Проект Чистое слово в МБ НОУ Гимназия №48 города Новокузнецка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ЧИСТОЕ СЛОВО»


Отчёт о проведении мероприятий в рамках проект в муниципальном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении

«Гимназия №48»

города Новокузнецка Кемеровской области

Текстовый отчет.

Наша гимназия в этом учебном году впервые приняла участие в социокультурном проекте «Чистое слово», потому что проблема хорошей культурной речи как показателя интеллектуального и нравственного развития человека в нашем обществе весьма актуальна.

. На заседании гимназического МО учителей гуманитарного цикла был разработан и утверждён план проведения акции и 26 ноября состоялся её старт на школьной линейке, подготовленной волонтёрами из 9 - 10 классов.

Первым был проведён традиционный конкурс «Грамотей» - на выявления самых грамотных учащихся. Конкурс носит массовый характер: в нём принимают участие все ребята 5-11 классов.

Конкурс ученических тетрадей прошёл среди младших школьников.

Конкурс творческих работ, посвящённых родному языку «Слово о слове», призван был осветить различные аспекты русского языка: грамотность, культуру речи, проблемы.

В рамках этого конкурса учащиеся младших классов писали сочинения «Почему важно быть грамотным», в которых обосновывали свою точку зрения на этот злободневный вопрос. Старшеклассникам было предложено приготовить рефераты или исследовательские работы по данной теме, которые они защищали во время зачётной недели.

В рубрике этого конкурса «Проба пера» приняли участие 5-8-классы. Лучшие стихотворения вошли в гимназический альманах «Родное слово», о котором будет рассказано ниже.

Работы девятиклассников были посвящены собственным именам. В рамках конкурса «Моё имя в литературе» учащимися была проведена исследовательская работа: подобраны произведения с героями-тёзками, выявлены самые любимые имена писателей и самые редкие. Образы литературных героев проанализированы с позиции соответствия значению своего имени, а многие ребята даже сравнили себя с одноименным героем, пытаясь ответить на вопрос: может ли имя влиять на судьбу. Размышляя на эту тему, учащимися сделан важный вывод - любого человека надо называть уважительно, не допускать при общении прозвищ, «кличек», потому что у каждого слова есть своя энергетика и от людей зависит, будет ли она положительная. Эта работа вызвала большой интерес, её воспитательное значение бесспорно.

Мероприятия святочной недели «Живой великорусский язык» позволили привлечь внимание к русской фразеологии. Знакомство с пословицами и поговорками всегда интересно для детей. Эта работа была организована в виде ежедневных тематических пятиминуток и проходила во время уроков.

Конкурс «Найди ошибку» оказался для гимназистов труднее, чем казалось на первый взгляд. К сожалению, многие скачивали «ошибки» с интернета. Но эта ситуация лишь подтверждает важность и актуальность самого проекта «Чистое слово» - надо привлекать внимание подростков к проблемам речевой культуры, учить их видеть в своём языковом окружении нарушения речевых, орфографических норм, воспитывать неравнодушное отношение к слову.

В рамках этого культурного проекта был в учреждении проведён конкурс «Самый красивый почерк», который показал, как остро эта проблема стоит перед современными школьниками. Конкурс проходил в несколько этапов. Среди школьников победили младшие классы, кроме того, в каждом классе были отмечены ребята, умеющие красиво писать. Старшими обучающимися были подготовлены доклады, освещающие вопросы чистописания. Также большой интерес к этому конкурсу проявили и учителя, в итоге победили педагоги начальных классов. На суд жюри, которое отбиралось из их числа, были представлены и почерки родителей учащихся, которым предлагалось выбрать и записать текст о красоте языка. Самыми активными оказались родители пятиклашек, девятиклассников, не остались в стороне и седьмые классы. Все родители отмечены грамотами на родительской конференции, которая проходит в нашей гимназии в апреле месяце и поэтому совпала с заключительной акцией проекта. Таким образом, в социокультурной акции «Кузбассу - чистое слово» приняли активное участие как дети, так и их родители, которые были не пассивными зрителями, а непосредственными участниками. Так логическим завершением конкурса по каллиграфии стало классное мероприятие «Почерк - это зеркало души» (9 кл.). Соревновались три команды: девочки, мальчики и их родители. 1 место заняли родители, 2 мальчики и лишь третье - девочки. В качестве домашнего задания командами были подготовлены листовки - призывы к чистописанию, цитаты, слоганы… Особый интерес вызвал конкурс расшифровки почерка, в результате которого сделаны выводы: почерк отражает характер пишущего, почерк надо воспитывать.

