Статья Формирование читательской компетенции согласно требованиям ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в начальной и основной школе.

Формирование читательской компетенции учащихся в основной школе согласно требованиям ФГОС

В 90 - е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и психологические причины. Прошло два десятилетия, выросло новое поколение. Что изменилось в приоритетах школьников? Читают ли? Что читают? Что делать для формирования читательской компетенции?

В своём представлении о читательской компетенции я опиралась на понимании М.Б. Ладыгиным читательская культуры (осознанного выбора произведения, восприятия и понимания текста, умения получать эстетическое наслаждение, критического отношения к художественным текстам) и на Стандарты преподавания литературы. Для себя я определила читательскую компетенцию как совокупность компонентов: продуктивное чтение (творческое), потребность в чтении, читательскую культуру, сопереживание литературным персонажам. Продуктивное чтение предполагает наличие умений интерпретировать художественный текст, способности личностного осмысления произведения. Потребность в чтении выражается в собственном круге чтения, в умении выбирать произведение, в читательском вкусе. Культура чтения есть совокупность читательских умений (см. приложение 2), критического отношения к художественным текстам (см. приложение 1, 2), технологий читательской деятельности, владение видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.

Наблюдение за формированием круга чтения учащихся осуществляю с помощью такого средства, как читательский дневник. Это многофункциональное средство, так как является способом совершенствования коммуникативных навыков, приёмом развития информационных умений, способом формирования потребности в чтении художественной литературы, создает представление о читательских интересах учащихся.

Для изучения читательских интересов в 2009 г. проанализировала читательские дневники 4 года у 119 учащихся гимназии. Отметила для себя, что учащиеся чаще выбирают для чтения книги, которые имеют яркую обложку, картинки, которые привлекают необычным заголовком. Либо книги популярные, настойчиво рекламируемые, экранизированные. Учащиеся 9 класса читают разнообразные по стилю и жанру произведения. Произведения классической и современной элитарной литературы читают менее 30 % школьников. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы (см. слайд ).

Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Это формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём, порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. На мой взгляд, роль учителя литературы в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и обсудить с ним его читательские интересы, обратить внимание на другие произведения, дать рекомендации по восприятию художественного текста, выяснить, что даёт ему чтение подобной литературы. Анализ читательских интересов школьников позволяет утверждать, что потребность в чтении сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и умение первичного восприятия текста. Это подтверждается и материалами анкетирования (см. приложение 4). Однако уровень культуры чтения низкий. Одной из основных целей обучения литературе учащихся 5 - 9 класса считаю формирование читательской компетенции как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

  1. совершенствовать читательские умения школьников;

  2. создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;

  3. формировать навыки продуктивного чтения;

  4. формировать собственный круг чтения каждого учащегося.

Для решения этих задач использую две формы работы: читательский дневник и тематические читательская конференция.

Ведение читательского дневника - обязательное условие для всех учащихся 5 - 9 классов. Ученик в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу формируется свой круг чтения у каждого школьника. Одновременно предлагаю список произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило, ребята не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за подготовку детей к урокам литературы возлагается частично на родителей.

Методика работы с читательским дневником

Формы работы с читательским дневником

1. индивидуальная (через отзывы); индивидуальные собеседования, рекомендации по чтению;

2. коллективный анализ дневников и размышление; проведение дискуссии, диалога по материалам отзывов;

3. обучение навыкам работы с художественным текстом.

Структура работы с читательским дневником

Ведение читательского дневника осуществляется с 3 - 4 класса; В 5 классе уточняем правила ведения дневника, записываем требования к отзыву (см. слайд ).

В начале года, на первом уроке, с 5 по 9 классы обсуждаем летнее чтение, обсуждаем, чем полезно описание своих впечатлений, нормы чтения. Наблюдение за ведением читательских дневников осуществляется в 5 - 6 классах один раз в месяц, в 7 - 9 классах один раз в четверть.

