- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Портфолио учителя русского языка и литературы
Портфолио учителя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саитова М.К. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Портфолио учителя русского языка и литературы
Саитовой Минслу Карамутдиновны
Цель моей педагогической деятельности - предопределить конструктивные пути повышения качества знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе на основе исследования возможностей развития логического мышления школьников с учетом здоровьесберегающих факторов. Данная цель помогла определить ряд основных задач педагогической деятельности:
-
Повысить уровень сформированности логического мышления школьников в целях качественного изменения ЗУН;
-
Выделить и классифицировать основные здоровьесберегающие формы и методы организации учебной деятельности, направленные на развитие логического мышления;
-
Определить методику подготовки и проведения исследовательских работ по математическому моделированию, направленных на развитие логического мышления.
В своей работе я опираюсь на концептуальные положения Л.В.Занкова, И.С. Якиманской, Г.К.Селевко, В.Ф. Шаталова:
-
личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;
-
обучение русскому языку и литературе - значит, обучение правильности и осмысленности написания текста, умение работать с текстом, осмысленность чтения;
-
обучение решению задач - значит, обучение умению типизации и алгоритмизации плюс умение решать типовые задачи практического содержания;
-
индивидуализация обучения «трудных» и одаренных;
-
органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности;
-
сочетание урочной и внеурочной форм работы, что позволяет убедиться в правильности выбранного направления педагогической деятельности.
Полученные результаты соотносятся естественным образом с разработанными и внедренными в учебный процесс методами и приёмами, направленными на достижение поставленной цели.
Выбор технологии преподавания был произведен с учетом: роста знаний, наполняемости классов, разнородности классов по составу, различных требований в классах с разной специализацией.
Используемая технология обучения опирается на следующие методики:
-
проблемное, развивающее обучение (на занятиях или в домашнем задании ставится проблема, которую необходимо рассмотреть с разных сторон и попытаться найти решение);
-
работа в группах;
-
диалог (группа «учитель-ученик», группа «ученик-учитель», везде ставится цель аргументировано рассмотреть проблему и защитить свою точку зрения);
-
работа с нестандартными задачами, требующими применения логического мышления;
-
творческие работы по русскому языку и литературе;
-
выполнение заданий, требующих участие ученика в формулировке проблемы (с избыточной или недостаточной информацией, с неопределенностью постановки вопроса), наиболее способным предлагается провести какой- либо этап урока по заданной теме.
Целевыми ориентациями технологии считаю:
-
обязательное обучение всех на уровне стандарта;
-
увлечение детей русским языком и литературой;
-
выращивание талантливых учеников.
Пути развития логического мышления наиболее ярко реализуются на нетрадиционных формах уроков: урок-лекция, интегрированные уроки, уроки с применением мультимедиа, урок решения «ключевых задач», уроки работ по языкознанию моделированию, уроки-консультации, зачетные уроки.
Именно на таких учебных занятиях мною применяются следующие виды работ с задачами:
-
выбор способов и методов выполнения заданий по русскому языку и литературе, развитие культуры речи;
-
систематизация заданий и упражнений по теме;
-
проверка выполненного товарищами и рефлексия деятельности по выполнения заданий по русскому языку и литературе, развитие культуры речи;
-
сочинение литературных эссе, сочинений, сказок ; и т.д.
Для оценивания знаний и умений учащихся разработана и апробирована система выбора оценочной деятельности, включающая в себя следующие элементы:
-
регулярная проверка индивидуальных заданий повышенной трудности;
-
собеседование и презентация отчетов работ по русскому языку и литературе;
-
проведение мини-тестов (от 5 до 20 минут) для контроля усвоения материала;
-
проведение срезовых работ;
-
текстовые задания, направленные на проверку прочности усвоения материала, на его воспроизведение (чаще всего тест с вариантами ответов);
-
контрольные работы, включающие стандартные и творческие задания-тесты, направленные на формирование логического мышления (задания разного уровня сложности, количество заданий больше, чем требуется для подведения итога, чтобы у ученика была возможность выбрать.).
Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии , основные формы проведения которой следующие:
-
проекты;
-
предметные олимпиады;
-
КВНы;
-
Работа по выявлению одаренных детей , где учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя;
-
литературные вечера.
Я систематически работаю над повышением своего педагогического мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, посещаю курсы повышения квалификации.
-
возглавляю школьное творческое объединение учителей - предметников (общий состав - 7 педагогов);
-
систематически провожу открытые уроки и предметные недели.
И в заключении отмечу, что в первую очередь необходимо не навредить ученикам, что для успешной педагогической деятельности необходим хороший контакт и дружественно уважительные отношения между педагогом и учащимся, а этого можно достигнуть педагогическим тактом, уважением к личности и профессионализмом в своей области. Поэтому моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям развития образовательного процесса.