- Преподавателю
- Русский язык и литература
- О жанрах школьного сочинения
О жанрах школьного сочинения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Рысбаев С.К. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рысбаев С.К.,
доктор педагогических наук, профессор,
академик МАПСН (Москва), заведующий
лабораторией госязыка
Кыргызской академии образовании,
Кыргызстан
Сочинение - творческая деятельность ученика
Одной из важных задач школы при обучении родному языку, является развитие у детей письменной и устной речи. Вся эта работа осуществляется в комплексе на уроках языка и литературы. Язык и литературу нельзя рассматривать как разные предметы. Так на языковых предметах мы уделяем внимание на лексико-грамматическое строение слов, а на уроках литературы мы делаем упор на литературно-эстетическую и композиционно-содержательную часть. Цель кыргызского языка и литературы - развитие устной и письменной речи, культуры общения, умение точно, ясно, грамотно и образно выражать свои мысли.
Одной из форм самостоятельной письменной работы ученика по-прежнему остается сочинение. В программе по кыргызскому языку вопросам написания сочинения уделено большое внимание. Для этой цели в школах, начиная с 8-го класса, выделены специальные часы и дана их тематика. Введена в программу «Байланыштуу кеп» . Условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить» с пером в руках, формирует творческую личность.
В школах Кыргызстана в Базисном учебном плане на письменные работы в 5-6-х классах выделено 47 часов. Из них в 5 - 11 классах по 6 часов, в 6 классе - 5 часов, в 7 - 10 классах по 8 часов, в 8 - 9 классах по 7 часов. Такое распределение часов по классам мы считаем правильным и вполне обоснованным. При составлении календарного плана учителя сами по мере возможности и необходимости могут распределять по четвертям.
Не секрет, что большинство учителей стараются обойти этот вид деятельности, отдавая предпочтение диктантам и изложениям, или, в лучшем случае, практикуя домашние сочинения, объясняя это, как правило, беспомощностью учащихся. Отвечают ли сочинения, написанные учениками, современным научно-методическим требованиям?
Такие вопросы не могут не беспокоить методистов и учителей- практиков. Прочитав сочинения учащихся, мы не можем найти ответы на все вышесказанные вопросы. В реальности обстановка следующая, сочинения, которые дети пишут на уроке кыргызской литературы, по типу и жанру очень бедные. Учащиеся пишут сочинения скучные, похожие друг на друга по содержанию. Многие сочинения характеризуются тем, что очень похожи на тексты из учебника, которые переписываются из книги слово в слово, неполное раскрытие темы. В них наблюдается шаблонное мышление, бедно изложена мысль, язык стилистически однообразен.
Учащимся не даются правильное направление при подготовке к написанию сочинения. Поэтому оценивать такие непродуктивные, безсодержательные сочинения очень сложно. В таких случаях понятие сочинение как творческая деятельность ученика не отвечает своему названию. В таких сочинениях учащихся наблюдается похожие недостатки: отсутствие творческих размышлений, собственного анализа, жанрового многообразия творческой фантазии.
Как мы понимаем цели и задачи сочинений в школе?
Удивительно, что посвященные этим проблемным вопросам опубликованы только две книги кыргызских ученых-методистов. Одна из них - доктора педагогических наук, профессора Б.Алымова «Мектеп бейенеси» (Фрунзе. 1979) и вторая книга - доктора педагогических наук ученого методиста А.Муратова «Сочинение кандайча жазылат» (Бишкек, 1991).
В действительности же в нашей республике методике преподавания кыргызской литературы в школе одним из первых именно профессором Б.Алымовым опубликован серьезный труд, посвященный вопросам подготовки детей к написанию сочинения, позволивший ученикам получить не формальные знания, а овладеть творческими навыками. Доктору педагогических наук Муратову А. удалось дальше развивать идеи Алымова Б., благодаря его усилиям были раскрыты отдельные его секреты. В трудах этих ученых имеются многочисленные примеры по проведению научно-методического анализа письменных работ школьников. Приводятся достаточное количество рекомендации и советов по написанию сочинения как для учителя так и для учеников. Например: «Писать сочинение- отмечал А.Муратов: «это наука, которой надо учиться всю жизнь, никто никогда не может сказать, что полностью овладел этим видом письменной работы». И чем глубже мы вникаем в нее, тем больше открываются новые секреты, новые просторы для размышления, словно бесконечная вселенная.