В соответствии с техникой чтения определены нормы чтения:

1. Для 5 - 6 классов примерно 300 - 500 страниц (для произведений массовой литературы); 150 - 300 страниц (для классической литературы);

2. Для 7 - 9 классов нормой является чтение 500 - 800 страниц (для произведений массовой литературы); 250 - 500 страниц (для классической и современной элитарной литературы).

Выбор произведения для чтения осуществляется ребёнком самостоятельно, на основе своих читательских интересов. К концу 8 класса формируется свой круг чтения у каждого школьника, поэтому в качестве поощрения активные читатели освобождаются от ведения читательского дневника в 9 классе. Учитель только рекомендует, беседует, объясняет степень художественности того или иного произведения, но не может заставить прочитать насильно. Важно, чтобы учащимся были известны критерии и показатели оценивания их отзывов. Для расширения кругозора знакомлю ребят со списком книг, который создан совместно с учителями истории и английского языка. Провожу опрос на знание текстов зарубежных и русских писателей; вместе с детьми составляем рекомендации по чтению. В среднем звене ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению (см. приложение 5).

В течение 4 лет активно использую в 5 - 9 классах тематические читательские конференции. Сложилась определённая система работы.

Опыт участия в конференциях ребята получили в начальной школе (2 - 4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности). Напоминаю им о требованиях к сообщению. Тематические читательские конференции провожу в каждом классе (с 5 по 9 класс) один раз в четверть. С темами конференций учащихся знакомлю заранее, список литературы в качестве рекомендации предоставляю за 1 - 2 недели. Произведение, о котором ребёнок будет рассказывать, не должно быть изучено на уроках. В календарно-тематическое планирование включены следующие темы читательских конференций (см. слайд).

Сообщение выступает как форма предъявления собственного текста о произведении с выражением личной позиции и своим отношением. Кроме этого, дети демонстрируют уровень владения понятийной базой.

Слушатели оценивают выступление, предварительно обсуждаем, вспоминаем требования к нему. Тематические конференции помогают совершенствовать читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных навыков и информационной компетентности (через подготовку выступлений, отбор материалов, выделение ключевых моментов, через аудирование и рефлексию по итогам конференции), формирует собственный круг чтения учащихся, накапливается читательский опыт. В прошлом году использовала форму клуба. Организовала совместно со школьным библиотекарем занятия клуба «Дилетант» по темам: «Лики любви», «Памяти Высоцкого», «Анне Герман посвящается». Посещали со старшеклассниками городскую библиотеку.

Считаю, что использование этих форм работы способствует не только формированию круга чтения, совершенствованию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся, но и помогает нравственно-смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию.

Значение тематических читательских конференций и читательских дневников.

1. Формирование коммуникативной компетентности на уровне письменной коммуникации:

  • оформление мысли в форме стандартных продуктов, представляет результаты обработки информации;

  • создание текста, содержащего аргументацию;

  • определение особенностей художественного произведения в соответствии с поставленной задачей коммуникации;

  • изложение с учетом норм оформления и предъявления своего текста.

2. Формирование коммуникативной компетентности на уровне публичного выступления:

  • соблюдение норм публичной речи и регламента;

  • подготовка плана выступления;

  • использование вербальных и невербальных средств для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • работа с вопросами, заданными на уточнение и понимание.

3. Формирование коммуникативной компетентности на уровне диалога:

  • учащиеся следуют заданной процедуре обсуждения;

  • учащиеся фиксируют промежуточные результаты и обобщают их;

  • учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

4. Формирование информационной компетентности на уровне планирования информационного поиска:

  • выделяет информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

  • пользуется разными видами ресурсов.

5. Формирование информационной компетентности на уровне обработки информации:

  • самостоятельно проводит наблюдение над текстом художественного произведения;

  • извлекает необходимую информацию из текста;

  • отбирает материал для подготовки выступления;

  • указывает на обнаруженные противоречия;

  • делает вывод на основе анализа полученной информации;

  • формулирует оценочные суждения.

