Литературная гостиная Русь великая, православная

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная Русь великая, православная



Литературная гостиная















2013



Цели: знакомство с истоками русской культуры, национальными корнями, православием и историей его становления;

рассмотрение тесной взаимосвязи становления христианских идей и идей государственности российской на отдельных этапах развития Российского государства; подвести к мысли о том, что христианские заповеди вышли из библейских рамок и давно стали нравственной нормой каждого христианина Российского государства, а также учтены в законодательной основе РФ; способствовать формированию духовно-нравственного потенциала; приобщение к культурному наследию прошлого своего народа:

сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности;

патриотическое воспитание; воспитание нравственности, привитие духовной культуры.

Оформление:

Иконы:

Собор всех святых в земле Российской просиявших, Собор преподобных старцев Оптинских, собор Дивеевских святых Собор Преподобных отцов Печерских, Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких и другие.

Книжная выставка «От древней Руси к великой России»

Презентация «Русь великая, православная»

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», английская детская песня «О маме», «Наши мамы самые красивые», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».



1 Ведущий:
Добрый день! Сегодня мы приглашаем вас в увлекательнейшее путешествие по Великой Руси, ее традициям и истории, обычаям и нравам, искусству и культуре. Каждый человек должен знать свои истоки, хранить память о прошлом своего народа, любить свою Родину.
Что такое Великая Русь? Как она жила прежде? Какие песни складывала и пела? Как создавала художественные творения, дошедшие до наших времен? Кто были ее великие создатели, известные и безызвестные? Именно об этом мы сегодня с вами и поговорим.

(Звучит колокольный Благовест, открывающий литературно-музыкальную композицию).

Чтец: Твердь литая,
Доблесть славная!
Русь святая православная!
Ты в потёмках, вроде семени,
В нас, потомках, спишь до времени.
И забьёшь потом, как колокол,
И взойдёшь цветком и колосом,
И красу свою нетленную
Возвестишь во всю вселенную…
(Н. Веселовская)

Юноша в национальном русском костюме:

О светло - светлая и красно - украшенная земля русская!

Многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладезьми

месточестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, виноградами обительными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!

Всего исполнена земля Русская! О православная вере христианская!

Чтец: Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся

Песней беззвучно - Храм белокаменный…

2 Ведущий: Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

3 Ведущий: Необычным, притягивающим, красивым является сам облик храма; но как прекрасен его «голос».

(Звучит грамзапись «Ростовские звоны»)

Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

Только в одной стране мира - в России, живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

1 Ведущий: В начале роль колоколов была исключительно подсобной: созывать верующих на молитву в будни и праздники. Но постепенно они стали сопутствовать праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины. Откуда же появились колокола?

2 Ведущий: На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Самым большим колоколом, считали колокол, отлитый в1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.

3 Ведущий: К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

1 Ведущий: В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти. Собрание всех колоколов называется звоном. Только в одной стране мира - России - живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

2 Ведущий: «Не стоит город без святого, а селение без праведника», - утверждает русская национальная пословица. Много на Руси городов и селений. Много на Руси святых и праведников.

Чтец: Вы, кто в дебри ушли дремучие

Без меча, с одним крестом,

И воздвигли храмы могучие

Только веры своей огнем.

Вы, святой Руси созидатели

И за правду ее борцы,

Перед Богом в ней предстоятели,

Её Церкви земной отцы.

Вы, горевшие чистым пламенем

В тесноте суровых веков,

Поднимитесь пресветлым знаменем

Над печалью своих лесов.

Вы, бесстрашные обличители

Всей мирской неправды и тли,

Помолитесь о нас, водители,

Подвижники Русской земли!

Вы, вознесшие крест Зиждителя

На просторах родной дали,

Помолитесь о нас, строители,

Подвижники Русской земли!

(звучит духовная музыка)

3 Ведущий: В древнем Ликийском городе Патаре жили муж и жена. Звали их Феофан и Нонна. Были они люди богатые и благородные, помогали бедным, угождали Богу. И все у них было хорошо, но только не было у них детей. И молились они щедрому Богу усердно, прося послать им ребенка, обещая посвятить его Господу. И родился у Нонны сын, которому при крещении было дано славное имя Николай, что означает «победитель народов».

