О жанрах школьного сочинения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рысбаев С.К.,

доктор педагогических наук, профессор,

академик МАПСН (Москва), заведующий

лабораторией госязыка

Кыргызской академии образовании,

Кыргызстан

Сочинение - творческая деятельность ученика

Одной из важных задач школы при обучении родному языку, является развитие у детей письменной и устной речи. Вся эта работа осуществляется в комплексе на уроках языка и литературы. Язык и литературу нельзя рассматривать как разные предметы. Так на языковых предметах мы уделяем внимание на лексико-грамматическое строение слов, а на уроках литературы мы делаем упор на литературно-эстетическую и композиционно-содержательную часть. Цель кыргызского языка и литературы - развитие устной и письменной речи, культуры общения, умение точно, ясно, грамотно и образно выражать свои мысли.

Одной из форм самостоятельной письменной работы ученика по-прежнему остается сочинение. В программе по кыргызскому языку вопросам написания сочинения уделено большое внимание. Для этой цели в школах, начиная с 8-го класса, выделены специальные часы и дана их тематика. Введена в программу «Байланыштуу кеп» . Условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить» с пером в руках, формирует творческую личность.

В школах Кыргызстана в Базисном учебном плане на письменные работы в 5-6-х классах выделено 47 часов. Из них в 5 - 11 классах по 6 часов, в 6 классе - 5 часов, в 7 - 10 классах по 8 часов, в 8 - 9 классах по 7 часов. Такое распределение часов по классам мы считаем правильным и вполне обоснованным. При составлении календарного плана учителя сами по мере возможности и необходимости могут распределять по четвертям.

Не секрет, что большинство учителей стараются обойти этот вид деятельности, отдавая предпочтение диктантам и изложениям, или, в лучшем случае, практикуя домашние сочинения, объясняя это, как правило, беспомощностью учащихся. Отвечают ли сочинения, написанные учениками, современным научно-методическим требованиям?

Такие вопросы не могут не беспокоить методистов и учителей- практиков. Прочитав сочинения учащихся, мы не можем найти ответы на все вышесказанные вопросы. В реальности обстановка следующая, сочинения, которые дети пишут на уроке кыргызской литературы, по типу и жанру очень бедные. Учащиеся пишут сочинения скучные, похожие друг на друга по содержанию. Многие сочинения характеризуются тем, что очень похожи на тексты из учебника, которые переписываются из книги слово в слово, неполное раскрытие темы. В них наблюдается шаблонное мышление, бедно изложена мысль, язык стилистически однообразен.

Учащимся не даются правильное направление при подготовке к написанию сочинения. Поэтому оценивать такие непродуктивные, безсодержательные сочинения очень сложно. В таких случаях понятие сочинение как творческая деятельность ученика не отвечает своему названию. В таких сочинениях учащихся наблюдается похожие недостатки: отсутствие творческих размышлений, собственного анализа, жанрового многообразия творческой фантазии.

Как мы понимаем цели и задачи сочинений в школе?

Удивительно, что посвященные этим проблемным вопросам опубликованы только две книги кыргызских ученых-методистов. Одна из них - доктора педагогических наук, профессора Б.Алымова «Мектеп бейенеси» (Фрунзе. 1979) и вторая книга - доктора педагогических наук ученого методиста А.Муратова «Сочинение кандайча жазылат» (Бишкек, 1991).

В действительности же в нашей республике методике преподавания кыргызской литературы в школе одним из первых именно профессором Б.Алымовым опубликован серьезный труд, посвященный вопросам подготовки детей к написанию сочинения, позволивший ученикам получить не формальные знания, а овладеть творческими навыками. Доктору педагогических наук Муратову А. удалось дальше развивать идеи Алымова Б., благодаря его усилиям были раскрыты отдельные его секреты. В трудах этих ученых имеются многочисленные примеры по проведению научно-методического анализа письменных работ школьников. Приводятся достаточное количество рекомендации и советов по написанию сочинения как для учителя так и для учеников. Например: «Писать сочинение- отмечал А.Муратов: «это наука, которой надо учиться всю жизнь, никто никогда не может сказать, что полностью овладел этим видом письменной работы». И чем глубже мы вникаем в нее, тем больше открываются новые секреты, новые просторы для размышления, словно бесконечная вселенная.

Одним из важных видов творческой письменной работы ученика, является сочинение, в котором содержится система требовании определяющая речь ученика, уровень развития культуры речи и проверка грамотности.

