- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка «Жизнь и творчество С. А. Есенина»
Методическая разработка «Жизнь и творчество С. А. Есенина»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новицкая Н.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский - на - Дону строительный колледж»
Цикловая комиссия «Литературы и языков»
Методическая разработка урока
по дисциплине: «Литература»
по теме: «Жизнь и творчество С.А. Есенина»
Преподаватель
Н.Н. Новицкая
Ростов-на-Дону
2016
Тема: "Жизнь и творчество С.А. Есенина"
Цели урока:
- показать динамику развития любовной лирики Есенина,
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
- создать целостный образ поэзии Есенина,
- воспитывать интерес к произведениям русской литературы,
- любовь ко всему земному.
Урок: комбинированный
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы,
аналитическое чтение.
Оборудование:
фотографии,
портреты поэта,
песни и романсы на стихи Есенина,
сборники стихов поэта,
учебники.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы должны с вами познакомиться с жизнью и творчеством великого поэта. Научится анализировать его стихи, рассмотреть тематику его стихотворений, мы будем учится любить Родину так, как любил С. Есенин, понимать животный мир, восхищаться природой.
Домашнее задание:
Так как на дом было задано выучить и проанализировать стихи Есенина, то мы, конечно, послушаем этих студентов, только не вначале урока, а в процессе занятия.
Преподаватель:
Презентация: "Биография С.А. Есенина".
С. Есенин принадлежал к такому литературному течению как имаженизм.
Что такое имаженизм?
Запишите в тетрадь:
Имажинизм (imagо - образ) - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год, когда в Москве был основан «Орден имажинистов».Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Преподаватель:
Итак, о любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах.Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
" Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине", - говорил сам поэт.
Родина - это не только страна, в которой он жил, это и "рязанские просторы", и родимый дом.
Такая любовь к родному краю не могла не отразиться в его творчестве.
Преподаватель раздаёт фотографии и знакомит студентов с родным и любимым краем С. Есенина.
(Чтение отрывков из стихотворений с показом соответствующих иллюстраций).
Кто желает познакомить нас с прекрасными стихами о Родине, о родном крае?
Студент рассказывает стихотворение:
«Возвращение на родину» Сергей Есенин
Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с берёзовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.
Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.
Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клён уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Стара, должно быть, стала…
Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.
Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростёртыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идёт старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живёт Есенина Татьяна?»
«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»
«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»
«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами тёплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да!.. Время!..
Ты не коммунист?»
«Нет!..»
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…
Пойдём домой -
Ты все увидишь сам».
И мы идём, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» -
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.
На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестёр,
Сестёр, а не моя, -
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.
Пришли соседи…
Женщина с ребёнком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.
Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
«Ну, говори, сестра!»
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.
И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берёт…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Почему стихотворение грустное?
Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались близкие и дорогие ему люди. Часто в своих стихотворениях он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы передать свою любовь. (поднималась красна зорюшка, понагнулась, как старушка, улыбнулись сонные берёзки, сторона ль моя сторонка, моя старушка)
Студент:
Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»
Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашёл возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако ещё жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых - «Возвращение на родину», написанное в 1924 году.
Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».
Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живёт его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом.
Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной - «полилась печальная беседа слезами тёплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», - сетует дед на новые порядки.
Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», - отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живёт по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».
Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он - совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.
Преподаватель:
Многие воспринимали поэта как легкомысленного юношу. А этот юноша так тонко чувствовал чужую боль.
Поэзия Есенина разнообразна. От чего зависит тематическое разнообразие поэзии?
(от богатства внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта…) А ещё от способности любить.
И действительно, мы видим, что вся поэзия пронизана любовью: к природе, к животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери. Любовь к матери - это ещё одна тема творчества поэта.
Сергей Есенин очень любил свою мать. Есть стихотворение, которое он назвал "Письмо матери"
Студент рассказывает стихотворение:
«Письмо матери» Сергей Есенин
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»
В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.
Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это - исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди - мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном - «не буди того, что отмечталось».
Для Есенина мать - не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде - богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаённой грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Что кроется за этой тёплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно - слишком тяжёл груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.
Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он - практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остаётся единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все ещё ждут, несмотря ни на что.
Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке - предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Преподаватель:
О чём ещё писал Сергей Есенин? (о животных)
Не секрет, что в деревнях держат кошек и собак, и мы не задумываясь, топим их или можем бросить в них камень… Никто и никогда не задумывался о том, что животные испытывают теже самые чувства, что и люди. Что они тоже страдают и плачут, когда теряют родных и близких. Никто об этом из поэтов в стихотворении не сказал лучше, как С. Есенин.
Студент рассказывает стихотворение:
«Песнь о собаке» Сергей Есенин
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок под талый
Под тёплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»
Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие - существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своём стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.
В основе сюжета этого произведения - типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок , безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.
Когда «хмурый хозяин» сложил новорождённых щенков, которых она так тщательно «причёсывала языком», в мешок и понёс к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамёрзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.
О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». Вся жизнь этого животного - это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.
Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишённых тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа - животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встаёт у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.
Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.
Преподаватель:
Большую часть творчества занимает любовная лирика. Это целая тема: "Любовь к женщине". Она навсегда останется украшением нашей поэзии рядом со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.
С этой темой мы и будем знакомиться.
(Студенты делятся на 2-3 группы, каждой группе преподаватель раздаёт текст поэмы «Письмо к женщине» и задания).
У каждого поэта стихи о любви посвящаются какой - то женщине. У Есенина оно, бесспорно, посвящено тоже женщине, но не только, и так задача: слушая стихотворение, подумайте, какая вторая сюжетная линия существует в данном стихотворении.
(учащиеся слушают аудио стихотворение)
Письмо к женщине!
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
.. . . . . . . . . . . . . .
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
1924
Анализ стихотворения
«Лицом к лицу Лица не увидать.Большое видится на расстоянье».Эти строки, как и все стихотворение С.Есенина «Письмо к женщине», были написаны в 1924 году. К кому они обращались? Советское правительство использовало их для доказательства полной лояльности Есенина к советской власти. Вчитываясь в стихотворение, ясно, что эти строки можно отнести и к женщине, которую когда-то любил поэт, но потерял. Теперь ему остается только сожалеть о ней.
Действительно, в «Письме к женщине» сплетаются, сходятся и расходятся две линии, два мощных пласта:
1. Какие это линии?
Ответ: личные и общественные, любовь к женщине и любовь к родине.
2. В какой форме построено произведение?
Ответ:
Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену их расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним,
3. Почему? найдите ответ в стихотворении
потому что
… вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения.Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в прошлое, а на место ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное.
4. Через какое художественное средство поэт передает свое состояние?
Ответ:
Поэт очень ярко передает свое состояние сравнением: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком». Лирический герой тщетно пытался понять в то время «куда несет нас рок событий».
5. С чем сравнивает поэт Россию? Докажите строками из текста…
Герой сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблем во время сильной морской качки.Больше всего в это время страдают люди. Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: «Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?» Кто смог сразу понять и оценить те колоссальные перемены, которые обрушились на страну в 1917 году? Только избранные, кто обладал дальновидностью, мудростью и умом.
Преподаватель:
Поэт пишет, что время перемен - это всегда страшное время, проверка на прочность, которую многие не выдерживают. Смотреть на человеческую слабость («людскую рвоту») очень страшно. Тонкая душа лирического героя этого не выдержала. Она спряталась, нашла отдохновение в «корабельном трюме» - русском кабаке:
6. Найдите подтверждающие строки в тексте:
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Далее мысль поэта вновь возвращается к его любимой женщине.Он горестно сожалеет, что та, которую он любил, не любила и не понимала его.Строфа «Но вы не знали, Что в сплошном дыму…» повторяется в стихотворении дважды, тем самым подчеркивается ее важность и значимость. Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было, от того, что есть теперь. Всем метания, сомнения и душевные муки в прошлом.
7. Когда герой осознал и понял все произошедшие тогда события:
Найдите подтверждающие строки в тексте…
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Герой сам осознает произошедшие с ним перемены.Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь.Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней.А может быть, он ее просто до сих пор любит?
Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и
«За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша».
8. Завершается стихотворение личной темой, в которую, правда, также «вмешивается» общественная. Переплетение этих линий показывает и подчеркивает всю значимость для героя и самого поэта всего того, что касается его страны, его любимой родины.
