- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект Чистое слово в МБ НОУ Гимназия №48 города Новокузнецка
Проект Чистое слово в МБ НОУ Гимназия №48 города Новокузнецка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карачкина Т.Е. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ЧИСТОЕ СЛОВО»
Отчёт о проведении мероприятий в рамках проект в муниципальном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении
«Гимназия №48»
города Новокузнецка Кемеровской области
Текстовый отчет.
Наша гимназия в этом учебном году впервые приняла участие в социокультурном проекте «Чистое слово», потому что проблема хорошей культурной речи как показателя интеллектуального и нравственного развития человека в нашем обществе весьма актуальна.
. На заседании гимназического МО учителей гуманитарного цикла был разработан и утверждён план проведения акции и 26 ноября состоялся её старт на школьной линейке, подготовленной волонтёрами из 9 - 10 классов.
Первым был проведён традиционный конкурс «Грамотей» - на выявления самых грамотных учащихся. Конкурс носит массовый характер: в нём принимают участие все ребята 5-11 классов.
Конкурс ученических тетрадей прошёл среди младших школьников.
Конкурс творческих работ, посвящённых родному языку «Слово о слове», призван был осветить различные аспекты русского языка: грамотность, культуру речи, проблемы.
В рамках этого конкурса учащиеся младших классов писали сочинения «Почему важно быть грамотным», в которых обосновывали свою точку зрения на этот злободневный вопрос. Старшеклассникам было предложено приготовить рефераты или исследовательские работы по данной теме, которые они защищали во время зачётной недели.
В рубрике этого конкурса «Проба пера» приняли участие 5-8-классы. Лучшие стихотворения вошли в гимназический альманах «Родное слово», о котором будет рассказано ниже.
Работы девятиклассников были посвящены собственным именам. В рамках конкурса «Моё имя в литературе» учащимися была проведена исследовательская работа: подобраны произведения с героями-тёзками, выявлены самые любимые имена писателей и самые редкие. Образы литературных героев проанализированы с позиции соответствия значению своего имени, а многие ребята даже сравнили себя с одноименным героем, пытаясь ответить на вопрос: может ли имя влиять на судьбу. Размышляя на эту тему, учащимися сделан важный вывод - любого человека надо называть уважительно, не допускать при общении прозвищ, «кличек», потому что у каждого слова есть своя энергетика и от людей зависит, будет ли она положительная. Эта работа вызвала большой интерес, её воспитательное значение бесспорно.
Мероприятия святочной недели «Живой великорусский язык» позволили привлечь внимание к русской фразеологии. Знакомство с пословицами и поговорками всегда интересно для детей. Эта работа была организована в виде ежедневных тематических пятиминуток и проходила во время уроков.
Конкурс «Найди ошибку» оказался для гимназистов труднее, чем казалось на первый взгляд. К сожалению, многие скачивали «ошибки» с интернета. Но эта ситуация лишь подтверждает важность и актуальность самого проекта «Чистое слово» - надо привлекать внимание подростков к проблемам речевой культуры, учить их видеть в своём языковом окружении нарушения речевых, орфографических норм, воспитывать неравнодушное отношение к слову.
В рамках этого культурного проекта был в учреждении проведён конкурс «Самый красивый почерк», который показал, как остро эта проблема стоит перед современными школьниками. Конкурс проходил в несколько этапов. Среди школьников победили младшие классы, кроме того, в каждом классе были отмечены ребята, умеющие красиво писать. Старшими обучающимися были подготовлены доклады, освещающие вопросы чистописания. Также большой интерес к этому конкурсу проявили и учителя, в итоге победили педагоги начальных классов. На суд жюри, которое отбиралось из их числа, были представлены и почерки родителей учащихся, которым предлагалось выбрать и записать текст о красоте языка. Самыми активными оказались родители пятиклашек, девятиклассников, не остались в стороне и седьмые классы. Все родители отмечены грамотами на родительской конференции, которая проходит в нашей гимназии в апреле месяце и поэтому совпала с заключительной акцией проекта. Таким образом, в социокультурной акции «Кузбассу - чистое слово» приняли активное участие как дети, так и их родители, которые были не пассивными зрителями, а непосредственными участниками. Так логическим завершением конкурса по каллиграфии стало классное мероприятие «Почерк - это зеркало души» (9 кл.). Соревновались три команды: девочки, мальчики и их родители. 1 место заняли родители, 2 мальчики и лишь третье - девочки. В качестве домашнего задания командами были подготовлены листовки - призывы к чистописанию, цитаты, слоганы… Особый интерес вызвал конкурс расшифровки почерка, в результате которого сделаны выводы: почерк отражает характер пишущего, почерк надо воспитывать.
