Урок по русскому языку в 7 классе «Союз. Повторение»

Урок русского языка в седьмом классе на тему «Союз. Повторение». цель урока - обобщение и повторение пройденного по теме «Союз». грамматическая тема урока была связана с лексической темой - темой Олимпийских игр в Сочи 2014 года. использовала элементы технологии критического мышления, развивающего обучения. приемы самостоятельной работы, поисковый, частично-поисковый, сопоставления, анализа, творческий. использовалась на уроке наглядность - слайды, рисунки, карточки, мини-тест. межпредметная свя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 7 классе «Союз.Повторение»Урок русского языка. 7 класс.

Тема: Союз. Повторение, обобщение.

Цель - обобщить и систематизировать знания, полученные в разделе «Союз».

Задачи:

  1. Совершенствовать умения и навыки учащихся в правописании союзов и постановки знаков препинаний.

  2. Воспитывать чувство патриотизма.

  3. Расширять кругозор учащихся.

  4. Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство.

- Внимание на экран: СОЮЗ

- Подберите синонимы к этому слову (один ученик работает с Толковым словарем)

-…единение, тесная связь, узы, семья, команда…

- Я думаю, что о вашем классе и школе тоже можно так сказать. Меня многие из вас видят впервые, а я о вас кое-что знаю. Посетила ваш школьный сайт, где прочитала: «В школе так заведено - все мы вместе - заодно. Все мы дружная семья, хоть отдельно каждый - Я».

- Я узнала, что многие из вас занимаются футболом, баскетболом, спортивными танцами. Учащиеся вашего класса входят в состав сборной Кронштадта по баскетболу и совсем недавно нашему городу принесли победу в городских соревнованиях в рамках Спартакиады школьников Санкт-Петербурга. Молодцы!

- Ребята, скажите, какое событие в мире совсем недавно заставляло нас переживать, волноваться, не отходить от экранов телевизоров? (Олимпиада)

- Сегодня на уроке мы поговорим не только о премудростях русского языка, но и о спорте. Мы будем работать как самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобится и ваша помощь.

3. Объявление темы и цели урока.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: Союз. Повторение и обобщение.

- Как видите, мы продолжаем разговор о союзе. Цель урока - повторить сведения о союзе как части речи и закрепить навыки правописания союзов и постановки знаков препинаний.

4. Теоретические сведения.

- Дайте определение союзу как части речи.

Распределительный диктант.

- Прослушайте текст, выпишите из него союзы в два столбика: сочинительные и подчинительные.

На Олимпиаду огонь доставляется традиционным способом.

На юге Греции в Олимпии, от лучей солнца с помощью зеркала зажигается олимпийский огонь. Этот ритуал совершают греческие девушки.

Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета.

Бегуны несут горящий факел. Также на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Если путь огня лежит через моря да океаны, его вручают летчикам или морякам.

Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.

В честь прибытия огня устраивают праздник, а затем всю ночь он хранится в одном из самых достопримечательных зданий в городе.

Момент, когда языки пламени всплеснутся над чашей с олимпийским огнем, самый волнующий.

- Взаимопроверка с экрана.

5. Функции союзов.

- Для чего нужно разграничивать союзы по значению?

- Какие функции выполняют сочинительные, подчинительные союзы?

- Сейчас мы будем работать в команде. У нас их три. Выньте из файла цветной лист с текстом об определенном виде спорта, вошедшем в Зимние Олимпийские игры. Ознакомьтесь с содержанием текста. На основе этого материала составьте и запишите предложения, используя схемы (на слайде - схемы ССП, СПП и простого предложения с однородными членами). Следующее задание творческое: представьте данный вид спорта командам соперников.

- Проверим, сначала инсценировка, затем зачитываем несколько предложений, записанных в тетрадь (1- керлинг, 2- шорт-трек, 3- бобслей)

6. Правописание союзов.

- Итак, мы повторили функции сочинительных и подчинительных союзов. Все справились с заданием. Молодцы!

- А теперь мы повторим правописание союзов. Какие союзы вызывают трудности в правописании? (тоже, также, зато, поэтому, чтобы и др.)

- У нас уже была тренировка в команде. А теперь - соревнование-эстафета. Под диктовку записываем предложения, графически обозначаем орфограмму. (Все учащиеся пишут в тетрадях, а первый - на листе, который будет передавать следующему после написания одного предложения, таким образом, от каждого ряда будет лист с записанными предложениями).

Мы упорно готовились к кроссу, поэтому и победили.

Лыжня проходила по этому лесу впервые.

Слаломистки очень устали, зато одержали победу.

За то время он преодолел все препятствия.

Фигурное катание тоже искусство.

Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия.

Что бы почитать о футболе?

Сборные России и Чехии играли в одно и то же время.

Так же, как сто лет назад, Олимпийские игры длятся не более пятнадцати дней.

- Помните: победит та команда, которая качественнее выполнит задание. Команда будет награждена. (Самопроверка в тетрадях, а лист с предложениями проверяет учитель, затем на доску на заготовленные медали: золото, серебро, бронза - вывешивает листочки с проверенными предложениями). Команда, занявшая первое место, награждается пятеркой.

