Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Урок русского языка в 11 классе по теме:




« Синтаксическая синонимия

как источник богатства и выразительности

русской речи»




Учитель русского языка и литературы

Зирка Н.И.,



Урок русского языка в 11 классе

Тема: Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок - практикум.

Оборудование: компьютер, УМК.

Цели урока:

Образовательные:

1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;

2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;

3) формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях;

4) развитие навыков редактирования текста.

Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимание к слову.

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств личности.


Ход урока.

1.Оргмомент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

(Компьютер: на экране - название темы урока). Оформление записи в тетради.

2.Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.

Слово учителя.

На прошлых уроке мы говорили о том, что такое синтаксическая синонимия на уровне словосочетаний и предложений. Сегодня на уроке мы продолжим работу по данной теме.

3. Орфоэпическая минутка.

Слово учителя. С этого же и начинаются задания ЕГЭ(А1) Ребята, скажите, пожалуйста, что изучает орфоэпия? (Орфоэпия - это раздел науки о языке, который изучает правила литературного произношения.)

Задание - расставить ударение в словах.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

4. Словарная разминка.

Слово учителя Подберите синонимы к словам первого столбика из второго

ТщАтельный - старательный, аккуратный

ТщедУшный - хилый, слабосильный

ТщЕтный - бесполезный, безрезультатный

ТолерАнтный - терпимый, снисходительный к чему-либо, кому-либо


5. Экспресс-опрос (по вариантам).

Слово учителя Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требует коротко конструируемого ответа (Тип В).

На экране:

1 вариант. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) смотреть на сидящих (упр); 2) ваш взгляд (согл); 3) очень любя (прим);

4) один из нас (упр); 5)любить рыбалку (упр); 6) его дом (прим); 7) веселая песня (согл); 9) по-осеннему хмурый (прим);10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым (согл).

2 вариант. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … - обида……;

2) образоваться …- образован……;

3) ученический… - ученичество……;

4) наполнить… - наполнять……;

5) уверенность… - увериться… .

6. Практическая работа.

Слово учителя Замените два простых предложения одним простым предложением, осложненным обособленным обстоятельством.

1)П.П.+П.П. = П.П. с Д.О

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. (Ночью дождь приходит неслышно, одевая стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом).

2) СПП с прид. причины = П.П. + П.П.

Утренний дождь всегда бывает неожиданным, потому что его никто не ждет. (Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет).

3) П.П. с П.О.= П.П.+П.П.

Удивительно черная туча, несущая утренний дождь с грозой откуда-то из-за леса. (Утренний дождь несет удивительно черная туча. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса).

4) СПП с прид. определительным и времени = П.П.+СПП с прид. времени.

Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь, который случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой.

(Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой).

5) Слово учителя. Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

(Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?



1) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.
2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
3)Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.
4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

(В предложениях 2, 1, 4 замена возможна:накопленное мастером, не спеша текущему, выпавшему и успевшему растаять соответственно. В предложении №3 переделать в придаточной части глаголы-сказуемое в причастие, которое могло бы относиться к слову, находящемуся в главной части, невозможно).

7.Работа в парах. Сравните два отрывка.

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

- Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

(Первый состоит из простых предложений, во втором - простые предложения объединены в сложные).

- Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

- Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Обобщение учителя.

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

4. Домашнее задание двух уровней:

1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(К. Паустовский).

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2. Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

5. Итоги урока:

- Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?

(Монологический ответ ученика).

Урок мне хочется закончить стихотворением В. Шефнера. (Вадим Сергеевич Шефнер (1915-2002)).

Устная речь

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность -

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни

5

© 2010-2022