В день открытых дверей педагоги-словесники подготовили классные мероприятия на тему чистоты языка. Несколько слов о «Презентации альманаха «Родное слово». Альманах вобрал в себя весь материал, собранный в процессе работы над проектом «Чистое слово»: сочинения, стихи, подборка цитат, интервью с учителями, познавательный материал о данной теме, конечно же, созданные детьми кроссворды, шарады и многое другое. Альманах выходит в печатном виде. А его презентация приурочена к апрельской акции «Кузбассу - чистое слово». Готовили презентацию пятиклассники и блестяще её провели. Реакция родителей и гостей была положительной, чувствовалось неравнодушное отношение к поднятой проблеме.
В заключение все получили в качестве сувенира памятки «Что можно сказать о человеке по его почерку», листовки «Это должен знать каждый…», призывы-слоганы.
Подводя итог проделанной работе, понимаешь, проект «Чистому городу - чистое слово» нашёл положительный отклик в среде учащихся, родителей и педагогов. Но необходима целенаправленная и систематическая работа, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, поэтому на следующий год планируем продолжить работу в этом направлении. Хочется выразить благодарность организаторам проекта за возможность пользоваться материалами предыдущих лет.
Не всё удалось так, как хотелось бы, много погрешностей, но результаты проделанной работы можно признать удовлетворительными.
-
Статистический отчет
№ п/п
Мероприятие
Краткое содержание
Организаторы
(ответственные)
Место и дата проведения
1.
Школьня линейка, посвящённая старту проекта «Чистое слово
Цель мероприятия - проинформировать о готовящемся мероприятии, его целях, организации, предстоящих конкурсах.
Леонова И.А., учитель музыки,
Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы
26 ноября, актовый зал гимназии №48
2.
Конкурс «Грамотей»
Традиционный в гимназии конкурс на выявление самого грамотного ученика. Учащиеся 5-11 классов пишут словарные слова или диктанты. По результатам конкурса победители отмечены дипломами.
Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы,
29 ноября
3.
Конкурс ученических тетрадей
На конкурс предоставляются рабочие тетради по школьным предметам, оценивается ведение тетради, аккуратность и т.п. Конкурс проходит среди обучающихся 1-4 классов
Добрынина Ю.В., учитель начальных классов.
16 декабря
Конкурс творческих работ, посвящённых родному языку «Слово о слове»
Творческие работы любого жанра, освещающие различные аспекты русского языка: грамотность, культуру речи, проблемы. Лучшие работы вошли в гимназический альманах «Родное слово»
Карачкина Т.Е., Хоменко Наталья Геннадьевна. учителя русского языка и литературы.
23 декабря
Святочная неделя «Живой великорусский язык»
Знакомство с русским народным языком на примере изучения Толкового словаря В.И. Даля, русского фольклора. Изучение русской фразеологии, отражающей меткое русское слово, всегда вызывает большой интерес. Направления работы: «Продолжи пословицу», составление рассказов по пословице, история пословиц и т. д.
Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы, учителя - словесники
13-18 января
2014
Конкурс «Найди ошибку»
Выявление ошибок в объявлениях, ценниках, рекламе и других публицистических текстах.
Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы
Февраль
Тренинги по речевой культуре
Практические занятия в 5-11 классах по речевой культуре
Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы
Февраль
Конкурс плакатов «Чистое слово»
Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы, Букалова С.А., учитель ИЗО
Март
Классные мероприятия на тему «Чистое слово» в рамках социокультурной акции «Кузбассу - чистое слово»
Проводятся в любой форме с целью привлечения внимания учащихся к проблемам языка.
Карачкина Т.Е., хоменко Н.Г.,
Хапрова Н.А., учителя русского языка и литературы
Апрель
26 апреля
Куратор: Карачкина Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей гуманитарного и художественно-эстетического цикла.
Статистика участников проекта:
Активные (организация и проведение мероприятий) - 100 чел.
Пассивные (вовлеченные в мероприятия активными участниками) - 500 чел.
СПИСОК АКТИВНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ АКЦИИ
Педагоги: Хоменко Н.Г., Шушакова Н.А., Хапрова Н.А.
Фотоотчёт
Начало мероприятия «Почерк - это зеркало души»
(Карачкина Т.Е., учитель русского языка
и литературы МБ НОУ «Гимназия №48»)