Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»

Данный урок разработан в соответствие с новыми стандартами.  В ходе урока совершенствовала умения писать личные окончания глаголов, формировала умения работать над особенностью окончаний глаголов во 2 лице, распознавать лицо и число глаголов.   При объяснении нового материала формировала прочные навыки работы в парах, расширила и обогатила знания о животном мире, зонах Мирового океана.   В процессе всего урока развивала познавательную деятельность, создавала благоприятную эмоциональную атмосферу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Глаголы в форме 2 лица единственного числа.


Цели урока:

- cовершенствовать умение писать личные окончания глаголов

- формировать умения распознавать лицо и число глаголов;

- формировать умения работать над особенностью окончаний глаголов

во 2 лице ;

  • формировать интерес к слову;

- формировать прочные навыки работы в парах;

- развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас

- расширить и обогатить знания о животном мире, зонах Мирового

океана;

- развивать познавательную деятельность на уроке, создать на уроке

благоприятную эмоциональную среду. Развивать память, речь.

- воспитывать интерес к процессу познания;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока.
1. Организационный момент
.
Эмоциональный настрой.

Звенит звонок Начинается урок
Урок не просто повседневный
А даже необыкновенный.

Что изучали на прошлом уроке? (Глаголы 2 лица ед.числа с окончаниями -ишь, -ешь)

Что ещё нового узнали на прошлом уроке? (как правильно определять написание гласной буквы в окончаниях глаголов)

- Запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - Парусник к нам приплыви. (открываю)

Палочка и палочка, Между ними галочка.

И понятно сразу всем :

Получилась буква … (М). (открываю)

На минутке чистописания пишем букву М. Буква М пишется с нижним соединением

3. Актуализация знаний.

Приём «Исключи лишнее». На доске слова:

исследовал, ловишь, плыли, ныряешь, ходить, построит.

Д. - Уберем «плыли». Все глаголы единственного числа, а этот множественного.

Д. - Уберем «построит». Все глаголы без приставок, а здесь есть приставка.

Д. - Уберем «ходить». Это глагол неопределенной формы. Нельзя определить число, лицо, время.

Д. - Уберем «исследовал». Этот глагол прошедшего времени, остальные настоящего.

У. -Что заметили?

Д. - Глаголы «ловишь», «ныряешь» единственного числа и настоящего времени.

Д. - Это так же глаголы 2 лица и я заметил, что хоть и гласная в окончании разная, но на конце после шипящей пишется ь знак.

- Чтобы определить, какую гласную нужно писать в личном окончании глагола 2 лица ед. числа, нужно…

а) Вспомним алгоритм.

  1. Поставить глагол в неопределенную форму;

  2. Выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом неопределенной формы -ть;

  3. По глагольному суффиксу определить спряжение глагола;

У. - Сформулируйте тему урока.

(На доске открывается тема урока)

Глаголы в форме 2 лица единственного числа

- Какую цель поставите перед собой? Чему мы должны научиться на уроке?

( На уроке должны научиться правильно писать глаголы 2 лица.)

- Как мы должны работать? ( Дружно, все вместе.)

- Так как урок у нас необыкновенный, давайте вспомним названия океанов.

(Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан.)

- Открываю названия океанов.

4.Работа по теме урока. Работа в парах.

- У вас у каждого текст.

1. Прочитайте. 2. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Включаю «шум моря».

1 ряд:

Океанолог - это специалист по изучению наук о мировом океане, Профессия достаточно редкая, хотя и чрезвычайно увлекательная. - Чем же занима..шься, океанолог? Люб..шь изучать морские глубины? - Специалист, работающий в данной области, исследует океаническое дно, изучает состав воды, интересуется особенностями и характеристиками фауны и флоры. Самое главное направление деятельности океанологов - это экология и защита окружающей среды.

2 ряд:

Океанавт - исследователь океанских глубин. Для исследования применяют специальный аппарат - батискаф. Кабина батискафа маленькая, тесная, кресла глубокие, низкие, приходится сидеть, подтянув колени чуть ли не к подбородку. Погас..шь прожекторы, и сквозь прозрачную стенку легко различа..шь проплывающие мимо огоньки: обитатели глубин устроили океанавтам встречную иллюминацию.

3 ряд:

Царство океанов велико и обширно: две трети нашей планеты покрыто водой. С поверхностью океанов люди давно знакомы. Что та..шь в себе глубина океана? Неведомо. Но вот человек изобрел батискаф. Батиска́ф - подводный самоходный обитаемый аппарат для океанографических и других исследований. Кроме этого используется для туристических целей и работ на больших глубинах. Как движ..шься батискаф ? С помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.

б) Проверка.

1ряд

- У вас был текст о чем? - Кто такой океанолог? …(Посмотрите на портрет Чилингаров Артур Николаевич)


Известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог. Как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал на Южном и Северном полюсах, Чилингаров занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

- Какие слова выписали? (занима..шься, люб..шь) Открываю на доске.

- Какую букву записали? (Вставляют в словах на доске, выделяют суффикс.)

2 ряд

- У вас был текст о чем? - Кто такие океанавты? …(Посмотрите, один из известных океанавтов Жак Ив Кусто.)

Знаменитый французский исследователь Мирового океана. Известен как Капитан Кусто, разработал и испытал акваланг.

