- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Декапольцева В.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 10 - 11 классов, авторы Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина, И.В.Шамшин, Москва «Русское слово» 2010г.
Цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта . в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, системно-деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
-освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Общая характеристика программы
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объѐма содержания теоретической части темы. Этот курс, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Теоретический материал курса в 11 классе охватывает все разделы науки о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты преподносятся подробно и развѐрнуто.
В содержание курса включены самостоятельные разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в ознакомительном объеме даны теоретические сведения, а также необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам поможет старшеклассникам научиться четко, ясно, логично, выразительно формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение, создавать грамотные устные и письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность понять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему - непременное условие становления личности человека.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность со средней школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 11 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной . Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами.
Положительное отношение к учеьбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, диктанта «Проверяю себя», предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных и других диктантов, диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый - итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения играют способы освоения учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков структурирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, создают базу успешного обучения в высшем учебном заведении.
Программа Н.Г.Гольцовой рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В учебный план добавлен 1 час в неделю за счет компонента образовательного учреждения. Поэтому моя рабочая программа составлена на 70 часов в год (2 часа в неделю).
В программе нет почасовой разработки, поэтому количество часов по разделам распределял сам учитель. Выделили 8 часов на повторение, 4 часа на контрольные диктанты и 9 часов на написание сочинения в форме ЕГЭ.
Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина Русский язык 10-11 классы
Москва «Русское слово» 2012 г.
.
Главное в 11 классе - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Распределение учебных часов по разделам программы:
Синтаксис и пунктуация -- 2
Словосочетание ---2
Предложение ---2
Простое предложение ---24+2
Сложное предложение ----11+4
Предложения с чужой речью ----3
Употребление знаков препинания ---2
Культура речи ---3+2
Стилистика ---4
Из истории языкознания ---1
Повторение ---8
70 час.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-основные единицы и уровни языка;
-орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-осуществлять речевой самоконтроль;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту - подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№
Содержание
Общее количество часов по разделу
Количество часов по теме
Дата проведения урока
Домашнее задание
Примечание
по программе
фактическая
Синтаксис и пунктуация.
2
1.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
1
2.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
1
П.65
Словосочетание.
2.
3.
Классификация словосочетаний.
1
П.66
4.
Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
1
П.67
Предложение.
2
5.
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений.
1
П.68
6.
Предложения простые и сложные.
1
П.68
Простое предложение.
24+2
7.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной оценке. Предложения утвердительные и отрицатедьные.
1
П.69-71
8.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
1
П.72
9.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
1
П.73
10.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
1
П.74
11.
Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
1
П.75-76
12.
Соединительное тире. Интонационное тире.
1
П.77
13
Порядок слов в простом предложении.
1
14.
Синонимия разных типов простого предложения.
1
15.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
1
П.78
16.
Синтаксический разбор простого предложения.
1
С.246
17.
Контрольный диктант 1 по теме «Простое предложение».
1
18.
Анализ контрольного диктанта. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
П.79
19.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
1
80
20.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
1
П.81
21.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
1
П.82-83
22.
Лингвистический анализ текста.
1
23.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
1
П.84
24.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
1
С.265
25.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
1
П.85-86
26.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме ЕГЭ на морально-этическую тему.
1
27.
Р.р. Написание сочинения в форме ЕГЭ на морально-этическую тему.
1
28.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
1
П.89-90
29.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.
1
П.91
30.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях.
1
П.92
31
Контрольный диктант по результатам 1 полугодия.
1
32.
Анализ контрольного диктанта. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
1
П.93
Сложное предложение.
11+4
33.
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
1
П.94
34.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
1
П95
35.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме ЕГЭ на лингвистическую тему.
1
36.
Р.р. Написания сочинения в форме ЕГЭ на лингвистическую тему.
1
37.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
1
П.96
38.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
1
П.97
39.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
1
С.323
40.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
П.98
41.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
С.328
42.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
С.328
43.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
1
С.329, 330
44.
Период. Знаки препинания в периоде.
1
П.99
45.
Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения.
1
П.100
46.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ на тему «Роль книги в жизни человека».
1
47.
Р.р. Написание сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ на тему «Роль книги в жизни человека».
1
Предложения с чужой речью.
3
48.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
1
П.101-102
49.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
1
П.103-104
50.
Контрольный диктант 3 по теме «Сложное предложение».
1
Употребление знаков препинания.
2
51.
Анализ контрольного диктанта. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания.
1
П.105
52.
Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
1
П.106-107
Культура речи.
3+2
53.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
1
П.108
54.
Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
1
П.109=110
55.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ на тему «Нравственная сила добра».
1
56
Р.р. Написание сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ на тему «Нравственная сила добра».
1
57.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность. Уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
1
П.111
Стилистика.
4
58
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
1
С.383
59
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль.
1
П.112-113
60.
Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
1
П.114,115,116
61.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание. Рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
1
П.117
Из истории русского языкознания.
1
62.
М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К.Грот, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов. С.И.Ожегов.
1
С.409-423, инд.зад.
Повторение.
8
63.
Повторение темы: «Синтаксис и пунктуация».
1
П.65
64.
Повторение темы: «Словосочетание».
1
П.66
65.
Повторение темы: «Простое предложение».
1
П.69-93
66.
Повторение темы: «Сложное предложение».
1
П.94-100
67.
Итоговый контрольный диктант.
1
68.
Анализ итогового контрольного диктанта. Повторение темы: «Предложения с прямой речью».
1
П.101-104
68.
Повторение темы: «Употребление знаков препинания».
1
П.105-107
70
Повторение темы: «Стилистика».
1
П.112-117
Итого 70час.