- Ребята, это, конечно, не настоящие медали. Для того чтобы получить настоящее золото и серебро, нужно прикладывать максимум усилий. На это уходят месяцы, годы изнурительных тренировок.

7. Итог урока, домашнее задание.

-Ребята, 1 марта 2010 года на церемонии закрытия Олимпиады - 2010 олимпийский флаг был передан мэру российского города Сочи. Олимпийские игры способны вдохновлять на перемены. У игр в Сочи - высокая планка. Мы должны найти новые решения, которые приведут к качественным переменам и к победе.

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Сегодня вам его задает ваш учитель физкультуры Мурашова Нина Валентиновна, пятикратная чемпионка Советского Союз, победитель международных соревнований по гребле на каноэ и байдарках, матер спорта международного класса. (Слайд с видеозаписью: какую роль физкультура и спорт играют в вашей жизни и почему? Составьте либо 7 предложений, используя союзы, либо текст).

Предварительный просмотр:

Бобслей

В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен в 1924 году. Тогда соревнования проводили на четырехместных санях, в 1928 году - на пятиместных, а начиная с 1932 года (за исключением 1960 года), соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.

До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. Но уже в 2002 году на Олимпийских играх женщины приняли участие в заездах двухместных бобов.

В России началом развития бобслея считается 1980 год, когда Комитетом по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР было принято Постановление о создании сборной команды СССР по бобслею. Одновременно с созданием сборной команды страны началось развитие бобслея в спортивных обществах.

Бобслей представляет собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях (бобах). Олимпийские соревнования по бобслею длятся два дня - по 2 тура на каждый день. В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска. Победительницей становится та, чье суммарное время (по всем 4 спускам) минимально. Если две команды финишировали с одинаковым временем, то они получают одинаковые награды.

Различают соревнования мужчин и женщин. В программу Олимпийских игр входят три вида соревнований: мужчины на двух- и четырехместных бобах, женщины на двухместных санях.

Спортивное оборудование

Боб состоит из главного корпуса, передней и задней оси, стальных сидений. Существуют двухместные и четырехместные бобы. Управление осуществляется с помощью колец, которые привязаны канатами на рулевой механизм.

Для предотвращения травм головы спортсмены надевают специальные пластиковые шлемы.

Специальные ботинки для бобслея сделаны из синтетического материала и имеют шипы на подошвах.

Предварительный просмотр:

Керлинг

Керлинг зародился в 16 веке в Шотландии. В него играли зимой на замерзших прудах, болотах и озерах. На самом древнем из найденных игровых камней - Стерлингском камне (по названию шотландского города Стерлинга) - значится 1511 год. В 17 веке появились камни для керлинга с ручками. Они имели самые разнообразные формы, размеры и вес. В 19 столетии появились камни с закругленными краями. Похожие камни используются и сегодня.

Первые демонстрационные соревнования по керлингу прошли на Играх 1924 года в Шамони (Франция). Официально керлинг входит в программу Олимпийских игр с 1998 года.

В России керлинг впервые появился в конце 19 века как вид спортивного досуга для зарубежных дипломатов и предпринимателей. Современный керлинг возродился в России в 1991 году в Санкт-Петербурге в стенах Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Керлинг представляет собой спортивную игру на льду, в которой участвуют две команды по 4 игрока в каждой. Участники двух команд поочередно пускают по льду гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дом»). Цель игры - попасть камнем ближе всего к центру «дома».

Спортивное оборудование

Щетка используется для натирания ледяной поверхности перед движущимся камнем. В результате образуется тонкий слой воды, уменьшающий трение камня о поверхность льда и усиливающий его скольжение.

Ботинки для керлинга утеплены войлоком и отличаются подошвами. Левый ботинок - скользящий, с подошвой из нейлона. Правый - толкающий, с шероховатой подошвой.

Камни для керлинга традиционно производятся в Шотландии из чрезвычайно редкой и твердой породы гранита. Каждый камень тщательно полируется, имеет круглую форму и весит 19, 96 кг.

Площадка для керлинга представляет собой левую поверхность в форме прямоугольника со специальной разметкой.

Предварительный просмотр:

Шорт-трек

На Олимпийских Играх 1988 года шорт-трек был показательной дисциплиной. Лишь в 1992 году он официально вошел в программу зимней Олимпиады и с тех пор является ее неотъемлемой частью.

В феврале 1985 года в программе соревнований Всемирной универсиады, проходившей в Италии, классические дистанции были заменены на бег по короткой дорожке. Российские конькобежцы имели тогда весьма смутное представление о том, что такое шорт-трек, и первые забеги смотрели с трибун. Со временем популярность этого вида спорта в России стала расти. В Москве и Санкт-Петербурге открылись центры мастеров шорт-трека. А в апреле 1986 года советская команда впервые приняла участие в Чемпионате мира во французском Шамони.

Шорт-трек - вид скоростного бега на коньках, где спортсменам необходимо максимально быстро преодолеть соревновательную дистанцию по овальной ледовой дорожке длиной 111 метров.