Одним из важных видов творческой письменной работы ученика, является сочинение, в котором содержится система требовании определяющая речь ученика, уровень развития культуры речи и проверка грамотности.
Методист А.Муратов, давая объективную характеристику сочинениям, одновременно проводит анализ очерков, рецензии, статей, репортажей, повестей, писем, песен, драм и осуществляет анализ используемых в нем разновидностей слов.
Ценность этого труда в том, что ученый дает научно-методическое определение критериям оценивания сочинении учащихся, подтверждая их доказательствами через типичные, пунктуационные и стилистические ошибки в работе.
Следует отметить, что и в русской литературе проблеме написания сочинений посвящены не мало трудов. Среди них можно отметить ученого-методиста Ю.А.Озерова «Раздумья перед сочинением» (М.:«Высшая школа», 1990).
В книге даются типы классификации проблемно-тематических сочинений, которые в дополнении к теории литературы могут укрепить технические знания ученика по предлагаемым темам художественных текстов, идеи, системы образов, композиции и др. В конце предлагаются образцы сочинений, темы и их примерные планы. Эта книга является большим помощником для старшеклассников и для учителей школ.
Существует два типа сочинений: литературное сочинение и сочинение на свободную тему, и три вида сочинений: биография, творчество писателя, теоретико-идеиные значения /////системы образов.
При оценивании сочинений основное внимание при этом уделяется на содержательную часть. Неоспоримо то, что это начало формирования литературно-теоретических ценностей школьников, но самое главное, что такие понятия на долго сохраняются в душе.
Что можно узнать через сочинения?
Во-первых, через сочинение можно узнать уровень литературного знания, сформированность этико-эстетических чувств учащихся;
Во-вторых, можно узнать состояние грамотности письменной и устной речи ученика;
В-третьих, умеет ли самостоятельно размышлять, собирать и анализировать факты, обобщать и делать заключение.
В-четвертых, определить гражданскую активность, уровень патриотического и общественного сознания, в целом позволяет оценить духовное развитие самого ребенка.
Через сочинение раскрываются цели и задачи, мысли и думы автора. Хочется сказать, что сочинение - вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей развитие литературного знания, эстетических чувств и духовного образования ученика. Несомненно то, что в основу сочинения ученика на свободную тему должны лечь факты из жизни, его отношение, мысли о будущем, среда где он живет, его реальные представления о картине окружающего мира. Как мы должны достичь этого?
Во-первых, необходимо воздержаться давать ученикам однотипные, похожие по содержанию тексты, надо по каждой теме сочинений объяснять его тип, жанровые особенности и различия.
Во-вторых, обратить особое внимание на подготовку ученика к написанию сочинений. Для этого нужно заранее ознакомить учеников с образцами готовых текстов, с художественно-композиционными построениями, языковыми средствами, а также разобрать его стилистические и другие особенности. Без таких системных и повседневных усилий невозможно хорошо подготовить учащихся к написанию сочинений.
Говоря о требованиях к выпускникам 11-го класса по кыргызской литературе следует отметить, что они должны отражать следующие аспекты:
• функция литературы, роль литературы в обществе, эстетическая служба, познавательность, нравственно - воспитательная функция;
• этапы развития процесса кыргызской литературы, его главные тенденции и традиции;
• сюжеты прочитанного произведения, композиционные особенности, системы образов;
• идейно-нравственная проблематика произведения;
•типичные, индивидуальные качества в характере главного героя произведения;
• знание основных признаков литературно-теоретических источников;
• описание событий в художественных произведениях, описание разных ситуаций, умение устно рассказать и на основе этого представить сюжетную картину;
• уметь анализировать и определять идейно-художественное единство и ценность произведения, при этом не искажая позицию автора;
• умение выделять и показать основную проблематику произведения;
• уметь выделять основные элементы сюжета, композицию, систему образов и умение доказать средствами языка идейную художественную ценность произведения;
• уметь самостоятельно и объективно оценивать прочитанное произведение;
• уметь составлять план сочинения;
• уметь написать сочинение по изученным произведениям с разной формой и содержанием;
• готовить рефераты, доклады на литературные темы;
• уметь писать аннотации и рецензии по прочитанным произведениям и др.
Написание сочинения предполагает умение глубоко понимать художественный текст, логично, аргументированно, образно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует о зрелости суждений его автора, умении анализировать произведения литературы, проникать в замысел писателя или поэта, постигать объективный смысл написанного.
