Портфолио учителя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио учителя русского языка и литературы

Саитовой Минслу Карамутдиновны



Цель моей педагогической деятельности - предопределить конструктивные пути повышения качества знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе на основе исследования возможностей развития логического мышления школьников с учетом здоровьесберегающих факторов. Данная цель помогла определить ряд основных задач педагогической деятельности:

  1. Повысить уровень сформированности логического мышления школьников в целях качественного изменения ЗУН;

  2. Выделить и классифицировать основные здоровьесберегающие формы и методы организации учебной деятельности, направленные на развитие логического мышления;

  3. Определить методику подготовки и проведения исследовательских работ по математическому моделированию, направленных на развитие логического мышления.

В своей работе я опираюсь на концептуальные положения Л.В.Занкова, И.С. Якиманской, Г.К.Селевко, В.Ф. Шаталова:

  • личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;

  • обучение русскому языку и литературе - значит, обучение правильности и осмысленности написания текста, умение работать с текстом, осмысленность чтения;

  • обучение решению задач - значит, обучение умению типизации и алгоритмизации плюс умение решать типовые задачи практического содержания;

  • индивидуализация обучения «трудных» и одаренных;

  • органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности;

  • сочетание урочной и внеурочной форм работы, что позволяет убедиться в правильности выбранного направления педагогической деятельности.

Полученные результаты соотносятся естественным образом с разработанными и внедренными в учебный процесс методами и приёмами, направленными на достижение поставленной цели.

Выбор технологии преподавания был произведен с учетом: роста знаний, наполняемости классов, разнородности классов по составу, различных требований в классах с разной специализацией.

Используемая технология обучения опирается на следующие методики:

  • проблемное, развивающее обучение (на занятиях или в домашнем задании ставится проблема, которую необходимо рассмотреть с разных сторон и попытаться найти решение);

  • работа в группах;

  • диалог (группа «учитель-ученик», группа «ученик-учитель», везде ставится цель аргументировано рассмотреть проблему и защитить свою точку зрения);

  • работа с нестандартными задачами, требующими применения логического мышления;

  • творческие работы по русскому языку и литературе;

  • выполнение заданий, требующих участие ученика в формулировке проблемы (с избыточной или недостаточной информацией, с неопределенностью постановки вопроса), наиболее способным предлагается провести какой- либо этап урока по заданной теме.

Целевыми ориентациями технологии считаю:

  • обязательное обучение всех на уровне стандарта;

  • увлечение детей русским языком и литературой;

  • выращивание талантливых учеников.

Пути развития логического мышления наиболее ярко реализуются на нетрадиционных формах уроков: урок-лекция, интегрированные уроки, уроки с применением мультимедиа, урок решения «ключевых задач», уроки работ по языкознанию моделированию, уроки-консультации, зачетные уроки.

Именно на таких учебных занятиях мною применяются следующие виды работ с задачами:

  • выбор способов и методов выполнения заданий по русскому языку и литературе, развитие культуры речи;

  • систематизация заданий и упражнений по теме;

  • проверка выполненного товарищами и рефлексия деятельности по выполнения заданий по русскому языку и литературе, развитие культуры речи;

  • сочинение литературных эссе, сочинений, сказок ; и т.д.

Для оценивания знаний и умений учащихся разработана и апробирована система выбора оценочной деятельности, включающая в себя следующие элементы:

  • регулярная проверка индивидуальных заданий повышенной трудности;

  • собеседование и презентация отчетов работ по русскому языку и литературе;

  • проведение мини-тестов (от 5 до 20 минут) для контроля усвоения материала;

  • проведение срезовых работ;

  • текстовые задания, направленные на проверку прочности усвоения материала, на его воспроизведение (чаще всего тест с вариантами ответов);

  • контрольные работы, включающие стандартные и творческие задания-тесты, направленные на формирование логического мышления (задания разного уровня сложности, количество заданий больше, чем требуется для подведения итога, чтобы у ученика была возможность выбрать.).

Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии , основные формы проведения которой следующие:

  • проекты;

  • предметные олимпиады;

  • КВНы;

  • Работа по выявлению одаренных детей , где учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя;

  • литературные вечера.

Я систематически работаю над повышением своего педагогического мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, посещаю курсы повышения квалификации.

  • возглавляю школьное творческое объединение учителей - предметников (общий состав - 7 педагогов);

  • систематически провожу открытые уроки и предметные недели.

И в заключении отмечу, что в первую очередь необходимо не навредить ученикам, что для успешной педагогической деятельности необходим хороший контакт и дружественно уважительные отношения между педагогом и учащимся, а этого можно достигнуть педагогическим тактом, уважением к личности и профессионализмом в своей области. Поэтому моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям развития образовательного процесса.


© 2010-2022