В программу олимпийских соревнований входят бег на 500 м, 1000 м и 1500 м (среди мужчин и женщин), эстафетная гонка на 3000 м (женщины) и 5000 м (мужчины). Всего разыгрывается 8 комплектов наград.

В эстафете принимают участие 8 команд по 4 спортсмена. Каждая команда может сама решать, сколько кругов будет бежать тот или иной спортсмен. Единственное исключение - это последние два круга, которые обязан бежать один и тот же конькобежец. Две команды, показавшие лучшие результаты в полуфиналах, выходят в финал.

Спортивное оборудование

Лезвия коньков для шорт-трека очень острые и длиной 40-46 см. Они подвижны и несколько выгнуты, чтобы спортсменам было удобно поворачивать.

Специальные жесткие перчатки предохраняют руки от возможных порезов коньком.

Шлем сделан из прочного пластика и предохраняет спортсмена от травм.

Специальные костюмы плотно облегают тело для уменьшения сопротивления воздуха.

Наколенники, налокотники, щитки для подбородка, а иногда и для шеи предохраняют спортсмена от травм.

Конспект урока по теме "Сочинительные и подчинительные союзы". 7-й класс

"Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей" (М. Горький)

Цели:

  • знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;

  • отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах;

  • уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление материала.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: учебник русского языка, компьютер, мультимедийная установка, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1) Приготовление к уроку, приведение в порядок рабочих мест.
2) Приветствие.
3) Объявление новой темы и задач урока.

- Тема этого урока «Сочинительные и подчинительные союзы». Сегодня вы узнаете, на какие разряды делятся союзы, для чего они используются, как нужно ставить знаки препинания при различных союзах.

- В конце урока необходимо будет сделать выводы, отвечая на поставленные вопросы урока.

2. Проверка домашнего задания

1) Фронтальный опрос:

- На какие две группы делятся все части речи?
- Какие части речи относятся к служебным?
- Вспомните определение союза.
- Какие группы союзов вам известны?
- Приведите примеры простых и составных союзов.

3) Проверка упражнения № 319, выполненного дома.

3. Объяснение нового материала

Левое крыло доски Средняя часть доски

Союзы Змея подняла голову и зашипела.
Подчинит. Сочинит. Ветер стряхивал капельки росы, и они срывались, радужно падая на землю.
А, но, и, Что, чтобы,
да=и, поэтому,
да=но, потому что, Надо было торопиться, так как вода прибывала.

или, либо, как, куда,
не то, хотя,если
то..то

Сначала проводится работа с предложениями. Совместно с классом выделяем грамматические основы, обводим в кружок союзы, объясняем постановку знаков препинания, чертим схемы сложных предложений и однородных членов.
Затем делаем вывод, что союзы, служащие для связи однородных членов и частей ССП, называются сочинительными, а союзы, которые соединяют части СПП, называются подчинительными.
Попутно объясняем постановку запятой при обособленном обстоятельстве, выраженным деепричастным оборотом.
После объяснения учащиеся записывают схему в тетрадь. Схема с доски не стирается до конца урока.

4. Закрепление материала

1) Карточка №1 раздаётся каждому ученику (если в кабинете имеется мультимедийная установка, можно карточку №1 вывести на экран), карточка № 2- для индивидуальной самостоятельной работы хорошо подготовленных учащихся. Такие ученики сдают тетради на проверку. Весь класс выполняет первое задание карточки устно. Для второго задания заранее выписываются на обратную сторону доски возможные варианты предложений. (Приложение 1)

2) Работа с текстом. Различение союзов и их использование в предложении:

Записать под диктовку предложения, выделить союз, обозначая его разряд. Объяснить знаки препинания при помощи схем. Выделяем орфограммы. Обращаем внимание учеников на правописание слова свирель.

Пастушья свирель.

Дни переход..т в очень жаркие, но росы ещё пр..хладные. Коров стали выг..нять рано и в полдень приг..нять, спасая от слепней.
Пастуш..я свирель имеет способность прон..кать в каждый дом, чтобы достигнуть каждой души. Сегодня мелодия проникла в меня, и я насл..ждался простой жизнью.

3) Упражнение на развитие речи:

Составить предложения по схемам:

[ ], но [ ],
[ ], (потому что)

5. Подведение итогов

Подводя итоги уроки, ответьте на вопросы:

- На какие разряды делятся союзы?
- Какую функцию выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
- Как ставятся знаки препинания при сочинительных и подчинительных союзах?

6. Домашнее задание

Упражнение № 322, выучить таблицу из тетради, чтение теории стр. 149 учебника.

Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные

Цели: показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, навыки анализа предложений, лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не медленно, а быстро.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о простых и составных союзах.

2. Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.

3. Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.

Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.

III. Изучение темы «Сочинительные и подчинительные
союзы»1. Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.
Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

2. Слово учителя.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предложений.

IV. Разбор предложений с сочинительными
и подчинительными союзами

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить роль союзов в предложениях, записанных на доске:

Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)

К...стерразг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.

(Что)бы уд ...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч... сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.

Комментарий.

Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта.

Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполняются на доске.

2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.

VI. Словарная работа

- Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149-150; составьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится: Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Домашнее задание

1. § 56.

2. Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.



© 2010-2022