Компетентностные уровни литературного образования предполагают сформированность читательской, речевой, литературоведческой компетенций.

Читательская компетенция

  • Развитая способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне;

  • Наличие собственного круга чтения;

  • Умение вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях;

  • Умение сопереживать героям литературных произведений.

5. Контроль результативности обучения

Под формами внешнего контроля подразумеваем:

  • итоговую государственную диагностику в форме ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс), контрольные работы (5 - 8 классы,10 класс);

  • промежуточную внутреннюю диагностику - полугодовые контрольные работы (9 - 11 классы);

Внутренний контроль:

  • текущий контроль на проверку знания текстов программных произведений;

  • срезы знаний по определению уровня владения понятийной базой;

  • контроль развития умений восприятия и интерпретации художественных текстов.

Выпускник основной школы

  • Знает содержание изученных литературных произведений, основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • Понимает изученные теоретико-литературные понятия;

  • Умеет воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Умеет выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • Умеет определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • Умеет характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • Имеет навыки сопоставления и сравнения эпизодов литературных;

  • Умеет выявлять авторскую позицию;

  • Умеет выражать свое отношение к прочитанному;

  • Владеет навыками выразительного чтения, соблюдает нормы литературного произношения;

  • Владеет различными видами пересказа;

  • Имеет навыки построения устных и письменных высказываний;

  • Применяет умения и навыки в диалоге по прочитанным произведениям, понимает чужую точку зрения и аргументированно отстаивает свою;

  • Применяет полученные навыки и методы при написании сочинений, отзывов о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений, поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Грамотность, общекультурная и читательская компетентность, умение работать с текстами разных типов, решать интеллектуальные задачи и проблемы - все это необходимо современным людям в их частной жизни, в общественной и профессиональной деятельности. Малообразованные, не умеющие читать серьезную литературу члены общества составляют группу социального и культурного риска. Их некомпетентность может приводить и уже приводит к негативным последствиям из-за неумения грамотно выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках. Членам развивающегося общества знаний требуется непрерывное обучение, а оно неразрывно связано с чтением, работой с письменными текстами.

Дополнительная информация:

Бончани.

Обращение к художественной литературе дает возможность:

а) актуализировать человеческое и культурное достояние прошлого, помогая, таким образом, развитию и воспитанию человеческого рода и в то же время обеспечивая сохранение единства его истории и цивилизации, чтобы избежать опасности потери национальных и общечеловеческих культурных ценностей;

б) раскрывать историческую глубину культуры;

в) раскрывать историчность человеческих достижений, что позволяет учащемуся осмыслять различные фазы человеческого пути и их соотнесения;

г) раскрывать эстетическую валентность и ценность художественного произведения и наслаждаться им, что приводит к улучшению эстетического вкуса, фантазии, оригинальности и творческой способности учащегося;

д) развивать критическую способность индивидуума, которая стимулирует проблемное отношение к затрагиваемым вопросам и к выражению собственного мнения; е) придавать больше ценности «logos» (слову), подчеркивать превосходство слова над невербальными формами коммуникации с учетом последовательно-аналитической природы словесных форм коммуникации и аналогическо-интуитивной природы несловесных.

Кроме того, в современном мире, в котором обостренно господствует технология, который парализуют гипертрофические средства коммуникации, установленные потребительством и рекламой, художественная литература дает возможность реализовать «экологическую функцию» культуры, в смысле экологии памяти, экологии интеллекта, Это связано с тем, что литература помогает охранять все многовековое гуманистическое и культурное достояние человечества от возможных угроз функционализма и потребительства. Она также помогает человеку осознавать и воспринимать родную культуру в контексте других, заставляет его задуматься о явлениях «своего» и «чужого» и стимулирует осознание того, что мои представления о мире, моя перспектива - не единственно возможные и правильные. Все это способствует росту внимания к другим народам, уважения и понимания их культур. Таким образом, художественная литература способна воспитать толерантность к другому образу жизни, мышлению и мироотношению.

© 2010-2022