- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке»
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбкина Н.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
______________________
Протокол №___
от « » 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________________
Рыбкина Н.В.
Согласовано
«….» __________ 2015. г.
Заместитель директора
по УВР
____________________
В.И. Голодышин
Утверждаю
Приказ № ______
от «____» ________ 2015 г.
Директор МБОУ
«СОШ №11»
_________________
Тулина Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Секреты русского словообразования.
Как образуются слова в русском языке»
для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель русского языка
Рыбкина Н.В.
I квалификационная категория
2015
-
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
2. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2015-2016
учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.08.2011 г. № 920-мр).
3. Программа развития ОУ «Образовательная система школы как благоприятная среда для личностного роста учащихся» на 2009 - 2016 гг. (утверждена районным экспертным советом, протокол №17 от 16.06.2010).
4. Учебный план МБОУ «СОШ №11» г. Байкальска на 2015/2016 учебный год.
5. Авторская программа курса Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы
6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75-37-0541/11.
В основу рабочей программы факультативного курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» для учащихся 8 «А» класса МБОУ «СОШ №11» г. Байкальска положена авторская программа Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, М. Мнемозина, 2009г.
Актуальность изучения данного курса заключается в том, данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс служит достаточно действенным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: …истка, …инный, …расс…анного, …сский и т. п.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах. ,
.
Цели: систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.
Задачи курса:
-
сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
-
развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;
-
способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
-
совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из 12 тематических разделов. В основе курса лежат следующие методические принципы:
-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-научность;
-связь теории и практики;
-преемственность;
-наглядность;
-систематичность и последовательность;
-прочность полученных знаний;
-активность и сознательность обучения.
К характерным содержательным и методологическим особенностям данного учебного курса относятся:
-
углубление лингвистических знаний
-
формирование умений применять полученные знания на практике
-
обеспечение сознательного усвоения материала
-
развитие навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления
-
подготовка конкурентоспособного ученика.
В основу программы положены принцип межуровневых и внутриуровневых связей, коммуникативный принцип, структурно-словообразовательный принцип.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится следующим образом
Уровень подготовки учащихся осуществляется на основе анализа письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
Предполагается следующие формы контроля:
-сообщение на лингвистическую тему;
-лингвистическое исследование;
Сочинение на лингвистическую тему;
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
-на занятиях во время бесед;
-при проверке выполнения текущих самостоятельных работ;
-при написании итоговой работы
-при выполнении тестов.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
-
Содержание курса
Формирование содержания данного факультативного курса по «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» осуществляется на основе принципов:
-
единства содержания обучения на разных его уровнях;
-
отражения в содержании обучения задач развития личности;
-
научности и практической значимости содержания обучения;
-
доступности обучения;
-
соблюдения преемственности.
-
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.
ЗНАТЬ: Термин «словообразование». Предмет изучения в словообразовании.
Словообразовательная система. Словообразование как раздел науки о языке. Связь раздела «Словообразование» с другими разделами русского языка.
-
Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.
ЗНАТЬ: Роль словообразовательных аффиксов в морфемно-словообразовательных моделях.
-
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе.
ЗНАТЬ: Механизм образования нового слова.
-
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования слов, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией. Безаффиксный (бессуффиксный) способ.
ЗНАТЬ: Основные способы образования слов при помощи приставки и суффикса.
-
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Типы сложных слов и их написание.
ЗНАТЬ: Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке.
-
Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.
ЗНАТЬ: Сложносокращенные слова.
-
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.
ЗНАТЬ: Словообразовательная цепочка
-
Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней (горе - гореть - гора).
ЗНАТЬ: Семантико-словобразовательная общность однокоренных слов
-
Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.
ЗНАТЬ: Изменяемость корня.
-
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.
ЗНАТЬ: Неморфологические способы образования слов
-
Активные процессы современного словопроизводства.
ЗНАТЬ: Процессы современного словопроизводства
-
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.
ЗНАТЬ: Типы морфемно- словообразовательных словарей
-
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
Формы проведения занятий
Формы контроля
1
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка
1 час
анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
Лекция
Лексико-грамматические мини-тесты
2
Морфемно-словообразовательная модель
1 час
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
Лекция
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
3
Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей
1час
Проектные формы работы.
- различные виды разборов
4
Особенности детского словотворчества
1 час
Лекция, практикум
творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
5
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе
1час
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала
6
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
7
Приставка и суффикс как словообразующие морфемы
Лекция, практикум
различные виды разборов
8
Основные способы образования слов
1 час
Лекция
подготовка реферата, доклада
9
Приставочный способ образования слов
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
10
Суффиксальный способ образования
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
11
Приставочно-суффиксальный способ образования
1час
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала
12
Сложение с суффиксацией
1 час
Лекция, практикум
творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
13
Безаффиксный (бессуффиксный
1час
Орфографический анализ структурно-семантических схем слова
Лекция
различные виды разборов
14
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке
1 час
Лекция, практикум
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
15
Типы сложных слов и их написание
1 час
Лекция
обобщающая беседа по изученному материалу;
16
Проверочная работа «Способы словообразования»
1 час
Практикум
тестовые работы
17
Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи.