В финале герой просит прощения у своей любимой, теперь нет сомнения, женщины за все. С горечью он говорит о том, что он ей не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж».А герой стал для нее лишь…знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии (вспомним Пушкина и его «Я вас любил…»), желает любимой счастья «под кущей обновленной сени».
9.Найдите в стихотворении метафоры, изображающие Россию во время перемен?
Стихотворение наполнено различными средствами художественной выразительности. Среди ни выделяются метафоры. Это и развернутая метафора Россия - корабль. Кроме того, и «я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте», «несет рок событий», «в прямую гущу бурь и вьюг ее направил», «я в ударе нежных чувств», «я избежал паденья с кручи» и так далее.
10. Найдите эпитеты в стихотворении, характеризующие его жизнь?
Много в стихотворении и ярких эпитетов: «шальная жизнь», «прямая гуща», «дикий шум», «пьяный угар», «праздничное вино», «грустная усталость», «яростный попутчик», «светлый труд». Очень ярко сравнение «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком».
11. Обратите внимание, сколько обращений, восклицательных предложений, найдите их в тексте?…..
В стихотворении много обращений, восклицательных предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения.
Заключение.
Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Преподаватель:
Давайте сделаем вывод:
Мы видим как разнообразно творчество Сергея Есенина. И о чём бы мы ни говорили, всё время подчёркивали связь его поэзии с устным народным творчеством. Пожалуй, это главное. Есенин в своих стихах создал мир, где всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.
Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: " Все мы яблони и вишни одного голубого сада; все от дерева. Наверное, поэтому его стихотворения столь человечны.
Его стихи просты и естественны. Писать он может только о том, с чем связан.
Есенин был связан с русской природой, c деревней, с народом. Поэтому, естественно, что народное творчество повлияло на творчество поэта.
Эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Часто он использовал фольклорные выражения: "ковёр шёлковый, кучерявая голова, девица-краса".
Для Есенина характерно одушевление природы. (осень улетела, примчалася зима, Туча кружево в небе связала, пригорюнились девушки-ели)
Это пример олицетворения, когда о неживом мы говорим как о живом.
Вся поэзия Есенина кажется естественной, как будто она льётся из самого сердца. Как песнь простая. А песни русские Сергей Есенин очень любил. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Любил её - грустную, задорную, старинную, современную. Понимал её, чувствовал как-то по - особенному, по-своему. Наверно, поэтому на стихи Есенина создано более 300 вокальных произведений. Это и оперы, и романсы, и песни.
Задание перед песней:
Какое настроение передаёт автор в этом стихотворении?
Сколько эпитетов у него?
А какое у вас настроение?
С помощью каких художественных средств ему удаётся это настроение вызвать у нас?
(слушание песни "Отговорила роща золотая ")
Анализ стихотворения С.А. Есенина "Отговорила роща золотая"
В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы, соотносится с состоянием лирического героя. Здесь поэт создаёт яркий и красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов (золотая роща, голубой пруд, рябиновые кисти). Но весь этот многоцветный мир подёрнут грустью: «отговорила» роща, журавли «грустно» улетают, «костёр рябины красной» никого не может согреть, деревья роняют листву.
Эти минорные ноты соответствуют состоянию самого героя: ему грустно и одиноко, он вспоминает весёлую юность и «души сиреневую цветь», заявляя: «ничего в прошедшем мне не жаль». Однако следующие строки дают понять, что на самом деле герой с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно».
Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадёт трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с вечным потоком мирового времени.
Преподаватель:
Высказывания писателей о Есенине:
Н.Тихонов: "Его всеобъемлющая человечность, его предельная искренность, его любовь ко всему живому давали ему большое право обо всём говорить в стихах".
П.Тычина: "Кого мне поставить в один ряд с ним - таким высокоодарённым, самобытным певцом России? Кто ещё из поэтов мог так сильно чисто, взволнованно и высоко передать в песнях свою любовь к родной земле, к своему народу?"
Эти высказывания подвели итог нашим раздумьям и позволяют повторить главную мысль всей темы: "Есенин - это вечное."
Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт кровь вечно живой поэзии.
Преподаватель: я бы хотела в завершение сказать такие строки…
Стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья"
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!
Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.
Домашнее задание: прочитать и проанализировать поэму «Анна Снегина».
Выставление оценок.