- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Синонимы (5 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме Синонимы (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова О.В. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект открытого урока по русскому языку
Тема урока: «Синонимы»
Цели:
Познавательные:
- познакомиться с понятием «синонимы»;
- уметь находить синонимы в тексте;
- уметь извлекать необходимую информацию из словарей синонимов и использовать ее в различных видах деятельности;
Коммуникативные:
- Использовать синонимы в собственной речи;
- употреблять синонимы в соответствии со значением и ситуацией общения.
Регулятивные:
- оценивать собственную и чужую речь сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Личностные:
- формирование доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитание готовности к равноправному сотрудничеству (умение работать в группах);
Формирование познавательного интереса и мотива при изучении предмета.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя. (слайд №1)
Сегодняшний урок русского языка мы посвятим 70-летию Екатеринбургского суворовского училища. Урок проведем в форме соревнования между отделениями 4 взвода 7 роты. Первое отделение представьтесь. Второе отделение представьтесь. Третье отделение представьтесь.
Нам награды, чины не важны - (слайд №2)
Все равны на кадетских просторах,
Мы - кадеты Великой страны,
С нами Родина, Бог и Суворов.
3. Блиц - турнир командиров отделений.
- Что означает слово «кадет»? (слайд №3)
- Где можно узнать о значении слова?
- Какой раздел науки о языке изучает «слово» как единицу языка ?
- Как называется словарный запас человека?
- Сколько значений имеет слово «кадет»? Как называются такие слова?
- Сколько значений имеет слово «омоним»? Как называются такие слова?
4.Объявление темы урока:
Определяя лексическое значение слов, мы подбирали слова, близкие по смыслу. Вы знаете, как называются такие слова?
(синонимы) слайды №4, 5)
Возьмите в руки распечатки сегодняшнего урока, подпишите их. Работать в течение урока вы будете в них. В конце урока вы сдадите листы и получите оценки за работу .
5.Задание №1 (слайд №6)
Подберите синонимы к слову: «родина», «военный», «защищать». Время - 2 минуты.
Сколько синонимов у слова…..?
Слова каких частей речи могут иметь синонимы? Сделайте вывод.
(подведение итогов, вручение бонусов)
6.Сообщение о словарях синонимов. (слайд №7)
Синонимы образуют синонимические ряды. Словари синонимов. (сообщение)
7.Задание №2 (слайд №8)
Найдите синонимы в предложениях.
Книга А.В.Суворова «Наука побеждать» стала настольной для каждого офицера. Мой друг разбросал книжки по парте.
Какое слово мы встречаем в научном, офиц.-деловом стилях, а какое - в разговорной речи?
Сделайте вывод.
( подведение итогов, вручение бонусов)
8. Задание №3 (слайд №9)
Отгадайте загадки ( слайды…..)
(подведение итогов, вручение бонусов)
9. Задание № 4 (слайд №10)
Кроссворд
(подведение итогов, вручение бонусов)
10. Физкультминутка. (слайд №11)
11. Задание №5 (слайд №12)
Записать синонимы в порядке усиления. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания .
(Юб…лей училищ... б…льшое огр…мное… громадное… грандиозное событие.)
(слайд №13)
Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления).
(подведение итогов, вручение бонусов)
12. Задание № 6 (слайд №14)
Синонимы в художественных произведениях.
С какой целью используются?
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по на шей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
(Отрывок из былины)
Используем ли мы синонимы в нашей речи и для чего?
(подведение итогов, вручение бонусов)
13. Выводы по уроку.
- Что такое синонимы?
- Для чего используются синонимы в нашей речи?
- Отличаются или нет синонимы в научном, официально-деловом и разговорном стилях?
-Что такое градация? Для чего она используется и где?
14. Итоги урока.
Подсчет бонусов по отделениям (1,2,3 места), личные бонусы. Выставление оценок.
15. Выступление победителя конкурса чтецов, посвященного 70-летию ЕкСВУ Карпова Степана .Чтение стихотворения собственного сочинения «Суворовцы».
16. Самоподготовка.
Параграф 68; выписать синонимы из «Гимна суворовцев».
(звучит гимн суворовцев)
Преподаватель О.В.Годова
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Слайды)
Слайд №1 Слайд №2
Слайд №3 Слайд №4
Слайд №5 Слайд №6
Слайд №7 Слайд №8
Слайд №9 Слайд №10
Слайд №11 Слайд №12
Слайд №13 Слайд №14
Слайд №15 Слайд №16
Слайд №17 Слайд №18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рабочая тетрадь)
Тема урока: «Синонимы»
Цели: 1. Закрепить и дополнить знания о синонимах;
2.Уметь находить синонимы в текстах;
3. Учиться употреблять синонимы в речи;
4. Познакомиться с понятием «градация»;
5.Обогащать словарный запас.
6.Познакомиться со словарями синонимов, уметь извлекать необходимую информацию из них.
-
Блиц-турнир.
- Что означает слово «кадет»?
-Где можно узнать значение слова?
- Какой раздел науки о языке изучает слово как единицу языка?
- Как называется словарный запас человека?
-Сколько значений имеет слово «кадет»? Как называются такие слова?
-Сколько значений имеет слово «лексика»? Как называются такие слова?
Синонимы -это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
2.Задание №1
Подобрать синонимы к словам:
Родина -…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Военный -………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Защищать…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-
Задание №2.
Найдите синонимы в предложениях, подчеркните их.
Книга А.В.Суворова «Наука побеждать» стала настольной книгой каждого офицера.
Мой друг раскидал книжки по парте.
Какой из синонимов мы можем встретить в научном, официально-деловом стилях, а какой - в разговорной речи?
-
Задание №3
Загадки
Подрасту, и вслед за братом Брат сказал: «Не торопись -
В школе лучше ты учись!
Тоже стану я солдатом, Будешь там отличником -
Буду помогать ему Станешь ………………………»
Охранять мою ………………….
Моряком ты можешь стать , Самолет парит, как птица,
Чтоб границу охранять, Там - воздушная граница.
И служить не на земле, -Кто на посту и днем и ночью?
А на военном………………… -Наш офицер - ………………………
По приказу танк мой мчится, Можешь ты солдатом стать,
Режут землю гусеницы, Плавать, ездить и летать,
-Кем машина в поле чистом а в строю ходить охота -
управляется?..................... Что же ждет тебя?................
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
1
5
2
3
6
4
7
8
Сберечь Россию от………………..
-
Задание№4
Кроссворд
По горизонтали:
5.нашивки угольной формы на частях форменной одежды.
6.государство в Восточной Европе и Северной Азии.
7.как называется училище, в котором учатся современные кадеты?
8.высшее воинское звание.
По вертикали:
1.вооруженные силы страны.
2.слова, близкие по лексическому значению.
3.установленное Уставом размещение военнослужащих.
4.название учебных заведений разного профиля.
-
Задание №5
Напишите предложение, расположив синонимы в порядке усиления действия. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Юб…лей училищ… б…льшое грандиозное громадное огромное событие.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком
расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления (например: плестись, идти, бежать, мчаться).
-
Задание №6
Синонимы в художественных произведениях.
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь - не шелохнется!
И века простоит, не шелохнется!
(отрывок из былины)
Найдите синонимы в этом отрывке. С какой целью они используются?
-
Самоподготовка.
Параграф №68; Выписать синонимы из «Гимна суворовцев»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Бонусы)
10