Урок литературы 10 класс

ЛитератураН.В.Гоголь. Комедия «Ревизор«Общие цели:Знание содержания комедии, выявление авторской позиции, отношение к героям комедии, соотнесение с реальной дейсвтительностьюРезультаты обучения: ·         Знание замысла комедии, завязки сюжета. Раскрытие идейно-тематического содержания комедииНаглядность и оборудование:Презентация к комедии, иллюстрации, портреты писателей, афоризмы и высказывания писателей.Урок состоит из нескольких этапов: психологический настрой, блиц-опрос, стадия осмысления и рефлексии.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 10 класс

Открытый урок в 10 «б» классе

Учительница русского языка и литературы Утегенова Б.Т.

30.01.2014

Урок

Л итература

Тема занятия:

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»

Общие цели:

Знание содержания комедии, выявление авторской позиции, отношение к героям комедии, соотнесение с реальной дейсвтительностью.

Результаты обучения:

  • Знание замысла комедии, завязки сюжета.

  • Раскрытие идейно-тематического содержания комедии

Наглядность и оборудование:

Презентация к комедии, иллюстрации, портреты писателей, афоризмы и высказывания писателей.

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время 45 минут

Действия преподавателя и действия участников



3 мин



Психологический настрой.

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

  • Подарите друг другу улыбку.

  • Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Знакомство с критериальным оцениванием.

Введение

10 мин





Знаете ли вы….

  • Когда родился писатель?

  • Настоящая фамилия Гоголя.

  • Что означает слово «гоголь»?

  • Где прошли детские годы писателя?

  • Какую роль сыграл отец в жизни писателя?

  • Где учился писатель?

  • Чем увлекался Гоголь?

  • Петербургский период в жизни писателя.

  • Первый литературный дебют.

  • Первое признание.

Новая тема

2 мин

5 мин







5 мин

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!

Э.Асадов



Метод «Кластер»

комедия

Какие ассоциации возникают со словом комедия?

1.Откуда у Гоголя любовь к театру? (выступление ученицы)- опрежающее задание

Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

2. Какова история создания комедии?(выступление ученицы)- опрежающее задание

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время. Сделайте же милость, дайте сюжет; будет комедия, клянусь!» - писал Н.В.Гоголь Пушкину 7 октября 1835г.

3.Представление афиши комедии - знакомство с героями комедии.

4. Замысел писателя:

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми. Но сквозь смех читатель услышал грусть».

Н.В.Гоголь

Проблемный вопрос:

Почему чиновники забеспокоились, узнав о приезде ревизора?

Кто такой ревизор?

Работа с текстом.

Закрепление.



5 мин









10 мин

Групповая работа: опираясь на текст комедии действие 1, явление 1-

Какие грешки совершали чиновники?

1 группа-городничий,

2 группа - Ляпкин-Тяпкин,

3 группа - Земляника

4 группа - Лука Лукич, почтмейстер

Защита постеров.

Флешмоб

Мысли вслух…

Хочется вам жить в таком городе, ребята?
А как вам живётся в нашем селе? (опережающее задание) - сочинения, синквейны о родном селе.

Это интересно…

Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, Николай I хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»

Ключ мудреца «Зачем?»

  • Как вы думаете (посоветуйтесь в группах), почему эту комедию мы читаем?

  • Чему она учит ?

Ключ мудреца «Если бы...»

Если бы ты был ревизором, приехавший в нашу школу, какие недостатки ты заметил бы?

В 1846 году, спустя 10 лет, Гоголь написал статью «Развязка «Ревизора».

Послушайте, пожалуйста, отрывок

Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется…Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её.

Выразительное чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Именем совести».

Рефлексия

3 мин

«Карусель»

  • Что нового узнали?

  • Что для вас было интересным?

  • Что бы вы сделали иначе?

2 мин

Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.

Домашнее задание: комментированное чтение комедии.

Оцени себя!

12-15 баллов - «отлично»

9-11 баллов - «хорошо»

7-8 баллов - «удовлетворительно»
















Задание 1.

  • Когда родился писатель?

  • Настоящая фамилия Гоголя.

  • Что означает слово «гоголь»?

  • Где прошли детские годы писателя?

  • Какую роль сыграл отец в жизни писателя?

  • Где учился писатель?

  • Чем увлекался Гоголь?

  • Петербургский период в жизни писателя.

  • Первый литературный дебют.

  • Первое признание.

Задание 2.

Безграничная любовь к театру.

Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

Задание 3.

Творческая история комедии «Ревизор».

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время. Сделайте же милость, дайте сюжет; будет комедия, клянусь!» - писал Н.В.Гоголь Пушкину 7 октября 1835г. И Пушкин рассказал русский анекдот о том, как одного человека в одном городе России приняли за чиновника. Это была не первая помощь Пушкина, еще поэт подсказал Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души». Работа над «Ревизором» пошла быстро, что в январе, через 3 месяца Гоголь читает комедию на вечере Жуковского.

Задание 4.

Я постараюсь вас ознакомить с действующими лицами комедии.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий, постарел на службе, неглупый по- своему,взяточник, ведет солидно, рассуждает.

Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин - судья - человек, прочитавший 5-6 книг, считает себя умным, любит строит догадки, каждому слову дает вес.

Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений -толстый, неповоротливый неуклюжий человек, проныра и плут. Услужливый, суетливый.старается угодить при случае.

Хлестаков-молодой человек, лет 23-х, приглуповат, без царя в голове, которых в канцелярии называют пустейшими. говорит без всякого соображения.

Осип- слуга Хлестакова, умнее своего барина,не любит много говорить, плут.

Добчинский и Бобчинский- оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, похожи друг на друга.

Почтмейстер- простодушный человек.

Это основные герои комедии.


Задание 5.

За автора

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми.Но сквозь смех читатель услышал грусть».

Н.В.Гоголь

По ролям:

Автор: Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, Николай I хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Однако, оставшись наедине со свитой,

Царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»


© 2010-2022