Методическая разработка «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский - на - Дону строительный колледж»



Цикловая комиссия «Литературы и языков»


Методическая разработка урока


по дисциплине: «Литература»


по теме: «Жизнь и творчество С.А. Есенина»














Преподаватель

Н.Н. Новицкая



Ростов-на-Дону

2016

Тема: "Жизнь и творчество С.А. Есенина"

Цели урока:

- показать динамику развития любовной лирики Есенина,

- совершенствовать навыки выразительного чтения,

- создать целостный образ поэзии Есенина,

- воспитывать интерес к произведениям русской литературы,

- любовь ко всему земному.

Урок: комбинированный

Методические приёмы:

лекция с элементами беседы,

аналитическое чтение.

Оборудование:

фотографии,

портреты поэта,

песни и романсы на стихи Есенина,

сборники стихов поэта,

учебники.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы должны с вами познакомиться с жизнью и творчеством великого поэта. Научится анализировать его стихи, рассмотреть тематику его стихотворений, мы будем учится любить Родину так, как любил С. Есенин, понимать животный мир, восхищаться природой.

Домашнее задание:

Так как на дом было задано выучить и проанализировать стихи Есенина, то мы, конечно, послушаем этих студентов, только не вначале урока, а в процессе занятия.

Преподаватель:

Презентация: "Биография С.А. Есенина".

С. Есенин принадлежал к такому литературному течению как имаженизм.

Что такое имаженизм?

Запишите в тетрадь:

Имажинизм (imagо - образ) - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год, когда в Москве был основан «Орден имажинистов».Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Преподаватель:

Итак, о любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах.Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.

" Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине", - говорил сам поэт.

Родина - это не только страна, в которой он жил, это и "рязанские просторы", и родимый дом.

Такая любовь к родному краю не могла не отразиться в его творчестве.

Преподаватель раздаёт фотографии и знакомит студентов с родным и любимым краем С. Есенина.

(Чтение отрывков из стихотворений с показом соответствующих иллюстраций).

Кто желает познакомить нас с прекрасными стихами о Родине, о родном крае?

Студент рассказывает стихотворение:

«Возвращение на родину» Сергей Есенин

Я посетил родимые места,

Ту сельщину,

Где жил мальчишкой,

Где каланчой с берёзовою вышкой

Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам.

Отцовский дом

Не мог я распознать:

Приметный клён уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать,

Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…

Да, стара.

Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность!

Одна, как прежняя, белеется гора,

Да у горы

Высокий серый камень.

Здесь кладбище!

Подгнившие кресты,

Как будто в рукопашной мертвецы,

Застыли с распростёртыми руками.

По тропке, опершись на подожок,

Идёт старик, сметая пыль с бурьяна.

«Прохожий!

Укажи, дружок,

Где тут живёт Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…

Да вон за той избой.

А ты ей что?

Сродни?

Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын.

Но что, старик, с тобой?

Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук,

Добро, что не узнал ты деда!..»

«Ах, дедушка, ужели это ты?»

И полилась печальная беседа

Слезами тёплыми на пыльные цветы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…

А мне уж девяносто…

Скоро в гроб.

Давно пора бы было воротиться».

Он говорит, а сам все морщит лоб.

«Да!.. Время!..

Ты не коммунист?»

«Нет!..»

«А сестры стали комсомолки.

Такая гадость! Просто удавись!

Вчера иконы выбросили с полки,

На церкви комиссар снял крест.

Теперь и богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Молюсь осинам…

Может, пригодится…

Пойдём домой -

Ты все увидишь сам».

И мы идём, топча межой кукольни.

Я улыбаюсь пашням и лесам,

А дед с тоской глядит на колокольню.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

«Здорово, мать! Здорово!» -

И я опять тяну к глазам платок.

Тут разрыдаться может и корова,

Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин.

Здесь жизнь сестёр,

Сестёр, а не моя, -

Но все ж готов упасть я на колени,

Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи…

Женщина с ребёнком.

Уже никто меня не узнает.

По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Не тот.

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,

Я знаю мир…

Люблю мою семью…

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,

О Марксе,

Энгельсе…

Ни при какой погоде

Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,

Как шустрая девчонка

Меня во всем за шиворот берёт…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Почему стихотворение грустное?

Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались близкие и дорогие ему люди. Часто в своих стихотворениях он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы передать свою любовь. (поднималась красна зорюшка, понагнулась, как старушка, улыбнулись сонные берёзки, сторона ль моя сторонка, моя старушка)

Студент:

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашёл возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако ещё жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых - «Возвращение на родину», написанное в 1924 году.

Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живёт его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом.

Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной - «полилась печальная беседа слезами тёплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», - сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», - отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живёт по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он - совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

Преподаватель:

Многие воспринимали поэта как легкомысленного юношу. А этот юноша так тонко чувствовал чужую боль.

Поэзия Есенина разнообразна. От чего зависит тематическое разнообразие поэзии?

(от богатства внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта…) А ещё от способности любить.

И действительно, мы видим, что вся поэзия пронизана любовью: к природе, к животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери. Любовь к матери - это ещё одна тема творчества поэта.

Сергей Есенин очень любил свою мать. Есть стихотворение, которое он назвал "Письмо матери"

Студент рассказывает стихотворение:

«Письмо матери» Сергей Есенин

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»

В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это - исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди - мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном - «не буди того, что отмечталось».

Для Есенина мать - не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде - богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаённой грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Что кроется за этой тёплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно - слишком тяжёл груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.

Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он - практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остаётся единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все ещё ждут, несмотря ни на что.

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке - предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Преподаватель:

О чём ещё писал Сергей Есенин? (о животных)

Не секрет, что в деревнях держат кошек и собак, и мы не задумываясь, топим их или можем бросить в них камень… Никто и никогда не задумывался о том, что животные испытывают теже самые чувства, что и люди. Что они тоже страдают и плачут, когда теряют родных и близких. Никто об этом из поэтов в стихотворении не сказал лучше, как С. Есенин.

Студент рассказывает стихотворение:

«Песнь о собаке» Сергей Есенин

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок под талый

Под тёплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие - существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своём стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения - типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок , безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорождённых щенков, которых она так тщательно «причёсывала языком», в мешок и понёс к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамёрзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». Вся жизнь этого животного - это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишённых тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа - животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встаёт у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.

Преподаватель:

Большую часть творчества занимает любовная лирика. Это целая тема: "Любовь к женщине". Она навсегда останется украшением нашей поэзии рядом со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.

С этой темой мы и будем знакомиться.

(Студенты делятся на 2-3 группы, каждой группе преподаватель раздаёт текст поэмы «Письмо к женщине» и задания).

У каждого поэта стихи о любви посвящаются какой - то женщине. У Есенина оно, бесспорно, посвящено тоже женщине, но не только, и так задача: слушая стихотворение, подумайте, какая вторая сюжетная линия существует в данном стихотворении.

(учащиеся слушают аудио стихотворение)

Письмо к женщине!

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

.. . . . . . . . . . . . . .

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

1924

Анализ стихотворения

«Лицом к лицу Лица не увидать.Большое видится на расстоянье».Эти строки, как и все стихотворение С.Есенина «Письмо к женщине», были написаны в 1924 году. К кому они обращались? Советское правительство использовало их для доказательства полной лояльности Есенина к советской власти. Вчитываясь в стихотворение, ясно, что эти строки можно отнести и к женщине, которую когда-то любил поэт, но потерял. Теперь ему остается только сожалеть о ней.

Действительно, в «Письме к женщине» сплетаются, сходятся и расходятся две линии, два мощных пласта:

1. Какие это линии?

Ответ: личные и общественные, любовь к женщине и любовь к родине.

2. В какой форме построено произведение?

Ответ:

Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену их расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним,

3. Почему? найдите ответ в стихотворении

потому что

… вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения.Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в прошлое, а на место ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное.

4. Через какое художественное средство поэт передает свое состояние?

Ответ:

Поэт очень ярко передает свое состояние сравнением: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком». Лирический герой тщетно пытался понять в то время «куда несет нас рок событий».

5. С чем сравнивает поэт Россию? Докажите строками из текста…

Герой сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблем во время сильной морской качки.Больше всего в это время страдают люди. Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: «Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?» Кто смог сразу понять и оценить те колоссальные перемены, которые обрушились на страну в 1917 году? Только избранные, кто обладал дальновидностью, мудростью и умом.

Преподаватель:

Поэт пишет, что время перемен - это всегда страшное время, проверка на прочность, которую многие не выдерживают. Смотреть на человеческую слабость («людскую рвоту») очень страшно. Тонкая душа лирического героя этого не выдержала. Она спряталась, нашла отдохновение в «корабельном трюме» - русском кабаке:


6. Найдите подтверждающие строки в тексте:

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Далее мысль поэта вновь возвращается к его любимой женщине.Он горестно сожалеет, что та, которую он любил, не любила и не понимала его.Строфа «Но вы не знали, Что в сплошном дыму…» повторяется в стихотворении дважды, тем самым подчеркивается ее важность и значимость. Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было, от того, что есть теперь. Всем метания, сомнения и душевные муки в прошлом.