1 Ведущий: Когда мальчик подрос, родители стали учить его. Ребенок быстро и легко постиг книжную мудрость. Все время он проводил в храме в молитвах и чтении Священного Писания. А когда он стал взрослым, его благочестивая жизнь сделалась известной всем жителям города Патары. Епископ города, дядя Святого Николая посвятил его в священники.
Приняв сан, Николай стал вести еще более строгую подвижническую жизнь: пост, молитвы, беспрерывное бодрствование отличали её.
Когда умерли родители, Николаю досталось большое наследство. Святой раздал его нищим и нуждающимся.

2 Ведущий: Однажды он отправился в Палестину, чтобы поклониться святым местам, освященными стопами Самого Иисуса Христа- Господа нашего.
Во время путешествия по морю поднялась сильная буря, и только молитва Святого спасла корабль и матросов от верной гибели.

3 Ведущий: В этом же путешествии Святой Николай совершил и другое чудо. Один из матросов взобрался наверх мачты, спускаясь, он, поскользнулся и, упав на судно, ушибся до смерти. Николай Чудотворец помолился Богу и мертвый юноша воскрес и встал как будто пробужденный от глубокого сна.
С тех пор святитель Николай много помогал спастись гибнущим в море, терпящим кораблекрушение, утопающим, потому и почитается в народе как покровитель моряков.

1 Ведущий: Святитель Николай заступался за невинно осужденных, освобождал из плена узников, спасал людей от смерти, исцелял больных, посылал помощь нуждающимся, попавшим в беду.
В годы Великой Отечественной войны произошел такой случай с одним мальчиком из многодетной семьи.

Юноша: В то время под Москвой жила одна благочестивая семья, которая состояла из мужа, жены и четверых детей. В начале войны хлеб выдавали по карточкам и в очень малом количестве. При утере месячных карточек они не возобновлялись. За хлебом ходил старший из детей - Николай. Было ему 13 лет. Зимой, в день Святителя Николая, т.е. в свои именины, он пошел рано в магазин за хлебом, задолго до открытия, чтобы получить белый хлеб, которого всегда хватало только для первых покупателей. Он пришел первым и встал у дверей магазина. Улица была еще пуста. Видит, идут четыре парня. Заметив Колю, они направились к нему. Как молния у него промелькнула мысль: «Сейчас отнимут хлебные карточки». А это обрекало на голодную смерть всю семью. В ужасе он внутренне возопил: « Святитель Николай, спаси нас». Вдруг видит, появился рядом старичок. Он подходит и говорит Коле: «Пойдем со мной». Берет мальчика за руку и на глазах изумленных парней уводит его к дому его. Около дома он исчез. Так Святитель Николай, скорый помощник в беде помог имениннику и его семье.

2 Ведущий: Святой стал особым покровителем земли Русской. В его честь на Руси построено множество храмов, в которых есть чудотворные иконы Угодника Николая.
Николаю Угоднику посвящены два праздника: 22 мая - Никола Вешний и 19 декабря - Никола Зимний. Поэтому и говорится: « Один Никола с травой, а другой с зимой».


3 Ведущий: Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом. После сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные страны. Прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье, правый берег Днепра. Вернувшись, в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с её дочерью - Русской Церковью.

Чтец: Первым делом, гласят предания,

Богу слава за дар побед,

А потом уже миг свидания:

Радость жен, слезы вдовьих бед.

Русь святая! Дни горевалые!...

Разве кто победить нас мог,

Если все, даже дети малые,

Жили так: первым делом - Бог!

(звучит духовная музыка)

(слайд - икона преподобного Сергия Радонежского)

1 Ведущий: Великий святой Русской земли преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году. В семье благочестивых бояр Кирилла и Марии (ныне также прославленных в лике святых) и был назван Варфоломеем. После смерти родителей он вместе с братом Стефаном удалился в глухой лес и основал церковь во имя Пресвятой троицы. Вскоре к

году. Ученики преподобного основали множество монастырей.

Чтец: Вот Сергий - старей на исходе дней.

Остались в прошлом подвиги, затворы.

Мы жизнь его окидываем взором,

Хотим понять, что главным было в ней.

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

Он веры протянул живую нить,

Чтоб примирить князей, объединить

Вокруг Москвы и нанести удар

И сбросить иго тяжкое татар…

Давно уже нет старца на земле.

Рассветным сном окутаны просторы.

Но Сергий, никому не видимый, суровый

Русь объезжает на заре дозором.

Он за Отчизну сердцем пламенеет,

Он нашими заботами болеет,

Печалится он нашими скорбями,

И стережет родной земли покой,

И крестит Русь незримою рукой.

