Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»

  Роман «Обломов» - художественное  произведение, имеющее неповтори    Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»  мые черты и свойства, придающие ему  индивидуальность и непохожесть на другие  произведения. Это художественное своеобразие, художественное мастерство достигается путем  использования автором в  произведении различных способов создания образов, организации художественной речи, способов выражения  авторской позиции. Урок создает условия для    изучения художественного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Кустовская СОШ»





Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»



План-конспект открытого урока







Цель урока: обеспечить условия для

  1. изучения художественного мастерства И.А.Гончарова, определения художественных особенностей романа «Обломов», выяснения роли портрета, пейзажа, речевой характеристики, художественных деталей в произведении;

  2. развития навыков исследовательской работы с текстом, навыков составления сопоставительных таблиц; развития речи, творческого мышления;

  3. воспитания культуры речи, учебного труда, внешнего вида.

Оборудование: роман «Обломов», доска, карточки с терминами.

Тип урока: урок усвоения новых ЗУН.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Этап целеполагания (на основании темы учащиеся формулируют цель урока, обозначают фронт работы на уроке)

  3. Этап усвоения новых ЗУН.

    • Слово учителя.

Роман «Обломов» - художественное произведение, имеющее неповторимые черты и свойства, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Это художественное своеобразие, художественное мастерство достигается путем использования автором в произведении различных способов создания образов, организации художественной речи, способов выражения авторской позиции.

  • Художественное своеобразие романа «Обломов»

Одним из способов создания образа литературного героя является портрет.

- Вспомните, что такое портрет.

п/о: Портрет -изображение в произведении внешности персонажа, включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.д.

- Для чего автор использует портретные зарисовки главных героев?

п/о: Портрет служит в основном для характеристики персонажа, т.к. между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная связь.

-Вспомните, с портретами каких героев вы встречались на страницах романа «Обломов».

- С помощью текста заполните следующую таблицу:

Найдите в тексте романа

Обломов

Штольц

Возраст

Портрет

Костюм

-Каким образом портреты этих героев работают на раскрытие их внутреннего мира?

Что они показывают? Какие мелкие художественные детали использует автор при описании быта, интерьера героев?

-Используется ли описание интерьера в рассказе о Штольце?

Вспомните, чей это портрет?

  • «… не была красавицей, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом».

  • «…была очень бела и полна в лице. Так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие. Лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица, руки белые, но жесткие. С выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию».

- На какие стороны характера указывают эти портреты? (Ольга -грациозна и гармонична не только внешне, но и внутренне; Агафья -ее фигура, одежда показывают, что она не обращает внимания на свою внешность, для нее это не главное)

Функции пейзажа в романе

-Вспомните, что такое пейзаж.

п/о: Пейзаж -изображение в художественной литературе картин живой и неживой природы, является частью изображенного мира литературного произведения.

-Как вы считаете, какую роль играет пейзаж в произведении?

п/о: 1) описание места действия; 2) эмоционально-психологическая ф-ция; 3) создание определенного, нужного автору настроения.

- На всем ли протяжении романа автор использует пейзажные зарисовки? (в «Сне Обломова»- для создания общей тональности, настроения сна - скромная, незатейливая местность, все тихо. Спокойно, сонно, благословенный богом уголок, все явления природы благотворны, все идет обычным, предписанным природой общим порядком;

гл.10, часть2 - описание пейзажа перед встречей Обломова и Ольги (суетность, деятельность в природе показывает настроение перед встречей влюбленных)

Речевая характеристика персонажей

- Какую роль играет речевая характеристика персонажа в произведении? Что такое речевая характеристика героя?

П/о: Это характеристика героя литературного произведения через его реч, в которой появляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности. Социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.

-Проследите за речью Обломова и Штольца. Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. На что она указывает?

  1. Этап первичного закрепления ЗУН.

Ответ вопрос (ответить письменно):

- Какую роль играют портрет, пейзаж, речевая характеристика в романе «Обломов»?

  1. Подведение итогов.

  2. Д/З: рассмотреть мотив еды и его ф-ции в романе; написать письмо любому герою романа от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.







© 2010-2022