В научных трудах Озерова в практике работы школ выделяется три вида проблемно-тематических принципов: сочинение-характеристика; литературно-критическое сочинение и сочинение на свободную тему. Далее эти три вида сочинений подразделяются по следующим особенностям:
-
Сочинение-характеристика:
• характеристика одного литературного образа (героя)
• характеристика-сравнение двух литературных героев;
• описание нескольких литературных героев;
• общая характеристика литературных героев.
-
Литературно-критическое сочинение:
- анализируется одна тема;
- характеризуются отдельные моменты творчества писателя или дается характеристика его тематики;
-исследование содержания и формы по проблемам, описанным в произведении;
- анализ критико-дискуссионных статей;
- анализ общественно-исторических событий
изложенные в произведениях.
3. Сочинение на свободную тему:
• отражение личных наблюдений;
• личные размышления и переживания.
Ученик может достаточно творчески отнестись к написанию сочинений, если его заранее ознакомить с темой, типом и жанром, на которую он будет писать сочинение. Как нам хорошо известно, существует следующие стили речи: разговорный, литературно-художественный, публистический, официально-деловой и научный. Как отмечает методист А.М.Гришина-Земскова, есть три вида жанра - художественный, публистический и сочинение в научном жанре. («Сочинение в газетных жанрах»). 4-8 кл. М., 1997, 8-6). Методист А.Баланкин писал, что сочинение можно делить на 8 видов:
• Сочинение на литературную тему;
• сочинение на свободную тему;
• сочинение - рецензия;
• портретный очерк:
• сочинение - сравнение характеристик;
• сочинение - аннотация;
• сочинение - повесть;
• сочинение - фельетон и др.
Учащимся следует давать различные способы составления композиций, формирования предложений, на которые ученик обратит свое внимание.
Теперь поговорим о жанровых разновидностях сочинений.
Методист Ю.А.Озеров предлагает следующие виды сочинений:
• сочинение - характеристика;
• сочинение - литературный портрет;
• сочинения - рецензия;
• очерк-сочинение;
• сочинение в виде литературно-критических статей;
• сочинение - памятка;
• сочинение - дневник;
• сочинение - песня.
Вместе с этим методист по каждому виду сочинения выделяет особые характерные признаки, композиционные различия и предлагает некоторые образцы. Это хорошая и полезная научно-методическая и практическая помощь учителю и ученику.
Но несмотря на то, что все вышесказанное является необходимым и правильным, их нельзя навязывать ученику. Поэтому их надо давать ученикам с учетом возрастных особенностей. Эти рекомендации можно применять в классах с литературно-лингвистическим уклоном или в профильных (с углубленным изучением языка).
На основании вышесказанных и на основе практики работ с кыргызскими школами мы предлагаем следующие виды сочинений:
-
Сочинение-характеристика (анализ образов);
-
Сочинение-очерк (описание жизни и творчестве писателя);
-
Сочинение-рецензия (анализ произведения);
-
Сочинение-публицистика (чаще всего на свободную тему);
-
Сочинение-рассказ или сочинение- новелла (на примере образа героя и на его основе творчески составить свободный образ);
-
Сочинение-поэма (на основе одного образа или на свободную тему);
-
Сочинение-пьеса (полемического характера, в виде беседы);
-
Сочинение-репортаж (изложение событий);
-
Сочинение-этюд (описание природы);
-
Сочинение-фантастика (жизненные происшествия, обогащенные фантастическими сюжетами);
-
Сочинение-сказка (реальные обстоятельства превращают в сказочный сюжет или в их сочетании);
-
Сочинение-постановка (зная судьбу героев самостоятельно фантазируя, пишет новое произведение);
-
Сочинение-эссе (сокращенное описание сюжета или содержания произведения);
Такие жанровые особенности сочинений помогут детям знание литературно-критических работ, знание биографии автора и особенностей его творческой манеры; знакомство с художественными направлениями, методами стилевыми течениями; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества; умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать; владение языковой и стилистической грамотностью критически смотреть на литературные произведения, сформулировать личные взгляды на творчество автора.
Литература:
1. Алымова Б.,«Мектеп сочинениеси», Фрунзе. 1979
2. Муратов А., «Сочинение кандайча жазылат», Бишкек, 1991
3. Озеров Ю.А., «Раздумья перед сочинением», М.: «Высшая школа», 1990
4. Гришина-Земскова А.М., «Сочинение в газетных жанрах», 4-8 кл. М., 1997, 8-6)
5. Рысбаев С.К., «Окуучунун дилбаяны», Б., 2013
9