В день открытых дверей педагоги-словесники подготовили классные мероприятия на тему чистоты языка. Несколько слов о «Презентации альманаха «Родное слово». Альманах вобрал в себя весь материал, собранный в процессе работы над проектом «Чистое слово»: сочинения, стихи, подборка цитат, интервью с учителями, познавательный материал о данной теме, конечно же, созданные детьми кроссворды, шарады и многое другое. Альманах выходит в печатном виде. А его презентация приурочена к апрельской акции «Кузбассу - чистое слово». Готовили презентацию пятиклассники и блестяще её провели. Реакция родителей и гостей была положительной, чувствовалось неравнодушное отношение к поднятой проблеме.

В заключение все получили в качестве сувенира памятки «Что можно сказать о человеке по его почерку», листовки «Это должен знать каждый…», призывы-слоганы.

Подводя итог проделанной работе, понимаешь, проект «Чистому городу - чистое слово» нашёл положительный отклик в среде учащихся, родителей и педагогов. Но необходима целенаправленная и систематическая работа, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, поэтому на следующий год планируем продолжить работу в этом направлении. Хочется выразить благодарность организаторам проекта за возможность пользоваться материалами предыдущих лет.

Не всё удалось так, как хотелось бы, много погрешностей, но результаты проделанной работы можно признать удовлетворительными.




  1. Статистический отчет


№ п/п

Мероприятие

Краткое содержание

Организаторы

(ответственные)

Место и дата проведения

1.

Школьня линейка, посвящённая старту проекта «Чистое слово

Цель мероприятия - проинформировать о готовящемся мероприятии, его целях, организации, предстоящих конкурсах.

Леонова И.А., учитель музыки,

Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы

26 ноября, актовый зал гимназии №48

2.

Конкурс «Грамотей»

Традиционный в гимназии конкурс на выявление самого грамотного ученика. Учащиеся 5-11 классов пишут словарные слова или диктанты. По результатам конкурса победители отмечены дипломами.

Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы,

29 ноября

3.

Конкурс ученических тетрадей

На конкурс предоставляются рабочие тетради по школьным предметам, оценивается ведение тетради, аккуратность и т.п. Конкурс проходит среди обучающихся 1-4 классов

Добрынина Ю.В., учитель начальных классов.

16 декабря


Конкурс творческих работ, посвящённых родному языку «Слово о слове»

Творческие работы любого жанра, освещающие различные аспекты русского языка: грамотность, культуру речи, проблемы. Лучшие работы вошли в гимназический альманах «Родное слово»

Карачкина Т.Е., Хоменко Наталья Геннадьевна. учителя русского языка и литературы.

23 декабря


Святочная неделя «Живой великорусский язык»

Знакомство с русским народным языком на примере изучения Толкового словаря В.И. Даля, русского фольклора. Изучение русской фразеологии, отражающей меткое русское слово, всегда вызывает большой интерес. Направления работы: «Продолжи пословицу», составление рассказов по пословице, история пословиц и т. д.

Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы, учителя - словесники

13-18 января

2014


Конкурс «Найди ошибку»

Выявление ошибок в объявлениях, ценниках, рекламе и других публицистических текстах.

Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы

Февраль


Тренинги по речевой культуре

Практические занятия в 5-11 классах по речевой культуре

Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы

Февраль


Конкурс плакатов «Чистое слово»

Карачкина Т.Е., учитель русского языка и литературы, Букалова С.А., учитель ИЗО

Март


Классные мероприятия на тему «Чистое слово» в рамках социокультурной акции «Кузбассу - чистое слово»

Проводятся в любой форме с целью привлечения внимания учащихся к проблемам языка.

Карачкина Т.Е., хоменко Н.Г.,

Хапрова Н.А., учителя русского языка и литературы

Апрель

26 апреля

Куратор: Карачкина Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей гуманитарного и художественно-эстетического цикла.

Статистика участников проекта:

Активные (организация и проведение мероприятий) - 100 чел.

Пассивные (вовлеченные в мероприятия активными участниками) - 500 чел.

СПИСОК АКТИВНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ АКЦИИ

Педагоги: Хоменко Н.Г., Шушакова Н.А., Хапрова Н.А.







Фотоотчёт

Проект Чистое слово в МБ НОУ Гимназия №48 города Новокузнецка

Начало мероприятия «Почерк - это зеркало души»

(Карачкина Т.Е., учитель русского языка

и литературы МБ НОУ «Гимназия №48»)

© 2010-2022