(звучит духовная музыка)

(слайд - икона преподобного Серафима Саровского)

3 Ведущий: Великий святой Русской земли преподобный Серафим родился в Курске, в купеческой семье Мошниных, в 1745 году. Родители дали ему имя Прохор. С детства он мечтал о монашестве и в 1778 году ушел в Саровскую пустынь (на территории нынешней Нижегородской области), где и прошла его вся последующая подвижническая жизнь.

Чтец: В обители провел он много лет,

Для жизни чистой ревностно храним,

Здесь иночества принял он обет,

И наречен был в храме Серафим,

Что значит «пламенный». Казалось, в нем

Горит огонь немеркнущий небесный,

Своею страстной верою чудесной

Он к Господу был сердцем устремлен.

( слайд - икона Преподобный Серафим Саровский.Моление на камне)

1 Ведущий: Голгофа - место крестной смерти Иисуса Христа. Но у России есть своя Голгофа. На нее взошли новомученики и исповедники Российские. Слово «Мученик» в переводе означает «свидетель». Они претерпели мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Своей жизнью они явили пример неугасимой Веры во Христа и Любви к Нему.

( слайд - собор Новомучеников и Исповедников Российских)

Чтец: Помнишь, прежде над Русью широкой

колокольный летел трезвон,

а теперь из Сибири далекой

слышен стон да кандальный звон.

Где герой, где вития, где воин?

по тюремным баракам они.

А предай Христа - и ты волен,

Не предашь - будешь миром гоним.

Нет, не так учил Спаситель,

Обличавших врагов безбожных,

Христианин - не сторонний зритель,

Не слуга кумиров ложных.

Иерархи, монахи, священники

люд простой, от сохи мужики,

заслужили вы вечность блаженную

богоборцам не давши руки.

Будем помнить ваше бесстрашие,

когда срок выбирать придет,

вера ложная, вера продажная,

не прельстит христианский народ.

Нам расскажет земля святорусская

Гласом мучеников своих,

Как найти нам дорогу узкую,

Чтоб достигнуть земли святых.

Если даже все поколеблется

И на битву пойдет с Христом,

Русь - корабль Православием держится,

и не страшен антихриста шторм.

(слайд - икона преподобного Анатолия Оптинского)

2 Ведущий: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках, и на обломках люди спасаются. Не все, не все погибнут. Но Бог не оставит тех, кто будет уповать на Него, надо молиться. После бури будет и затишье. Явлено будет великое чудо Божие. Все щепы и обломки силой Господней соединятся, и воссоздастся корабль в красе своей и пойдет путем, Богом ему указанным. Да, да - это так и будет: явное для всех чудо!» - утверждал преподобный Анатолий Оптинский.

(звучит колокольный звон, на сцену выходят несколько с зажженными свечами)

Чтец: Блажен, кто рядом славных дел

Свой век украсил быстротечный.

Блажен, кто жизнию умел

Хоть раз коснуться правды вечной.

Блажен, кто истину искал,

И тот, кто, побежденный, пал

В толпе ничтожной и холодной

Как жертва мысли благородной.

Я зрю Христа передо мною.

С толпою бедных рыбаков

Он тихо мирною стезею

Идет меж зреющих хлебов.

Благих речей Своих отраду

В сердца простые Он лиет,

Он правды алчущее стадо

К ее источнику ведет.

(звучит песня А.Морозова «Малиновый звон»)

3 Ведущий: В Оптину за опытом", - говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии. Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе и великие русские писатели, общественные деятели. Оптинские старцы, связанные союзом любви, были разные, каждого из них можно просить о чем-то особом.

1 Ведущий: Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа "Молитва оптинских старцев", без определения авторства. И в этой молитве отразился особый "оптинский дух", который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

2 Ведущий: И еще одна черта, очень важная для нашего времени - "историческая жизнерадостность". Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим.

3 Ведущий : Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что "любящим Господа все содействует ко благу" и "вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное", потому что "зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом".

1 Ведущий: И сегодня Оптина по-прежнему созидает духовную судьбу России. Неслучайно именно оптинские иноки стали одними из первых новомучеников уже в наши дни. Пасха 1993 г. стала последней земной Пасхой для трех братий монастыря, убитых фанатиком-сатанистом.

2 Ведущий: Собор преподобных отцов Оптиной Пустыни, прославленных Церковью летом 1996 г. - это особенное явление милости и благодати Божией. Оптинское старчество, подобно могучему дереву, дало много плодоносных ветвей. Оно стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души.

