Подготовка к ЕГЭ Сочинение по литературе (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерные темы выпускных сочинений по направлениям

1. Время: Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

«О времена, о нравы!» ( Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель - судья своего времени

"Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С. Кушнер)

«В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н. Коржавин)

2. Дом: Дом - центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом - хранитель православных ценностей

Дом - прекрасная мечта о счастье

Дом - жилище, местообитание семьи

Дом - островок, крепость в хаосе революционных, военных событий

Дом - пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом - место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом - утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом - портрет души семьи.

Дом - памятник человеку

Дом - хоромина для души и тела.

Потеря дома - крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом - разлад с собой и миром.

Дом - совесть для человека

Дом - тревога

Дом - судьба

Дом - возрождение идеалов.

Дом - Россия

Дом - это место, где тебя всегда ждут

«Родительский дом - начало начал»

3. Путь: Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип «русского скитальца» в литературе

«Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А. Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4. Любовь: Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви?»

«От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М. Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

«Моя любимая книга»

«Роль книги в моей жизни»

«Кто для Вас идеальный герой литературы?»

«Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»

«Можно ли обойтись без книг?»

«Можно ли испытать радость, читая книгу?»

«Какие вопросы задает человеку литература?»

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

«Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные ». (С.Д. Довлатов)

«Поэт в России - больше, чем поэт »

«Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро» (Ф. Абрамов)

«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф. Бэкон)

Юбилейные даты «Года литературы в России»:

«Какие проблемы, поднимаемые А.А. Фетом (А.А. Блоком, С.А. Есениным, А.И. Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?»

«А.А. Фет (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.И. Куприн) в Вашем читательском опыте»,

«Мой А.А. Фет (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.И. Куприн)» и т.д.

Критерии оценки итогового сочинения - допуска к ЕГЭ

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция »

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами .

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях "зачет")

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерии оценивания сочинения ФИПИ (при поступлении в вуз)

Критерии оценивания сочинения имеют рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии, в том числе и на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при по К1 или К2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

1

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

0

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

0

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

0

К7. Орфографические нормы


Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8. Пунктуационные нормы


Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

К9. Грамматические нормы


Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

0

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по десятибалльной системе оценивания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Первичный балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20


Сроки сдачи сочинения в 2015-2016 учебном году



3 декабря - основная волна сдачи сочинений для выпускников 11 классов.

4 февраля - пересдача.

6 мая - для выпускников прошлых лет.



© 2010-2022