Тест по роману Л. Н. Толстого Война и мир

Тест по литературе в формате ЕГЭ по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" проводится после изучения произведения. Задание В предполагает краткий ответ. Задание С1 и С2  - развернутый ответ (5-10 предложений). Задание С5 - сочинение-рассуждение ( полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы ).    За данную работу можн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Вариант 1.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2

Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.

- Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.

Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто-то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.

- Оооо!.. Бросьте, ради Христа, - закричал раненый; но его всё-таки подняли и положили.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково-глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, - думал Ростов. - Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье - и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…

В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни - всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление.

«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.

Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.

- Что, бг'ат, понюхал пог'оху?… - прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.

«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.

В1. Кто из персонажей, упомянутых в приведенном фрагменте, является командиром полка, в котором служит юнкер Ростов?

В2. Как называется река, мост через которую пытаются сжечь отступающие русские войска?

В3. В приведенном фрагменте дана зарисовка местности, в которой происходят описываемые события (Дунай, горы, леса). Каким термином в литературоведении обозначается эта разновидность предметной изобразительности?

В4. В конце приведенного фрагмента сообщается, о чем подумал юнкер Ростов: «Все кончилось; но я трус, да, я трус». Как называется обращенная к самому себе речь персонажа, раскрывающая его переживания и не предназначенная для слуха других?

В5. Каков жанр книги Л.Толстого «Война и мир»?

В6.Звуки разрывающейся картечи переданы в приведенной сцене иносказательно: «вдруг затрещало на мосту, будто рассыпанные орехи». Как называется использованный в этом случае прием иносказания (троп)?

В6. Какой прием художественной изобразительности использован в предложении: «Мгновение - и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»?

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. С какой целью, по вашему мнению, Л.Толстой дает описание батального эпизода через призму восприятия Николая Ростова?

С2. В каких произведениях русской литературы есть описания сражения? В чем сходства и этих описаний с приведенным выше эпизодом из «Войны и мира»?

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Какие персонажи «Войны и мира» являются, по мнению Л.Толстого, настоящими героями?

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Вариант 2.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

- Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

- Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

- Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!

- Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

- Ведь второй час.

- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

- Ах, Боже мой! Боже мой! что же это такое! - вдруг вскрикнула она. - Спать так спать! - и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» - подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» - думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

В1. К какому роду литературы относится произведение Л.Н.Толстой «Война и мир»?

В2. Кому из персонажей в приведенном отрывке принадлежит «первый голос» из числа услышанных князем Андреем? Запишите имя героини в именительном падеже.

В3. Как называется дворянская усадьба, в которой происходит действие приведенного выше отрывка?

В4. Каким термином обозначается обмен репликами между персонажами литературного произведения?

В5. В приведенном фрагменте переданы переживания и ощущения князя Андрея. Назовите литературоведческий термин, обозначающий способность писателя раскрыть в своем произведении тайны внутреннего мира человека, выразить даже малозаметные движения его души.

В6. Характеры двух участниц разговора в приведенном эпизоде существенно различаются. Каким термином обозначается противопоставление персонажей?

В7. Какой тип иносказания использован в сообщении о том, что «лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату»?

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. Как вы объясните состояние князя Андрея после подслушанного разговора? Почему он «не в силах» осмыслить его?

С2. В каких произведениях русской литературы восприятие персонажем (лирическим героем) звездного неба становится важным средством его характеристики (или самораскрытия)? Каковы тематические параллели между этими произведениями и приведенным толстовским фрагментом?

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Как меняются по ходу развития сюжета представления героев «Войны и мира» о любви?


Л.Н.Толстой. «Война и мир». Вариант 3.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2

Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.

- Да, хорошо случилось для вас, - сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, - вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.

Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.

- А! это что? - сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что-то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:

- Подарок вашему величеству от императрицы.

Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то все называли королем Рима.

Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.

Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.

- Roi de Rome, [Римский король. ] - сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. - Admirable! [Чудесно!] - С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его - и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.

В1. Назовите фамилию персонажа, чей образ в системе персонажей «Войны и мира» связан с образом Наполеона отношениями противопоставления.

В2. Сценам какого сражения предшествует в «Войне и мире» приведенный выше эпизод? Приведите название сражения в именительном падеже.

В3. На основе какого вида комического, состоящего в противоположности говоримого подразумеваемому, строятся авторские характеристики чувств и поведения Наполеона, а также реакций его свиты («Он чувствовал, что он, что он скажет и сделает теперь, - есть история»; «…все на цыпочках вышли, представляя самому себе и его чувству великого человека»)?

В4.Как называется персонаж, не играющий существенной роли в развитии сюжета и фигурирующий только в отдельных эпизодах произведения (таков, например, префект императорского дворца в Париже Боссе)?

В5. Кто из главных героев «Войны и мира2 вынашивали план убийства Наполеона (укажите имя и фамилию персонажа)?

В6. Найдите в тексте приведенного выше фрагмента термин, означающий иносказательное изображение какого-либо отвлеченного понятия или положения при помощи конкретных предметных образов.

В7. В приведенном фрагменте немало частных подробностей внешнего вида и жестов персонажей, а также окружающей их обстановки. Каким термином обозначаются такие подробности?

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. Считает ли Л.Толстой Наполеона великим человеком и как его отношение к французскому императору выражено в тексте приведенного фрагмента?

С2. Какие персонажи русской литературы мысленно соотносят себя с Наполеоном и в чем их отношение к Наполеону расходится с толстовским?

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Каковы представления Л.Толстого о роли великой kbxyjcnb какими средствами это представление выражено в «Войне и мире»?

© 2010-2022