- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс. Приёмы развития критического мышления учащихся на уроках литературы
Мастер-класс. Приёмы развития критического мышления учащихся на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лялина О.М. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта мастер-класса.
Приёмы развития критического мышления учащихся на уроках литературы.
Цель:Знакомство с приёмами работы в технологии развития критического мышления на уроках литературы.
Задачи:1)Показать актуальность применения ТРКМ на уроках литературы.
2)Продемонстрировать эффективные приёмы работы.
Учитель: Лялина О. М. МОУ СОШ с УИОП г. Нолинска.
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность участников
1.Подготовительно-организационный
(«Вызов»)
1.Приветствие
2.Постановка цели и задач
3.Актуализация знаний
(«Корзина идей»)
Вступление в диалог,проявление активной позиции.
2.Основная часть
(«Осмысление»)
1.Обоснование и актуальность основных идей ТРКМ:мышление самостоятельное,
обобщенное,
проблемное, оценочное,
аргументированное,
социальное.
2.Представление урока в ТРКМ(9 класс «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова)
3.Имитационная игра с демонстрацией эффективных приёмов работы с текстом в ТРКМ.
4.Моделирование.
Определение проблем и перспектив.
Презентация урока.
Комментарий приёмов.
Самостоятельная работа слушателей,обсуждение моделей.
3.Рефлексия
Выводы и осмысление .
Перекрёстная дискуссия.
Выступление на ОМО учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с УИОП города Нолинска Лялиной О.М.
Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления
на уроках литературы»
1. Подготовительно-организационный этап
Я. А. Коменский сказал: « Читать и не понимать- то же самое, что совсем не читать» Специфика литературы как учебного предмета, заключается в формировании у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций.. В современных условиях сформировать их сложно,так как общая культура нашего общества находится на невысоком уровне.Иногда детьми слово воспринимается как некий набор звуков,а смысловое содержание остаётся невостребованным. 60% 15-летних школьников не понимают смысл того,о чём читают.Задача учителя-найти эффективные методы и приёмы работы со словом, овладев которыми ученик будет ценить и понимать смысл слова.
-
Основная часть
Активизировать мыслительную деятельность помогает ТРКМ. ( Стил, Темпл, М. Б Кларин, С. И. Заир- Бек, И. О. Загашев)
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
-это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер):
- это мышление самостоятельное
- это мышление обобщенное
- это мышление проблемное и оценочное
- это мышление аргументированное
- критическое мышление есть мышление социальное
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке.
Роль учителя в ТКМ:
-
направляет усилия учеников в определенное русло
-
сталкивает различные суждения
-
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
-
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
-
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Три стадии ТРКМ:
1)Вызов ( актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме, мотивация к активной работе)
2)Стадия осмысления ( получение новой информации, осмысление её0
3)Рефлексия ( целостное осмысление, формирование собственного отношения)
Данные стадии давно известны педагогической науке. Ещё Ян Амос Коменский писал: «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию» Данный тезис актуален и сегодня. Новизна подхода заключается в использовании приёмов, обеспечивающих свободное развитие личности учащегося.
На примере одного из уроков на классическую тему будет продемонстрировано, как из отдельных приёмов работы с текстом выстраивается стратегия ТРКМ.
Карта урока:
Предмет: Литература
Класс: 9
Тема урока: «Два поэтических мира» («Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова)
Тип урока: комбинированный
Стратегия урока: ТРКМ
Прогнозируемый результат:
Учащиеся, сопоставляя стихотворения с одним названием разных поэтов, выявляют для себя представление о сложности духовного мира поэтов, задумываются о собственном предназначении в этом мире.
Участвуя в парной работе, дадут самооценку своим знаниям.
Контроль за деятельностью осуществляется через составление концептуальной таблицы и выполнение домашней работы.
Оборудование: портреты Пушкина и Лермонтова, рабочая папка ( тексты стихотворений, путеводитель по теме урока, учебник « Литература. 9 класс» под редакцией Коровиной В.Я. , примеры анализа стихотворений).
На этапе урока «Вызов» идёт актуализация и мотивация знаний учащихся.Учитель создаёт условия через обращение к эпиграфу на доске.Учащиеся актуализируют свои знания через определение темы,основы сюжета,характеристику образов пророка,стихотворную лексику ( Приём «Мозговая атака» .Ставится проблемный вопрос:Лермонтов повторяет Пушкина?
Стадия осмысления начинается со знакомства со статьёй Д.П.Муравьёва,автора книги «М.Ю.Лермонтов.Стихотворения и поэмы»(учебник стр.253).По материалам статьи восстанавливается таблица.Затем составление таблицы продолжается,исходя из собственной точки зрения и сведений из критических статей(приложения).Делается вывод по полученной концептуальной таблице . Возврат к эпиграфу.
Рефлексия проводится через узнавание автора поэтических строк ( как вариант - диаманта)
Имитационная игра. Приём «Диаманта»
Моделирование по заданному алгоритму.
1,7 строки-существительные-антонимы,
2 строка-два прилагательных к первому
существительному,
3 строка-три глагола к первому существительному,
4 строка-одно словосочетание с первым существительным и одно-со вторым.
5 строка-три глагола ко второму существительному,
6 строка-два прилагательных ко второму существительному.
Рефлексия. Приём « Перекрёстная дискуссия»
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках
Да Нет
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод
Значение ТРКМ:
1.Процесс обучения приобретает инновационный характер.
2.Формируются необходимые навыки работы с информацией.
3.Воспитываются качества критически мыслящей личности(самостоятельность, коммуникативность,
толерантность, мобильность, ответственность за выбор).