Мастер-класс. Приёмы развития критического мышления учащихся на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта мастер-класса.

Приёмы развития критического мышления учащихся на уроках литературы.


Цель:Знакомство с приёмами работы в технологии развития критического мышления на уроках литературы.

Задачи:1)Показать актуальность применения ТРКМ на уроках литературы.

2)Продемонстрировать эффективные приёмы работы.

Учитель: Лялина О. М. МОУ СОШ с УИОП г. Нолинска.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1.Подготовительно-организационный

(«Вызов»)

1.Приветствие

2.Постановка цели и задач

3.Актуализация знаний

(«Корзина идей»)

Вступление в диалог,проявление активной позиции.

2.Основная часть

(«Осмысление»)

1.Обоснование и актуальность основных идей ТРКМ:мышление самостоятельное,

обобщенное,

проблемное, оценочное,

аргументированное,

социальное.

2.Представление урока в ТРКМ(9 класс «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова)

3.Имитационная игра с демонстрацией эффективных приёмов работы с текстом в ТРКМ.

4.Моделирование.

Определение проблем и перспектив.


Презентация урока.


Комментарий приёмов.


Самостоятельная работа слушателей,обсуждение моделей.

3.Рефлексия

Выводы и осмысление .

Перекрёстная дискуссия.









Выступление на ОМО учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с УИОП города Нолинска Лялиной О.М.

Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления

на уроках литературы»

1. Подготовительно-организационный этап

Я. А. Коменский сказал: « Читать и не понимать- то же самое, что совсем не читать» Специфика литературы как учебного предмета, заключается в формировании у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций.. В современных условиях сформировать их сложно,так как общая культура нашего общества находится на невысоком уровне.Иногда детьми слово воспринимается как некий набор звуков,а смысловое содержание остаётся невостребованным. 60% 15-летних школьников не понимают смысл того,о чём читают.Задача учителя-найти эффективные методы и приёмы работы со словом, овладев которыми ученик будет ценить и понимать смысл слова.


  1. Основная часть

Активизировать мыслительную деятельность помогает ТРКМ. ( Стил, Темпл, М. Б Кларин, С. И. Заир- Бек, И. О. Загашев)

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
-это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер):

- это мышление самостоятельное

- это мышление обобщенное

- это мышление проблемное и оценочное

- это мышление аргументированное

- критическое мышление есть мышление социальное

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке.

Роль учителя в ТКМ:

  • направляет усилия учеников в определенное русло

  • сталкивает различные суждения

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Три стадии ТРКМ:

1)Вызов ( актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме, мотивация к активной работе)

2)Стадия осмысления ( получение новой информации, осмысление её0

3)Рефлексия ( целостное осмысление, формирование собственного отношения)

Данные стадии давно известны педагогической науке. Ещё Ян Амос Коменский писал: «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию» Данный тезис актуален и сегодня. Новизна подхода заключается в использовании приёмов, обеспечивающих свободное развитие личности учащегося.

На примере одного из уроков на классическую тему будет продемонстрировано, как из отдельных приёмов работы с текстом выстраивается стратегия ТРКМ.

Карта урока:

Предмет: Литература

Класс: 9

Тема урока: «Два поэтических мира» («Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова)

Тип урока: комбинированный

Стратегия урока: ТРКМ

Прогнозируемый результат:

Учащиеся, сопоставляя стихотворения с одним названием разных поэтов, выявляют для себя представление о сложности духовного мира поэтов, задумываются о собственном предназначении в этом мире.

Участвуя в парной работе, дадут самооценку своим знаниям.

Контроль за деятельностью осуществляется через составление концептуальной таблицы и выполнение домашней работы.

Оборудование: портреты Пушкина и Лермонтова, рабочая папка ( тексты стихотворений, путеводитель по теме урока, учебник « Литература. 9 класс» под редакцией Коровиной В.Я. , примеры анализа стихотворений).

На этапе урока «Вызов» идёт актуализация и мотивация знаний учащихся.Учитель создаёт условия через обращение к эпиграфу на доске.Учащиеся актуализируют свои знания через определение темы,основы сюжета,характеристику образов пророка,стихотворную лексику ( Приём «Мозговая атака» .Ставится проблемный вопрос:Лермонтов повторяет Пушкина?

Стадия осмысления начинается со знакомства со статьёй Д.П.Муравьёва,автора книги «М.Ю.Лермонтов.Стихотворения и поэмы»(учебник стр.253).По материалам статьи восстанавливается таблица.Затем составление таблицы продолжается,исходя из собственной точки зрения и сведений из критических статей(приложения).Делается вывод по полученной концептуальной таблице . Возврат к эпиграфу.

Рефлексия проводится через узнавание автора поэтических строк ( как вариант - диаманта)

Имитационная игра. Приём «Диаманта»

Моделирование по заданному алгоритму.

1,7 строки-существительные-антонимы,

2 строка-два прилагательных к первому

существительному,

3 строка-три глагола к первому существительному,

4 строка-одно словосочетание с первым существительным и одно-со вторым.

5 строка-три глагола ко второму существительному,

6 строка-два прилагательных ко второму существительному.

Рефлексия. Приём « Перекрёстная дискуссия»

Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках

Да Нет

Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод


Значение ТРКМ:

1.Процесс обучения приобретает инновационный характер.

2.Формируются необходимые навыки работы с информацией.

3.Воспитываются качества критически мыслящей личности(самостоятельность, коммуникативность,

толерантность, мобильность, ответственность за выбор).

















© 2010-2022