- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: «Суффикс -чик-(-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего»
Тема: «Суффикс -чик-(-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Оспанова Б.С. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: "Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего".
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик-(-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; подвести к пониманию необходимости образования для получения профессии.
Задачи:
I. Обучающие:
-
научиться узнавать суффикс -чик-(-щик-) со значением профессии;
-
научить правильно писать суффикс -чик-(-щик-);
II. Развивающие:
-
развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;
-
развивать умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
III. Воспитательные:
-
воспитывать потребность в знаниях, вызвать интерес к изучаемой теме;
-
воспитывать стремление реализовать свои возможности;
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Постановка цели и задач.
- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами работали над приставкой, а сегодня давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов). (Слайд 1)
- Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слова.
А знакомство будет необычным. Мы соединим изучение суффиксов с информацией о профессиях.
На последнем уроке мы рассуждали о том, что ученик - это профессия. А другие профессии озвучим сегодня. Поэтому тема урока: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего». (Слайд 2).
- Откройте тетради и запишите число и тему уроку.
III. Изучение нового материала.
1) Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите на записанные слова с суффиксом -чик- (-щик-) (Слайд 3).
Что обозначает в этих словах значимая часть слова - суффикс -чик- (-щик-)? (Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).
2) Словарная работа.
- А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).
- Давайте обратимся к этимологическому словарю.. («Профессия - заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально - объявление о своей специальности»).
- А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово.(Слайд 4).
- Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух по слогам произносит слово).
- Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).
- На какой слог падает ударение? (На второй слог).
- Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в словарь.
- Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).
- Составьте с этим словом предложение. (Ответы учащихся).
3) Знакомство с разнообразным миром профессий.
- А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:
У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
- Какие профессии вы знаете? (Ученики называют, разглядывая Слайд 5).
- Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии - важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача - овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.
4) Знакомство с правописанием суффикса -чик-(-щик-).
- А теперь узнаем правило выбора согласной в суффиксе -чик-(-щик-), научимся его применять.
- Давайте на время превратимся в ученых и попробуем, внимательно рассмотрев картинки, ответить на вопрос: когда в суффиксе -чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Слайд 6).
- А буква щ?
- Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.(Слайд 7).
- Откроем учебники на странице 102, проверим наши выводы и посмотрим как оформляется эта орфограмма. (Слайд 8).
- А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:
«В стране Грамматика, почти на окраине ее обширных земель, жили-были два братца - суффиксы -Чик и - Щик.
Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и Щик с удовольствием им всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца - Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д,т,з,с,ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».
IV. Закрепление.
- Давайте потренируемся в применении нового правила.
1. Лексический диктант. (Оформлен в виде кроссворда. Слайд 9).
- По лексическому значению определите слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности. Объясните написание букв в суффиксе -чик-(-щик-).
-
Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебеж-чик);
-
Рабочий, специалист по бетонным работам (бетон-щик);
-
Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (поднос-чик);
-
Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (камен-щик);
-
Рабочий по проходке горных выработок (проход-чик);
-
Рабочий, специалист по типографскому набору (набор-щик);
-
Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь (учет-чик);
-
Человек, занимающийся продвижением чего-либо, кого-либо, куда-либо (пиар-щик);
-
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смаз-чик);
-
Работник бани, обслуживающий посетителей (бан-щик).
- Какие современные профессии вы увидели? (Пиарщик. Слайд 10).
- Что вы о ней знаете? (Один ученик рассказывает о профессии пиарщика).
2. Работа с учебником.
- Дальше работаем с учебником. Из упражнения 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически (Слайд 11).
Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.
Проверка осуществляется с интерактивной доской:
- Какие слова выписали в первый столбик? Почему?
- Какие слова выписали во второй столбик? Почему?
3. Игра «Корректор».
- Давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях (Слайд 12):
-
Барабанчики яростно колотили в барабаны.
-
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
-
В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
-
По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
-
Рабочие передавали сменчикам станки.
-
Жестянчики работали на глазах всей улицы.
-
Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
5. Знакомство с профессиями прошлого.
1)-Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий - великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека.
- Какие вы знаете?
- А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.
Сообщение 1. Лудильщик. (Слайд 15).
Стишок про лудильщика, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит - и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.
Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.
Сообщение 2. Старьевщик. (Слайд 16).
Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
- Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!». Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.
Сообщение 3. Точильщик. (Слайд 17).
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.
Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.
6. Самостоятельная работа.
- А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильно согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.
I вариант.
-
В каком слове пишется Щ:
-
буфет…ица
-
груз…ик
-
прессов…ик
-
объезд…ик
-
В каком слове пишется Ч:
-
развед…ик
-
пиль…ик
-
камен…ик
-
спор…ик
II вариант.
-
В каком слове пишется Щ:
-
перебеж…ик
-
вертолет…ик
-
рассказ…ица
-
надсмотр…ик
-
В каком слове пишется Ч:
-
компьютер…ик
-
экскаватор…ик
-
автомат…ик
-
обман…ик
- Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с домашним заданием, вложив в них листы с тестами.
V. Итоги урока. Домашнее задание.
(Слайд 18)
- Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.
И не забудьте записать домашнее задание:
-
Выучить орфограмму №33, письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).