Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» проводился с целью систематизации знаний и умений, поэтому в его структуре присутствуют компоненты дифференциации в ходе самостоятельной работы. Структура урока отвечает следующей схеме: определение уровня знаний учащихся по изучаемой теме, формулировка задач занятия, определение вопросов для работы; систематизация материала в ходе групповой работы и самостоятельная работа с дидактическим материалом; форм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прилепина Ирина Александровна.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Цель: Систематизировать изученное по теме.

Развивать практические умения и навыки работы с тестами

Воспитывать культуру учебного труда.

Задачи урока :

1) актуализировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;

2) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;

3) организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы);

4) обобщить и систематизировать материал по теме «Постановка тире и двоеточия в предложениях»;

5) организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах;

6) организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием

информационных технологий.

Форма проведения : практикум.

Оборудование:

1.Мультимедиа

2.Тесты «Постановка тире и двоеточия в предложениях»

Структура урока:

Вводная часть.

Систематизация материала по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Практическая работа.

Контроль знаний с помощью тестирования.

Обобщение по теме.

Сообщение домашнего задания.

Ход урока.

I. Повторение.

Начнем урок с повторения темы «Постановка тире и двоеточия в предложениях».

Задание: выписать номера тех предложений, в которых знаки поставлены

I вариант : правильно

II вариант : неправильно.

Учиться наша задача.

Волга - полноводная река.

Бедность - не порок.

Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.

Люди, птицы, травы - все слушает песню соловья.

Все: смех, шум, свист - слилось в один гул.

Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

На столе лежали разные вещи щетка, молоток, ножницы.

Небо как колокол.

Язык - есть жизнь.

Самопроверка (по ключу)

I вариант : 2, 4, 5, 6, 9

II вариант : 1, 3, 7, 8, 10.

- Напишите на полях тетради количество ошибок.

- Вспомним условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

постановки двоеточия и тире в ПП с обобщающим словом при однородных членах.

1. Учиться - наша задача.

2. Волга - полноводная река.

3. Бедность не порок.

4. Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.

5. Люди, птицы, травы - все слушает песню соловья.

6. Все: смех, шум, свист - слилось в один гул.

7. Всюду : вверху и внизу пели жаворонки.

8. На столе лежали разные вещи : щетка, молоток, ножницы.

9. Небо как колокол.

10.Язык есть жизнь.

II. Вступительное слово учителя

Справились с данным заданием, но наибольшую трудность вызывают знаки препинания в БСП.

Прочитаем тему урока:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.(слайд 1)

- Дайте определение БСП. (-это такое СП, в котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи - интонацией и по смыслу).

- Какие знаки разделяют ПП в составе БСП? (знаки препинания: запятая, ;, - или :).

- Сформулируйте цели и задачи урока.

- Итак, наша задача -систематизировать изученное, выявить степень усвоения

полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

К сегодняшнему уроку вам было предложено повторить вопросы, связанные с пунктуацией в БСП.

Чем отличается БСП от других сложных предложений ?

III. Актуализация изученного о БСП .

- Проведем работу на распознавание БСП.

Запишем «Цифровой диктант».

Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строку без запятых номера только бессоюзных предложений.

1.Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе. (Сложносочиненное.)

2.В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)

3.Крестьяне встретили пришельца - картофель - в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное, причина.)

4.Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям. (Сложносочиненное.)

5. Сейчас всему миру известно: наша страна - крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)

6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [причина].)

- Какое число вы получили? (256.)

- Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.

IV. Актуализация изученного о знаках препинания в БСП.

Переходим к повторению знаков препинания в БСП.

- В каких случаях ставится

Вывод.

V. Повторение.

Упр. 422 (по Грекову) устно

1) : дополнение

2) - противопоставление

3) : причина

4) - вывод

5) - вывод

Физминутка

VI. Тренировка учащихся в дифференцированных группах.(слайд 12)

группа А - упр.423 (I) 1-5 -самостоятельно + самопроверка по ключу.(слайд 13)

группа В - упр.423 (IV) 1 -5 объясняют.

группа С - записать Упр.422 (индивидуальная работа). 1 парта

VII. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

Мы рассмотрели все случаи расстановки знаков препинания в БСП, а теперь выполним самостоятельную работу.

Итак, группа «А» работает на компьютерах с тестами : «Знаки препинания в БСП»

Группа «В», «С» решает тесты.(слайд 14)

VIII. Итог урока.

- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту,

Упр. 238. По учебнику Власенкова + решение тестов А 23 (слайд 15)


© 2010-2022