3 Ведущий: И как завет звучат для каждого из нас слова молитвы оптинских старцев.

1 Ведущий: молитва Оптинских Старцев

"Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая, никого не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, терпеть, прощать и любить. Аминь."

(Звучит фрагмент второй симфонии А.Бородина "Богатырская")

2 Ведущий: Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
3 Ведущий: Притягательность тайн и загадок истории общеизвестна. Относится это и к периоду, когда жила Ольга - жена великого киевского князя Игоря, считающаяся значительным персонажем Древней Руси. Она прославлена среди святых, просиявших на земле русской в качестве равноапостольной. От не пошло могучее древо великокняжеского дома. Княгиня Ольга была первой на Руси правительницей-христианкой. В поздних летописях сохранилось красивое предание о встрече Игоря и Ольги.

1 Ведущий: Древняя Русь… Однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. На своем пути он встретил реку, на противоположной стороне которой увидел прекрасные охотничьи угодья. Но у него не было лодки, чтобы переправиться. Вдруг он заметил у берега челн и попросил юношу перевезти его на тот берег. Когда они плыли, князь взглянул повнимательнее на гребца и увидел, что это не юноша, а прекрасная девушка. То была юная Ольга.

2 Ведущий: Не только красивые черты лица, но и ум и высокий строй души, облагораживающие красоту, оставили в душе князя неизгладимое воспоминание. И когда пришла пора ему выбирать невесту , собрали всех самых знатных и красивых девушек, но ни одна не смогла затмить в памяти князя дивную Ольгу. И он послал за ней в Псковскую землю. Так стала Ольга женой князя Игоря., киевской княгиней. Игорь не ошибся в своем выборе. Ольга оставалась верной ему даже после его смерти.

3 Ведущий: Ольга стала правительницей Руси, и ее роль в упрочении авторитета и могущества Русского государства трудно переоценить. Она вошла в историю с прозвищем Мудрая. «мудрейшая из всех людей» называет ее летописец. Эта мудрость проявилась и в ее переходе из язычества в христианскую веру. Ольга приняла святое крещение в столице Византийской империи Константинополе, и даже сам император Константин подивился ее разуму и красоте. По возвращении Ольга повсюду проповедовала христианскую веру.

1 Ведущий: Сохранилось предание, что все больные, которые только прикасались к ней, исцелялись. Мощи ее были также прославлены многими исцелениями и чудесами. Русская Православная церковь наименовала правительницу Ольгу равноапостольной и, причислив к лику святых, установила память о ней в день ее кончины 11 июля 969года. (24 июля по новому стилю)

Худ. В.К.Сазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой»

Худ. Акимов И.К. Крещение княгини Ольги в Константинополе.

Худ. В.М.Васнецов. Княгиня Ольга

Чтец: Я верю, что женщина - чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное - женщина-мать!

Л.Рогожников

2 Ведущий: Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью..

«Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».

Звучит Шуберт «Аве Мария».

Слайд «Сикстинская мадонна».

3 Ведущий: перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно было написано в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Чтец: Аве Мария - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария - лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

(А.Фет)

1 Ведущий: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).

2 Ведущий: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.

Чтец: Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!

(Николай Рыленков)

3 Ведущий:
Играя первозданной силой,
Творила мир природа - мать,
И, видно, в женщину вложила
Всю красоту и благодать.
История молчит упрямо,
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталось мамой,
И мы ее за это чтим.

( Слайд П.И. Чайковский«Отче наш»)

1 Ведущий
В старых избах с потемневших образов, смотрят женщины с ребенком на руках - задумчивые, чуть улыбающиеся, счастливые.

2 Ведущий
Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). Церковная традиция считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Это истинные шедевры, занимающие достойное место в истории мировой культуры.

(Слайд)
3 Ведущий: В первую очередь это главная святыня земли Русской - «Богоматерь Владимирская», икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ.

(Слайд)
И вы никогда его не забудете.
Посмотрите еще несколько образов Богородицы…

(Слайды на фоне музыки П. Чайковского «Отче наш»)

1 Ведущий.
Что поражает нас на этих иконах?

2 Ведущий
Это не иконы, это портреты матерей. Известные и неизвестные художники в образе Богоматери старались передать образ матери, нежно хранимый в сердце. Эти красивые молодые женщины, нежно прижимающие к груди младенца, такие разные и в то же время очень похожие.