7. Когда герой осознал и понял все произошедшие тогда события:

Найдите подтверждающие строки в тексте…

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Герой сам осознает произошедшие с ним перемены.Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь.Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней.А может быть, он ее просто до сих пор любит?

Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и

«За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша».

8. Завершается стихотворение личной темой, в которую, правда, также «вмешивается» общественная. Переплетение этих линий показывает и подчеркивает всю значимость для героя и самого поэта всего того, что касается его страны, его любимой родины.

В финале герой просит прощения у своей любимой, теперь нет сомнения, женщины за все. С горечью он говорит о том, что он ей не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж».А герой стал для нее лишь…знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии (вспомним Пушкина и его «Я вас любил…»), желает любимой счастья «под кущей обновленной сени».


9.Найдите в стихотворении метафоры, изображающие Россию во время перемен?

Стихотворение наполнено различными средствами художественной выразительности. Среди ни выделяются метафоры. Это и развернутая метафора Россия - корабль. Кроме того, и «я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте», «несет рок событий», «в прямую гущу бурь и вьюг ее направил», «я в ударе нежных чувств», «я избежал паденья с кручи» и так далее.

10. Найдите эпитеты в стихотворении, характеризующие его жизнь?

Много в стихотворении и ярких эпитетов: «шальная жизнь», «прямая гуща», «дикий шум», «пьяный угар», «праздничное вино», «грустная усталость», «яростный попутчик», «светлый труд». Очень ярко сравнение «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком».

11. Обратите внимание, сколько обращений, восклицательных предложений, найдите их в тексте?…..

В стихотворении много обращений, восклицательных предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения.

Заключение.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Преподаватель:

Давайте сделаем вывод:

Мы видим как разнообразно творчество Сергея Есенина. И о чём бы мы ни говорили, всё время подчёркивали связь его поэзии с устным народным творчеством. Пожалуй, это главное. Есенин в своих стихах создал мир, где всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.

Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: " Все мы яблони и вишни одного голубого сада; все от дерева. Наверное, поэтому его стихотворения столь человечны.

Его стихи просты и естественны. Писать он может только о том, с чем связан.

Есенин был связан с русской природой, c деревней, с народом. Поэтому, естественно, что народное творчество повлияло на творчество поэта.

Эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Часто он использовал фольклорные выражения: "ковёр шёлковый, кучерявая голова, девица-краса".

Для Есенина характерно одушевление природы. (осень улетела, примчалася зима, Туча кружево в небе связала, пригорюнились девушки-ели)

Это пример олицетворения, когда о неживом мы говорим как о живом.

Вся поэзия Есенина кажется естественной, как будто она льётся из самого сердца. Как песнь простая. А песни русские Сергей Есенин очень любил. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Любил её - грустную, задорную, старинную, современную. Понимал её, чувствовал как-то по - особенному, по-своему. Наверно, поэтому на стихи Есенина создано более 300 вокальных произведений. Это и оперы, и романсы, и песни.

Задание перед песней:

Какое настроение передаёт автор в этом стихотворении?

Сколько эпитетов у него?

А какое у вас настроение?

С помощью каких художественных средств ему удаётся это настроение вызвать у нас?

(слушание песни "Отговорила роща золотая ")

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Отговорила роща золотая"

В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы, соотносится с состоянием лирического героя. Здесь поэт создаёт яркий и красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов (золотая роща, голубой пруд, рябиновые кисти). Но весь этот многоцветный мир подёрнут грустью: «отговорила» роща, журавли «грустно» улетают, «костёр рябины красной» никого не может согреть, деревья роняют листву.

Эти минорные ноты соответствуют состоянию самого героя: ему грустно и одиноко, он вспоминает весёлую юность и «души сиреневую цветь», заявляя: «ничего в прошедшем мне не жаль». Однако следующие строки дают понять, что на самом деле герой с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно».

Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадёт трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с вечным потоком мирового времени.

Преподаватель:

Высказывания писателей о Есенине:

Н.Тихонов: "Его всеобъемлющая человечность, его предельная искренность, его любовь ко всему живому давали ему большое право обо всём говорить в стихах".

П.Тычина: "Кого мне поставить в один ряд с ним - таким высокоодарённым, самобытным певцом России? Кто ещё из поэтов мог так сильно чисто, взволнованно и высоко передать в песнях свою любовь к родной земле, к своему народу?"

Эти высказывания подвели итог нашим раздумьям и позволяют повторить главную мысль всей темы: "Есенин - это вечное."

Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт кровь вечно живой поэзии.

Преподаватель: я бы хотела в завершение сказать такие строки…

Стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья"

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умереть не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!

Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.

Домашнее задание: прочитать и проанализировать поэму «Анна Снегина».

Выставление оценок.


© 2010-2022