вот почему и в самом уходе Пушкин от нас не ушел, и покидая, он не покинул нас, и оставляя, он нас не оставил: он - Пушкин…


  1. Ученица читает стихотворение Андрея Дементьева:

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг

С достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.

Остались боль да ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…

К несчастью, Соболевский

В тот год в Европах жил.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Все было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали.

Она была в вуали, -

В серебряной пыли.

Он вышел поклониться,

Сказать - пускай не ждут.

Могло все измениться

В те несколько минут.

К несчастью, Натали

Была так близорука,

Что, не узнав супруга,

Растаяла вдали.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.

Под дуло пистолета,

Не опуская глаз,

Шагнул вперед Данзас

И заслонил поэта.

И слышал только лес,

Что говорит он другу…

И опускает руку

Несбывшийся Дантес.

К несчастью, пленник чести

Так поступить не смел.

Остался он на месте.

И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.


  1. Слово учителя.

-Заканчивая нашу сегодняшнюю экскурсию, мы попадаем в зал, в котором (если бы такая выставка существовала на самом деле) видим странные экспонаты. Это раскрытые тетрадки с листочками, исписанными ровным и не очень детским почерком. Что это? Это слова о родном поэте, написанные школьниками разных поколений. У вас появилась возможность пополнить выставку своими работами. Попробуйте написать небольшое сочинение на тему «Мой Пушкин».

19. Работа учащихся над черновиком сочинения. В это время звучит вальс Свиридова из кинофильма «Метель».

20. Чтение нескольких набросков для сочинений.

21. На дом : написать сочинение, подготовить любимые стихотворения Пушкина для рассказывания наизусть.


© 2010-2022