Методист А.Муратов, давая объективную характеристику сочинениям, одновременно проводит анализ очерков, рецензии, статей, репортажей, повестей, писем, песен, драм и осуществляет анализ используемых в нем разновидностей слов.

Ценность этого труда в том, что ученый дает научно-методическое определение критериям оценивания сочинении учащихся, подтверждая их доказательствами через типичные, пунктуационные и стилистические ошибки в работе.

Следует отметить, что и в русской литературе проблеме написания сочинений посвящены не мало трудов. Среди них можно отметить ученого-методиста Ю.А.Озерова «Раздумья перед сочинением» (М.:«Высшая школа», 1990).

В книге даются типы классификации проблемно-тематических сочинений, которые в дополнении к теории литературы могут укрепить технические знания ученика по предлагаемым темам художественных текстов, идеи, системы образов, композиции и др. В конце предлагаются образцы сочинений, темы и их примерные планы. Эта книга является большим помощником для старшеклассников и для учителей школ.

Существует два типа сочинений: литературное сочинение и сочинение на свободную тему, и три вида сочинений: биография, творчество писателя, теоретико-идеиные значения /////системы образов.

При оценивании сочинений основное внимание при этом уделяется на содержательную часть. Неоспоримо то, что это начало формирования литературно-теоретических ценностей школьников, но самое главное, что такие понятия на долго сохраняются в душе.

Что можно узнать через сочинения?

Во-первых, через сочинение можно узнать уровень литературного знания, сформированность этико-эстетических чувств учащихся;

Во-вторых, можно узнать состояние грамотности письменной и устной речи ученика;

В-третьих, умеет ли самостоятельно размышлять, собирать и анализировать факты, обобщать и делать заключение.

В-четвертых, определить гражданскую активность, уровень патриотического и общественного сознания, в целом позволяет оценить духовное развитие самого ребенка.

Через сочинение раскрываются цели и задачи, мысли и думы автора. Хочется сказать, что сочинение - вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей развитие литературного знания, эстетических чувств и духовного образования ученика. Несомненно то, что в основу сочинения ученика на свободную тему должны лечь факты из жизни, его отношение, мысли о будущем, среда где он живет, его реальные представления о картине окружающего мира. Как мы должны достичь этого?

Во-первых, необходимо воздержаться давать ученикам однотипные, похожие по содержанию тексты, надо по каждой теме сочинений объяснять его тип, жанровые особенности и различия.

Во-вторых, обратить особое внимание на подготовку ученика к написанию сочинений. Для этого нужно заранее ознакомить учеников с образцами готовых текстов, с художественно-композиционными построениями, языковыми средствами, а также разобрать его стилистические и другие особенности. Без таких системных и повседневных усилий невозможно хорошо подготовить учащихся к написанию сочинений.

Говоря о требованиях к выпускникам 11-го класса по кыргызской литературе следует отметить, что они должны отражать следующие аспекты:

• функция литературы, роль литературы в обществе, эстетическая служба, познавательность, нравственно - воспитательная функция;

• этапы развития процесса кыргызской литературы, его главные тенденции и традиции;

• сюжеты прочитанного произведения, композиционные особенности, системы образов;

• идейно-нравственная проблематика произведения;

•типичные, индивидуальные качества в характере главного героя произведения;

• знание основных признаков литературно-теоретических источников;

• описание событий в художественных произведениях, описание разных ситуаций, умение устно рассказать и на основе этого представить сюжетную картину;

• уметь анализировать и определять идейно-художественное единство и ценность произведения, при этом не искажая позицию автора;

• умение выделять и показать основную проблематику произведения;

• уметь выделять основные элементы сюжета, композицию, систему образов и умение доказать средствами языка идейную художественную ценность произведения;

• уметь самостоятельно и объективно оценивать прочитанное произведение;

• уметь составлять план сочинения;

• уметь написать сочинение по изученным произведениям с разной формой и содержанием;

• готовить рефераты, доклады на литературные темы;

• уметь писать аннотации и рецензии по прочитанным произведениям и др.

Написание сочинения предполагает умение глубоко понимать художественный текст, логично, аргументированно, образно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует о зрелости суждений его автора, умении анализировать произведения литературы, проникать в замысел писателя или поэта, постигать объективный смысл написанного.