- Какие слова выписали? (погас..шь, различа..шь) Открываю на доске.

- Какую букву записали? (Вставляют в словах на доске, выделяют суффикс.)

3 ряд

- У вас был текст о чем? - Что такое батискаф? …(Посмотрите )

Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»

- Какие слова выписали? (та..шь, движ..шься) Открываю на доске.

- Какую букву записали? (Вставляют в словах на доске, выделяют суффикс.)

- Почему в словах занима..шься, различа..шь, движешься написали букву е?

( В окончаниях глаголов 1 спряжения пишется буква е.)

- Как определили? (Н.ф. заниматься…)

- Почему в словах погас..шь, та..шь, люб..шь написали букву и? ( В окончаниях глаголов 2 спряжения пишется буква и.)

- Как определили? ( Н.ф. погасить…)

в) Работа с учебником.

- Откройте учебники стр. 86 упр. 71. Прочитайте 1 часть задания…

- Настя, прочитай.

Рассказ о черепахе, показ фото. В водах Мирового океана живет несколько видов черепах. Кожистая черепаха была обнаружена в Японском, Беринговом и Баренцевом морях Мирового океана.

Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»

Кожистая черепаха Логгерхед- головастая морская черепаха

Логгерхед распространён в водах Индийского, Тихого и Атлантического океанов .

Питается преимущественно моллюсками и ракообразными, а также рыбами, медузами, губками. Логгерхед занесён в международную Красную книгу.

У. - Следующее задание:

Из текста учебника выпишите глаголы с пропущенными буквами.

(Самостоятельная работа.)

У. - Какие слова выписали? Пдъед..шь, выслед..шь, прид..шь, раскопа..шь, увид..шь - глагол-исключение 2 спр. (Проверка слов на доске). Суффикс.

- Как определили какую букву писать в окончании? ( Н. ф. увидеть, но мы знаем, что это глагол-исключение 2 спр., пишется с и.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание глаголов в форме 2лица ед.числа?

Алгоритм

1.Неопределенная форма глагола

2.Суффикс перед -ть

3.Определить спряжение 1 - ешь, 2 - ишь

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

К океану мы спустились, Посмотрели, удивились. Раз, два, три, четыре Волны дружно накатили. А теперь поплыли вдаль Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль. Все плывем, как дельфин Четыре, три, два, один.

6.Закрепление.

г) Работа в парах.

- Возьмите конверты: (читаю задание)

1. Соберите фрагмент карты. 2. Определите название океана . 3.Составьте предложение, используя глагол 2лица ед. числа. 4. Определите части речи. 5.Запишите предложение в тетрадь.

- 1пара, договорились, кто отвечает? Ты плывешь по Тихому океану. Какую букву записали в окончании?

- Назовите части речи.

- 2 пара , договорились, кто отвечает? Ныряешь в глубину Атлантического океана.

( Замерзаешь на берегах Северного Ледовитого океана. Видишь просторы Индийского океана.)

4 ученика.

- Какое записали окончание глагола в форме 2лица ед.числа? Почему?

Потому что - Алгоритм

Беседа. Сегодня на уроке мы с вами говорили об океанах. Но у каждого океана можно выделить зоны:

  1. Солнечная зона. Поверхность водного пространства.

Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»



  1. Сумеречная зона. Уровень океана , на который проникает солнечный свет. Богатый животный и растительный мир.

  2. Темная зона. Температура воды может достигать -4 градуса. Нет солнечного света, водоросли отсутствуют. Глубина более 1000 м. Обитают хищные рыбы, которые приспособились к данной среде. Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»

4. Абиссальная зона. Это глубоководные равнины океанических котловин 2500-5500миз известковых отложений. У жителей этой среды развиты осязательные органы, которые помогают им ориентироваться.

- О каких океанах мы сегодня говорили?

Но в 2000г. Международная гидрографическая организация приняла решение о разделении мирового океана на 5 океанов, выделив Южный океан. Южный океан окружает Антарктиду. Обитают киты, тюлени, пингвины и другие океанические животные.

- Наш урок подходит к концу.

7. Итог урока. Какова была тема урока?


- Какие окончания имеют эти глаголы? (-ишь, -ешь)
-Как определить? ( Алгоритм )


- Цель достигнута? Научились определять?

Где в жизни пригодятся полученные знания? (При общении, умении грамотно писать)

8. Рефлексия

Если ты понял материал и можешь объяснить другому - подними рыбку.

Если тебе было трудно - подними икринку.

- Что было трудно? (определять окончания глаголов)

- Значит нам надо отработать эту тему еще?

9. Домашнее задание. ( на доске) Стр. 88 упр.76. Задание направлено на закрепление изученного на уроке. По желанию можно нарисовать рисунки.

Если вы справитесь с заданием - Вам в дальнейшем легко будет определять окончания глаголов в форме 2 лица ед. числа и конечно, станете более грамотными.

-Кому понравился наш урок, вы можете взять на выставке книги, прочитать их и пополнить свой багаж знаний.

Урок окончен.

Выставка книг : И.Акимушкин Батискаф, С.Сахарнов « В мире дельфина и осьминога»,А.Михайлов « Как я подружился с дельфином»,С.Сахарнов « Кто в море живет», В. Тройнин « Рассказы о китах»,М. Аспиз « Чемпионы по плаванию»,Г.Ганейзер « Там, где начинается море




© 2010-2022