Статья «Развитие коммуникативных компетентностей на уроках русского языка»

"Описание материала: Современному обществу необходимы коммуникабельные личности, способные решать многие коммуникативные задачи. Да и каждый учитель хочет, чтобы его ученики были не только самыми умными, добрыми, внимательными, но и общительными. Но, к сожалению, в наш век информационных технологий, живое общение отступает на второй план. "Технологии, представленные в данной публикации – один из способов научить учащихся решать коммуникативные задачи. "Выдержка из материала: Развитие коммуника...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нечаева Вера Александровна

Развитие коммуникативных компетентностей на уроках русского языка

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были самыми умными, добрыми, внимательными, общительными. Но, к сожалению, в наш век информационных технологий, живое общение отступает на второй план. Люди все чаще общаются с помощью SMS, Skype. Складывается ощущение, что современные подростки скоро совсем разучатся общаться. И в наших силах не дать исчезнуть живому, красивому слову. К тому же уроки русского языка и литературы, как никакие другие, способствуют развитию коммуникативной компетентности.

В рамках ФГОС коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как общение, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации.

Самое главное в развитии коммуникативной деятельности - способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Учащиеся должны понимать, что другие люди могут думать иначе в силу своих потребностей и интересов. Они должны понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Общение - ведущая деятельность в подростковом возрасте, поэтому этот период считается особо благоприятным для развития коммуникативной компетентности. Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

1. В коммуникации как общении (интеракции) особое внимание следует уделить диалогу.

Диалог предполагает взаимное уважение, доверие, естественность, открытость, сочувствие, доброжелательность и терпимость. Монолог же приводит к игнорированию собеседника, безразличию, закрытости. Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности.

Задание.

Разыграйте диалоги в разных ситуациях.

Вы спрашиваете мнение своего друга о кинофильме (компьютерной игре);

Вы хвалите своего друга за успехи в спорте (учебе);

Работа в группе.

Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 4 человека (2 парты). Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить и в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может быть руководителем группы, одним из участников группы или экспертом.

Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие её преимущества: возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школьная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными.

Задание.

Придумайте и нарисуйте неизвестный науке бытовой прибор. Составьте о нем текст в публицистическом стиле, отметьте в своем тексте характерные для данного текста черты.

2. В коммуникации как кооперации следует уделить внимание дискуссии.

Дискуссия.

Дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.

Очень удачно применение дискуссии в проектной деятельности, а также во время проблемного изложения материала.

Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает напряжение и стресс в обучении (М. А. Ступницкая, А. В. Белов, В. А. Родионов, 2003).

Задание. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])

Познакомьтесь с высказываниями о дружбе. Выскажите свои мысли.

Согласны ли вы друг с другом? Подтвердите свои мысли аргументами.

1. То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого - обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть. (Ларошфуко)

2. В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой. (Монтень М.)

«Создание компьютерной презентации»

Каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме (предложенной учителем или выбранной детьми). Сначала в процессе общего обсуждения группа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.

Ролевые постановки.

Ролевое проигрывание (спектакли, сценки) позволяет учащимся успешно отрабатывать и усваивать навыки культуры общения. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой частью системы межличностного общения. Также нужно уделять внимание выработке элементарных правил вежливости - повседневному этикету.

Задание.

Разыграйте диалоги в разных ситуациях.

Вам надо на улице узнать дорогу к музею (кинотеатру, библиотеке);

Вы благодарите маму (папу, бабушку) за подарок (помощь в трудном деле).

3. Коммуникация как условие интериоризации

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984). Ранние этапы развития ярко показывают, что детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности), одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.

Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, самопроверки. В ходе таких проверок учащиеся осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

Задание.

Поменяйтесь тетрадями и, опираясь на образец, проверьте тетрадь соседа по парте (возможна работа в группах). Обсудите ошибки, выясните, почему ваш товарищ допустил данную ошибку (не знает правило, был невнимателен). Подсчитайте количество ошибок, поставьте оценку.

Взаимные диктанты используются в работе пар сменного состава.

Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать. Затем все ученики рассаживаются по парам.

Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется.

Диктуют и пишут по очереди. Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке.

Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший подчёркивает их, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверяла Иванова».

После того как диктанты проверены, ученики обмениваются карточками, ищут себе нового напарника, и теперь они диктуют ему тот диктант, который каждый из них писал. Поэтому получается, что с текстом, записанным на карточке, каждый ученик работает дважды: один раз как ученик, который пишет диктант и которого проверяет партнёр, и второй раз уже как учитель, который диктует и затем проверяет своего нового партнёра.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

Если мы все делаем правильно, то можем ожидать:

  • умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

  • умения подтверждать аргументы фактами;

  • умения понимать точку зрения другого (в том числе автора);

  • критичного отношения к своему мнению;

  • умения организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

4


© 2010-2022