В научных трудах Озерова в практике работы школ выделяется три вида проблемно-тематических принципов: сочинение-характеристика; литературно-критическое сочинение и сочинение на свободную тему. Далее эти три вида сочинений подразделяются по следующим особенностям:

  1. Сочинение-характеристика:

• характеристика одного литературного образа (героя)

• характеристика-сравнение двух литературных героев;

• описание нескольких литературных героев;

• общая характеристика литературных героев.

  1. Литературно-критическое сочинение:

- анализируется одна тема;

- характеризуются отдельные моменты творчества писателя или дается характеристика его тематики;

-исследование содержания и формы по проблемам, описанным в произведении;

- анализ критико-дискуссионных статей;

- анализ общественно-исторических событий

изложенные в произведениях.

3. Сочинение на свободную тему:

• отражение личных наблюдений;

• личные размышления и переживания.

Ученик может достаточно творчески отнестись к написанию сочинений, если его заранее ознакомить с темой, типом и жанром, на которую он будет писать сочинение. Как нам хорошо известно, существует следующие стили речи: разговорный, литературно-художественный, публистический, официально-деловой и научный. Как отмечает методист А.М.Гришина-Земскова, есть три вида жанра - художественный, публистический и сочинение в научном жанре. («Сочинение в газетных жанрах»). 4-8 кл. М., 1997, 8-6). Методист А.Баланкин писал, что сочинение можно делить на 8 видов:

• Сочинение на литературную тему;

• сочинение на свободную тему;

• сочинение - рецензия;

• портретный очерк:

• сочинение - сравнение характеристик;

• сочинение - аннотация;

• сочинение - повесть;

• сочинение - фельетон и др.

Учащимся следует давать различные способы составления композиций, формирования предложений, на которые ученик обратит свое внимание.

Теперь поговорим о жанровых разновидностях сочинений.

Методист Ю.А.Озеров предлагает следующие виды сочинений:

• сочинение - характеристика;

• сочинение - литературный портрет;

• сочинения - рецензия;

• очерк-сочинение;

• сочинение в виде литературно-критических статей;

• сочинение - памятка;

• сочинение - дневник;

• сочинение - песня.

Вместе с этим методист по каждому виду сочинения выделяет особые характерные признаки, композиционные различия и предлагает некоторые образцы. Это хорошая и полезная научно-методическая и практическая помощь учителю и ученику.

Но несмотря на то, что все вышесказанное является необходимым и правильным, их нельзя навязывать ученику. Поэтому их надо давать ученикам с учетом возрастных особенностей. Эти рекомендации можно применять в классах с литературно-лингвистическим уклоном или в профильных (с углубленным изучением языка).

На основании вышесказанных и на основе практики работ с кыргызскими школами мы предлагаем следующие виды сочинений:

  1. Сочинение-характеристика (анализ образов);

  2. Сочинение-очерк (описание жизни и творчестве писателя);

  3. Сочинение-рецензия (анализ произведения);

  4. Сочинение-публицистика (чаще всего на свободную тему);

  5. Сочинение-рассказ или сочинение- новелла (на примере образа героя и на его основе творчески составить свободный образ);

  6. Сочинение-поэма (на основе одного образа или на свободную тему);

  7. Сочинение-пьеса (полемического характера, в виде беседы);

  8. Сочинение-репортаж (изложение событий);

  9. Сочинение-этюд (описание природы);

  1. Сочинение-фантастика (жизненные происшествия, обогащенные фантастическими сюжетами);

  2. Сочинение-сказка (реальные обстоятельства превращают в сказочный сюжет или в их сочетании);

  3. Сочинение-постановка (зная судьбу героев самостоятельно фантазируя, пишет новое произведение);

  4. Сочинение-эссе (сокращенное описание сюжета или содержания произведения);

Такие жанровые особенности сочинений помогут детям знание литературно-критических работ, знание биографии автора и особенностей его творческой манеры; знакомство с художественными направлениями, методами стилевыми течениями; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества; умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать; владение языковой и стилистической грамотностью критически смотреть на литературные произведения, сформулировать личные взгляды на творчество автора.

Литература:

1. Алымова Б.,«Мектеп сочинениеси», Фрунзе. 1979

2. Муратов А., «Сочинение кандайча жазылат», Бишкек, 1991

3. Озеров Ю.А., «Раздумья перед сочинением», М.: «Высшая школа», 1990

4. Гришина-Земскова А.М., «Сочинение в газетных жанрах», 4-8 кл. М., 1997, 8-6)

5. Рысбаев С.К., «Окуучунун дилбаяны», Б., 2013



9


© 2010-2022