Статья. «Патриотическое воспитание в условиях интеграции учебной и вне учебной деятельности»

В этой статье освещен педагогический опыт учителя начальных классов по патриотическому воспитанию в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. По этой теме я работаю уже шесть лет. Я рассказываю какие мероприятия проводятся мною с обучающимися начальной школы. Некоторые из них проходят в системе каждый год, а некоторые - творческие, однократно. Благодаря описанному опыту в статье, учитель может дать ценностные ориентиры для будущего, определить успешность личности. Надеюсь, мой педаг...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

« Патриотическое воспитание в условиях интеграции учебной и вне учебной деятельности»

В последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности гражданско-патриотическое воспитание может осуществляться также через кружок «Я гражданин России», цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории - о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.

В основу программы положена нравственная концепция «Гражданин»:

Я, гражданин России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.

Я, гражданин России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.

Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый. Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.

Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.

Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

В начальной школе я с детьми провожу очень много мероприятий, посвященным событиям ВОВ. В ноябре ребята обязательно участвуют в лицейской акции, посвященной началу контрнаступления советских войск под Сталинградом. В этом году проходила акция «Сталинградское окно». В феврале проводятся мероприятия, посвященные победе под Сталинградом. В мае мы обязательно говорим о великой Победе над фашистами.

Ребята также готовят материал для классных часов. Это и рисунки, и доклады, и презентации, и проекты. Это и экскурсии по памятным местам нашего города. Мы с ребятами посещали музей Панорамы, музеи Старая Сарепта. Работники этого музея выезжают к нам в школу на классные часы с программой «Музей в чемодане» и рассказывают ребятам о событиях ВОВ. Все учащиеся с большим удовольствием посещают музей боевой славы, который находится в нашем лицее. В этом году наш класс подарил школьному музею статуэтку на военную тему

С особым трепетом ребята готовятся к встрече с ветеранами ВОВ. Ветераны рассказывают о своей фронтовой жизни, о своих подвигах, о подвигах своих сослуживцев. Их рассказы дети слушают, затаив дыхание.

Кроме того, в лицее сложилась традиция поздравлять ветеранов ВОВ. Ученики нашего класса вместе с родителями приходят в гости к ветерану, приносят угощения, дарят открытки, сделанные своими руками. В такие моменты происходит общение разных поколений, в результате которого формируется уважительное отношение к участникам войны. Дети учатся ценить и уважать людей, которые защищали нашу Родину.

Еще одна хорошая традиция - это ежегодное проведение игры «Маленькая зарничка». Старшеклассники проводят для малышей. В ходе этой игры ребята пополняют свои знания о героях ВОВ, вспоминают песни военных лет. У ребят формируются качества, необходимые защитнику Родины.

Ученики моего класса принимают участие в конкурсах, посвященным событиям ВОВ. Они стали победителями регионального конкурса «Гренадеры вперед». Они защищали песню «Случайный вальс», рожденную на земле Сталинградской во время ВОВ.

В этом же конкурсе ученики стали победителями в номинации «Рукописная книга». Книга называется «Моя Родина - это моя большая семья». Она имеет несколько глав, в которых говорится и о ВОВ, и описывается мирное время, и о любви к Родине.

Ещё в этом году ученики начальных классов собрали информацию о своих прабабушек и прадедушек, которые погибли во время ВОВ. Это информация была отправлена на программу первого канала, для пополнения данных о погибших солдатах.

Проведение всех этих мероприятий не проходит бесследно. Они оставляют отпечаток в душах наших учеников. Подтверждением тому являются сочинения. На кануне 9 мая ребята пишут сочинения на военную тему. Ученики моего класса вместе с родителями рассказали о своих родственниках, прошедших войну. Работы были оформлены. Некоторые ребята моего класса пишут стихи. Эти стихи вошли в рукописные книги.

Ветеран

Мы внуки прежних поколений,

Которые состарились давно.

Но подвиг их и дни рождений,

Должны мы помнить всё равно.

Они весь мир нам подарили,

Свободу, счастье, теплоту,

Рождённым в следующем столетии,

Оставив нам великую страну.

Пусть на груди у вас от тяжести медалей

Все будет меньше складок и морщин.

Мы знаем, помним, как вы победили,

За это вам спасибо говорим!

Письмо ветерану.

Здравствуй, дедушка - мой ветеран!

Мы, маленькие дети ваших внуков,

Благодарим Вас за свободу на земле!

И несмотря на множество недугов,

Вы праздник подарили всей стране!

В эти ясные, тёплые дни

Как никогда мы горды за Вас!

Надев ордена Великой войны,

Поздравленья от сердца примите сейчас.

Ваш подвиг вовек забыть невозможно.

Для нас вы герои! И нужно сказать:

Мы вахту Победы несём осторожно…

И славу и гордость у нас не отнять!

Пусть наша радость за всех Вас

Летит по миру голубком,

И в день Победы для всех нас

Я отправлю Вам письмом!

Бежит река с названьем Волга

Из года в год тревожа берега.

Родного города живущего недавно,

Но став столицей юга на века.

Царицын батюшка наследие эпохи

Носил ты имя гордо словно князь.

Летели годы, прогремели войны,

И красной лентой революция неслась.

Стремясь опередить седые волны

Сменив цвета, названья и черты

Остался верен ты лишь своему народу

И Волге что несёт тебе цветы.

От Сахалина и до Калининграда

Есть главная в России высота.

Так гордо рея в сердце Волгограда

С мячом в руке мать Родина видна.

Как символ героизма и отваги

Героями усыпана земля.

Лишь только здесь на этой ряди

В 42-ом держалась вся страна.

Ты выстоял и выжил это чудо,

Которое начертано судьбой.

И каждый год твой день рожденья

Все горожане празднуют с тобой.

Желаю, чтоб ты жил и развивался

И каждый человек был просто рад

Твоей частичкой быть и оставаться

Люблю тебя мой город Волгоград.

Воспитание школьников на примерах героического прошлого военного поколения в духе уважения к подвигам солдат формируют у ребят чувство любви к Родине, родному краю, гордость за свое Отечество. Вот такая военно-патриотическая работа проводится в моём классе.

В заключении хотелось бы сказать, если ребята с такой теплотой относятся к солдатам, к ветеранам, с такой любовью говорят о Родине, значит мы на верном пути. Значит у нашей страны есть будущее.



© 2010-2022