- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассная работа В мире русского языка
Внеклассная работа В мире русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сайфуллина З.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассная работа
«В мире русского языка».
В практическом овладении русским языком как средством общения учащимися башкирской школы велико значение внеклассной работы по русскому языку. Она создает благоприятные условия для речевой практики, а также способствует пробуждению и поддержанию пробудившегося интереса у учащихся к изучению русского языка, расширяет их лингвистический кругозор, помогает более прочному и углубленному усвоению изучаемого программного материала, повышает грамотность и речевую культуру школьников. Отсюда очевидна необходимость систематической внеклассной работы по русскому языку наряду с уроками. Успех этой работы зависит главным образом от содержания и качества используемого лингвистического материала.
Для использования во внеклассной работе нужен такой материал, который соответствовал бы лингвистическим интересам учащихся. А их интересуют такие вопросы, как:
- количество языков в мире;
- родственные и неродственные языки;
- происхождение письменности, материалов и орудий письма;
- происхождение слов и фразеологизмов;
- морфемный состав слова;
- значение грамматических терминов, законы грамматики и т.д.
Нужен такой материал, который способствовал бы пополнению и расширению знаний учащихся по лингвистике, повышению их грамотности и речевой культуры.
Материалы по внеклассной работе по русскому языку органически связаны с изучаемым на уроках языковым материалом, углубляют содержание школьной программы и расширяют кругозор учащихся.
Работу с отобранным материалом в целях расширения лингвистического кругозора и повышения грамотности, культуры речи учащихся можно вести в следующих направлениях:
-
Сообщение новых сведений о языке (рассказы о языках и народах, о больших и малых языках, о государственных языках, об исчезающих и мертвых языках, о роли родного языка в личной жизни человека и т.д.)
-
Обогащение словарного запаса учащихся ( работа над синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и т.д.)
-
Обогащение речи учащихся фразеологизмами.
-
Расширение и углубление знаний учащихся о грамматическом строе языка (рассказы о происхождении и значении грамматических терминов, беседы «Зачем нужна грамматика?», задания по грамматике и т.д.)
-
Повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся (задания по русской орфографии и пунктуации).
-
Ознакомление учащихся со стилистическими средствами русского языка (работа по практической стилистике), воспитание у школьников языкового чутья (правильность речи и т.д.)
Для занятий во внеурочное время я составила такой тематический план (с целью развития лингвистического кругозора и повышения грамотности):
-
Сколько на земле языков? Семьи языков.
-
Мировые языки. Малочисленные народы и их языки.
-
Как человек учится говорить. Язык сигналов.
-
Язык животных и птиц.
-
Из истории алфавита, старые названия букв русского алфавита.
-
Знаки препинания (история возникновения).
-
Что такое этимология? Названия растений (овощей и фруктов).
-
Названия животных, птиц.
-
Названия одежды и обуви.
-
Названия продуктов питания.
-
Спортивные слова.
-
Названия, характеризующие человека.
-
Календарь, названия месяцев и дней недели.
-
Названия планет солнечной системы.
-
Названия материков, океанов и рек.
-
Рождение названий предметов.
-
Образование названий жителей по местности.
-
Устойчивые выражения.
-
Зачем нужна грамматика?
-
Происхождение грамматических терминов.
-
Как определить род существительных?
-
Корень общий, слова разные.
-
Существительные одушевленные и неодушевленные.
-
Образование множественного числа имен существительных.
-
Форма родительного падежа множественного числа некоторых существительных.
-
Варианты окончаний предложного падежа некоторых имен существительных.
-
Образование сравнительной степени прилагательных. Краткие прилагательные.
-
Недостаточные глаголы.
-
Соответствие приставок и предлогов.
-
О культуре речи.
-
Непроизносимые согласные.
-
Не с разными частями речи. Устойчивые обороты с частицей НИ.
-
Ударение. Омографы.
-
Слова, в которых возможно двойное ударение.
Этот материал я употребляю и на уроках, когда изучаем части речи, при разборе орфографических ошибок, при постановке учащимися неправильного ударения, при неправильном выборе форм слов. Все это помогает развитию речи учащихся, повышению их грамотности.
Литература: К.З. Закирьянов. Путешествие в мир русского языка.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Шигаево муниципального района Белорецкий район
Разработка
внеклассной работы
«В мире русского языка»
(для учащихся 5-7-х классов)
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Сайфуллина З.А.
с.Шигаево
2014 год.