1 час
Лекция
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
18
Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур
1 час
Лекция, практикум
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
19
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре.
1 час
Лекция
творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
20
Словообразовательная цепочка
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
21
Гнездо однокоренных слов
1 час
Лекция, практикум
творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
22
Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу
1 час
Лекция, практикум
различные виды разборов
23
Корень как значимая часть слова
1 час
Лекция, практикум
подготовка реферата, доклада, написание анализа
24
Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов
1 час
Лекция, практикум
написание рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
25
Слова-паронимы; их сходство и различие
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
26
Разграничение омонимичных корней (горе - гореть гора).
1 час
Практикум
обобщающая беседа по изученному материалу;
27
Проверочная работа «Однокоренные слова»
1 час
Практикум
тестовые работы
28
Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня
1 час
Проектные формы работы
творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
29
Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов
1 час
Проектные формы работы
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
30
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
31
Сращение сочетания слов в одно слово
1 час
Лекция
Лексико-грамматические мини-тесты
32
Сращение сочетания слов в одно слово
1 час
Лекция, практикум
творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа
33
Активные процессы современного словопроизводства
1 час
Лекция
Лексико-грамматические мини-тесты
34
Разные типы морфемно-словообразовательнъх словарей
1 час
Лекция, практикум
Лексико-грамматические мини-тесты
Итого:
35 часов
-
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Требования определяют основные знания, умения и навыки, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших факультативный курс за 8 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Учащиеся будут …
-
знать / понимать
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
уметь
-
владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
-
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;
-
пользоваться словарями;
-
строить план исследования;
-
сотрудничать с товарищами, работая в группе;
-
представлять результаты своей работы в форме сообщения.
-
Критерии и нормы оценки знаний учащихся обучающихся
Инструментарием для выявления результатов обучения являются тексты, контрольные задания, викторины.
В качестве формы итоговой отчетности проводится защита исследовательской работы.
Ученик получает зачёт при условии успешного выполнения практических работ и участия в исследовательской работе.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- качественно выполненное по собственной инициативе задание;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы.
-
Учебно-методическое обеспечение курса
Методические пособия
Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. - Киев, 1986.
Жуковская О.Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. - М., 1983.
Земская Е.Н. Как делаются слова. - М., 1963.
Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
Лопатин В.В. Рождение слова. - М., 1973.
Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965.
Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. - М., 1977.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2000.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М., 2000.
Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5-9 классах: Книга для учителя. - М., 1996.
Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. - М., 1996.
49Панов М.В. Изучение состава снова з национальной школе. - Махачкала, 1977.
Учебные пособия:
Бессараб М.Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык.- Л., 1972.
Брюховецкая Г.А. К изучению суффиксального способа образования имён существительных // Русский язык в школе (РЯШ).- 1981.- № 5.- с.29-32.
Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова.- М., 1966.
Валгина Н.С. и др. Современный русский язык.- М.: Логос, 2001.
Вознюк Л.В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарём при подборе однокоренных слов // РЯШ. - 1998. - № 3.-с.13-18.
Горев Г.И. Тайны слова. Небо замолаживает…Что это значит? // РЯШ.-2001.-№ 6.-с.135.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.- 1978.
Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. В.И.Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы.- М.: Вербум-М, 2001.-64с.
Захарова Л.Д. Существительные на -овь, -ва и их производные // РЯШ.-1990.-№ 2.-с.73-78.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Рос. акд. наук, Чист.рус.языка.- М.: Наука,1992.- с.94.
Зинин С.И. Владимир Иванович Даль (к 200-летию со дня рождения) // РЯШ.- 2001.-№ 5.-с.95-105.
Курбатова Е.А. О принципе преемственности при изучении словообразования в школе // РЯШ.-1986.-№ 6.-с.12-15.
Кузнецов В. Я посетил места…: Писатели-классики в Оренбургском крае.- Калуга: Золотая аллея, 1995.-40с.
Львова С.И. Морфемика и словообразование.- М.,1980.
Львова С.И. Словообразование в 5 классе ( I полугодие) // РЯШ.-1991.- № 5.-с.11-17.
Львова С.И. Словообразование в 5 классе ( II полугодие) // РЯШ.-1992.- № 1.-с.9-16.
Лекант П.А. Современный русский язык.- М., 1996.
Максимов В.И. К тайнам словообразования.-М.,1980.
Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном литературном языке: Учеб.пособие /ЛГУ им. А.А.Жданова.- .:изд-во ЛГУ,1987.
Медведева Л.М. Тайны словообразовательной мотивации и семантика производного слова // Вопросы языкознания.- 1989.- № 1.-с.86-96.
Немченко В.Н. Современный русский язык.-М: Высшая школа,1994.
Неизвестный Владимир Иванович Даль / Сост. А.Г.Прокофьева, Г.П. Матвиевская и др.- Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2002.-480с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им.В.В.Виноградова.-М.: Азбуковедник,1997.-944с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов (под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой).- 20-е изд., М.: Рус. яз., 1989.-750с.
Порудоминский В. Повесть о толковом словаре.- М.: Книга,1981.
Потиха З.А. Строение русского слова. Учебный словарь.-М., 1981.
Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы (Сост.Л.М.Рыбченкова)-4-е изд., дораб. и доп..-М.: Дрофа,2001.-320с.
Рацибурская Л.В. Слова с затемнённой морфемной структурой и проблема их членимости // РЯШ.-1999.-№ 1.-с.67-70.
Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский // РЯШ.-2001.-№ 4.- с.74-7
Современный русский язык: Ч.1.: Учеб. для вузов / Под ред. Д.Э.Розенталя; авторы: А.Б.Аникина и др.- 3-е изд.- М.: Высшая школа, 1979.-317с.
Стрельцова Т.В. Структура диалектных ( оренбургских) лексических единиц в словаре В.И.Даля // Историко-культурное наследие славян на Южном Урале: Сб. статей и тезисов / под ред.А.В.Фёдоровой.- Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1998.- 210с.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка.- М.,1985.
Шанский Н.М. Как образуются слова в русском языке // Русский язык в школе и дома.- 2002.- № 5.-с.1-7.
Шанский Н. М. Слова и морфемы // Русский язык в школе и дома - 2002.- № 4.- с. 1-3.
Шеховцова А. В. , Серебряков А. Н. Трудные случаи морфемного анализа // Русский язык и литература.- 1989 - № 10. - с. 12-15.
Оборудование и приборы
ПК, мультимедийная система
Дидактический материал (включая Интернет-ресурсы)
klyuchi-bulakskayasosh.brroo.ru/attachments/article/74/программа
nsportal.ru›Школа›Русский язык›…-kursa-sekrety-russkogo…
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование занятий факультативного курса по русскому языку
«Секреты русского словообразования.
Как образуются слова в русском языке»
для 8 класса
учителя русского языка и литературы Рыбкиной Натальи Викторовны
для 8 класса на 2015-2016 учебный год
Количество часов в неделю:1 Всего: 34
№ п/п
Название изучаемой темы
Всего часов
Дата
1
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка
1
01.09-06.09
2
Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава
1
07.09-12.09
3
Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей.
1
14.09-19.09
4
Особенности детского словотворчества.
1
21.09-26.09
5
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе.
1
28.09-03.10
6
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов.
1
05.10-10.10
7
Приставка и суффикс как словообразующие морфемы.
1
12.10-17.10
8
Основные способы образования слов.
1
19.10-24.10
9
Приставочный способ образования слов
1
26.10-30.10
10
Суффиксальный способ образования
1
09.11-14.11
11
Приставочно-суффиксальный способ образования
1
16.11-21.11
12
Сложение с суффиксацией.
1
23.11-28.11
13
Безаффиксный (бессуффиксный) способ.
1
01.12-05.12
14
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке
1
07.12-12.12
15
Типы сложных слов и их написание
1
14.12-19.12
16
Проверочная работа «Способы словообразования»
1
21.12-26.12
17
Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи.
1
28.12
18
Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур.
1
11.01-16.01
19
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре.
1
18.01-23.01
20
Словообразовательная цепочка.
1
25.01-30.01
21
Гнездо однокоренных слов
1
01.02-06.02
22
Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.
1
08.02-13.02
23
Корень как значимая часть слова.
1
15.02-20.02
24
Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов.
1
22.02-27.02
25
Слова-паронимы; их сходство и различие
1
01.03-06.03
26
Разграничение омонимичных корней (горе - гореть - гора).
1
07.03-12.03
27
Проверочная работа «Однокоренные слова»
1
14.03-19.03
28
Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня.
1
21.03-26.03
29
Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.
1
04.04-09.04
30
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую
1
11.04-16.04
31
Сращение сочетания слов в одно слово
1
18.04-23.04
32
Активные процессы современного словопроизводства.
1
25.04-30.04
33
Разные типы морфемно-словообразовательнъх словарей.
1
02.05-08.05
34
Итоговый урок курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» Тестовая работа
1
10.05.-14.05
Итого:
34 ч.