(Слайд,музыка И.С. Баха ХТК "Прелюдия №1", слова на фоне мелодии.)
Чтец:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете лепится следами,
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!
( Слайд, музыка И.С.Баха «Ария»)

3 Ведущий
В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери- Деве Марии. К ее образу неоднократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме - Леонардо да Винчи

1 Ведущий
Образ Мадонны (так в Италии называют Богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Высокого Возрождения. Одно из первых произведений, исполненных Леонардо «Мадонна с цветком». Перед картиной испытываешь трепет восхищения; в ней все так просто и ясно. Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает.

2 Ведущий
Интересна судьба этого шедевра. До XVII века картина находилась в Италии, затем неизвестно где, пока русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, не приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную какими- то записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Бенуа Николая Леонтьевича, где и было установлено, что это творение Леонардо да Винчи. В 1912 г. «Мадонна Бенуа»
(под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.
(Слайд, музыка И.С. Баха «Ария»)

3 Ведущий
Еще один волнующий материнский образ, созданный Великим Леонардо- «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г.)
Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая ребенка. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой.
(Слайд, музыка И.С.Баха« Ария»)

1 Ведущий
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,-
Не все ль равно?
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Литта
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.

2 Ведущий
Когда волны житейского моря захлестнут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем.
(Слайд, музыка В.А. Моцарта «Концерт для кларнета с оркестром»)

3 Ведущий
За приверженность к теме материнства другого известного живописца Возрождения современники прозвали «мадоньеро» т.е. изображающий мадонн.

1 Ведущий
Слава этого мастера столь велика, что и по сей день мы называем его только по имени - Рафаэль. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля «Мадонну Конестабиле». Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом лица и окутанных покрывалом плеч, словно исходит страдание. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо (так называется изображение, вписанное в круг). В огромном музейном зале, в пышной золоченой раме, образ Мадонны невольно притягивает к себе.
Моделью художнику служила одна и та же женщина. Это прекрасная Маргарита, возлюбленная Рафаэля
(Слайд, музыка В.А. Моцарта « Концерт для кларнета с оркестром»)

2 Ведущий
А это большая алтарная картина, написанная по заказу монастыря святого Сикста. Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее. Рафаэль изобразил не просто Божественную матерь с младенцем, но чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед ней Сикст IV и святая Варвара. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Они как бы сами зрители, глубоко переживают впечатление, произведенное кистью художника. Впервые религиозное полотно, прямо и непосредственно обращается к человеку.
(Слайд, музыка В.А. Моцарта«Концерт для кларнета с оркестром»)

3 Ведущий: Внимательно вглядитесь в картину "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Она смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти
на жертву. Мария - символ материнства.
( Слайд. музыка З.Грига «Сон»)
Чтец:
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души светлели.
Не сводил с неё взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня,
О которой земные не судят.
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл. Все, как есть, я ответил.
К диким скалам его приковали,
Но огонь отвоёванный светит,
Прорезая полночные дали.
О смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая- бессмертие дарит…
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
(Слайд, Дж. Каччини «Мелодия». Живое исполнение)

1 Ведущий
Почувствовать музыку помог вам человеческий голос, как ласково, завораживающе разговаривал он с нами.
«Ave» - обращение к женщине - это молитва, просьба о том, чтобы люди любили друг друга, это признание в любви к матери. Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются словами «Ave Maria». Что это за образ - «Ave Maria»?
Это святая, богиня.
Наверное, в душе каждого из вас есть святой или святая (ангел-хранитель), к которым вы обращаетесь в тяжкие минуты жизни, чтобы послала вам помощь, или в радостные минуты со словами благодарности.
Прозвучала «Мелодия» Джаккомо Каччини
(Слайд)

2 Ведущий: Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух слова произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: «Россия»!

3 Ведущий: Родина подобна огромному дереву, на котором очень много листьев.

И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни - это то, чем мы живем, чем жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши традиции

Чтец.

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.

Чтец.

Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони…
И вдруг увижу: где-то на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной - бессмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье.
(Н. Рубцов)

Чтец.

О, Родина! В неярком блеске
Я взором медленным ловлю
Твои просёлки, перелески-
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной - и утешенье,
И исцеление моё.
(А.Жигулин)

(Исполняется песня "Гляжу в озера синие". Слова И.Шаферана, музыка Е.Птичкина.)





© 2010-2022