- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы 10 класс
Урок литературы 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Утегенова Б.Т. |
Дата | 14.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок в 10 «б» классе
Учительница русского языка и литературы Утегенова Б.Т.
30.01.2014
Урок
Л итература
Тема занятия:
Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»
Общие цели:
Знание содержания комедии, выявление авторской позиции, отношение к героям комедии, соотнесение с реальной дейсвтительностью.
Результаты обучения:
-
Знание замысла комедии, завязки сюжета.
-
Раскрытие идейно-тематического содержания комедии
Наглядность и оборудование:
Презентация к комедии, иллюстрации, портреты писателей, афоризмы и высказывания писателей.
Ход занятия
Этапы проведения занятия
Время 45 минут
Действия преподавателя и действия участников
3 мин
Психологический настрой.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
-
Подарите друг другу улыбку.
-
Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Знакомство с критериальным оцениванием.
Введение
10 мин
Знаете ли вы….
-
Когда родился писатель?
-
Настоящая фамилия Гоголя.
-
Что означает слово «гоголь»?
-
Где прошли детские годы писателя?
-
Какую роль сыграл отец в жизни писателя?
-
Где учился писатель?
-
Чем увлекался Гоголь?
-
Петербургский период в жизни писателя.
-
Первый литературный дебют.
-
Первое признание.
Новая тема
2 мин
5 мин
5 мин
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!
Э.Асадов
Метод «Кластер»
комедия
Какие ассоциации возникают со словом комедия?
1.Откуда у Гоголя любовь к театру? (выступление ученицы)- опрежающее задание
Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.
2. Какова история создания комедии?(выступление ученицы)- опрежающее задание
«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время. Сделайте же милость, дайте сюжет; будет комедия, клянусь!» - писал Н.В.Гоголь Пушкину 7 октября 1835г.
3.Представление афиши комедии - знакомство с героями комедии.
4. Замысел писателя:
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми. Но сквозь смех читатель услышал грусть».
Н.В.Гоголь
Проблемный вопрос:
Почему чиновники забеспокоились, узнав о приезде ревизора?
Кто такой ревизор?
Работа с текстом.
Закрепление.
5 мин
10 мин
Групповая работа: опираясь на текст комедии действие 1, явление 1-
Какие грешки совершали чиновники?
1 группа-городничий,
2 группа - Ляпкин-Тяпкин,
3 группа - Земляника
4 группа - Лука Лукич, почтмейстер
Защита постеров.
Флешмоб
Мысли вслух…
Хочется вам жить в таком городе, ребята?
А как вам живётся в нашем селе? (опережающее задание) - сочинения, синквейны о родном селе.
Это интересно…
Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, Николай I хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»
Ключ мудреца «Зачем?»
-
Как вы думаете (посоветуйтесь в группах), почему эту комедию мы читаем?
-
Чему она учит ?
Ключ мудреца «Если бы...»
Если бы ты был ревизором, приехавший в нашу школу, какие недостатки ты заметил бы?
В 1846 году, спустя 10 лет, Гоголь написал статью «Развязка «Ревизора».
Послушайте, пожалуйста, отрывок
Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется…Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её.
Выразительное чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Именем совести».
Рефлексия
3 мин
«Карусель»
-
Что нового узнали?
-
Что для вас было интересным?
-
Что бы вы сделали иначе?
2 мин
Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.
Домашнее задание: комментированное чтение комедии.
Оцени себя!
12-15 баллов - «отлично»
9-11 баллов - «хорошо»
7-8 баллов - «удовлетворительно»
Задание 1.
-
Когда родился писатель?
-
Настоящая фамилия Гоголя.
-
Что означает слово «гоголь»?
-
Где прошли детские годы писателя?
-
Какую роль сыграл отец в жизни писателя?
-
Где учился писатель?
-
Чем увлекался Гоголь?
-
Петербургский период в жизни писателя.
-
Первый литературный дебют.
-
Первое признание.
Задание 2.
Безграничная любовь к театру.
Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.
Задание 3.
Творческая история комедии «Ревизор».
«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время. Сделайте же милость, дайте сюжет; будет комедия, клянусь!» - писал Н.В.Гоголь Пушкину 7 октября 1835г. И Пушкин рассказал русский анекдот о том, как одного человека в одном городе России приняли за чиновника. Это была не первая помощь Пушкина, еще поэт подсказал Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души». Работа над «Ревизором» пошла быстро, что в январе, через 3 месяца Гоголь читает комедию на вечере Жуковского.
Задание 4.
Я постараюсь вас ознакомить с действующими лицами комедии.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий, постарел на службе, неглупый по- своему,взяточник, ведет солидно, рассуждает.
Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин - судья - человек, прочитавший 5-6 книг, считает себя умным, любит строит догадки, каждому слову дает вес.
Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений -толстый, неповоротливый неуклюжий человек, проныра и плут. Услужливый, суетливый.старается угодить при случае.
Хлестаков-молодой человек, лет 23-х, приглуповат, без царя в голове, которых в канцелярии называют пустейшими. говорит без всякого соображения.
Осип- слуга Хлестакова, умнее своего барина,не любит много говорить, плут.
Добчинский и Бобчинский- оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, похожи друг на друга.
Почтмейстер- простодушный человек.
Это основные герои комедии.
Задание 5.
За автора
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми.Но сквозь смех читатель услышал грусть».
Н.В.Гоголь
По ролям:
Автор: Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, Николай I хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Однако, оставшись наедине со свитой,
Царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»