"Курсы по русскому языку «Комплексный анализ текста» ( для учащихся 6 класса; 34 часа). "

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Ленская СОШ»




Курсы по русскому языку

«Комплексный анализ текста»

( для учащихся 6а класса; 34 часа).


Учитель:

О. Л. Накарякова




2015-2016 учебный год.



Пояснительная записка.

Программа курса «Комплексный анализ текста» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка, в повышении своей орфографической и пунктуационной грамотности, общей языковой культуры.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и дополнена темами, требующими повторения. Поэтому цель изучения курса - помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества, укреплять орфографическую и пунктуационную грамотность.

Данный курс составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка;

  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

  • овладение умением творческого употребления родного языка;

  • систематизировать, укрепить, развить орфографическую и пунктуационную грамотность.

В 6 классе учащиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета - использование интеграционной технологии. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поскольку в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

Учебно-тематический план.


Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Употребление языка

4

Практическая работа - 1

2. Средства художественной изобразительности

8

Практическая работа - 1

3. Юмор в произведениях словесности

3

Практическая работа - 1

4. Произведения устной народной словесности

3

Практическая работа - 1

5. Эпическое произведение

5

Практическая работа - 1

6. Лирическое произведение

6

Практическая работа - 1

7. Драматическое произведение

4

Практическая работа - 1

8. Итоговое занятие

1

Итоговый

Итого:

34


Резерв - 1 час

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Контроль знаний и умений

Тема урока

Кол-во часов

Сопутствующий материал для повторения

Дата

Тема 1. Употребление языка

1

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов

1

Разделительные Ь и Ъ

2

Специальные, заимствованные слова, неологизмы

1

Ь после шипящих

3-4

Употребление существительного, прилагательного, глагола

2

Правописание букв после шипящих

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 2. Средства художественной изобразительности

1

Сравнение, аллегория, эпитет

1

Правописание суффиксов существительных.

2

Метафора, олицетворение

1

НЕ с существительными.

3

Синекдоха

1

Правописание сложных существительных

4

Гипербола

1

НЕ с глаголами. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

5

Порядок слов в предложении. Инверсия

1

Правописание суффиксов глаголов

6

Повтор

1

Правописание окончаний глаголов

7

Риторический вопрос и риторическое восклицание

1

Корни с чередующимися гласными

8

Антитеза

1

Правописание суффиксов прилагательных

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

1

Что такое юмор. Комическая неожиданность

1

НЕ с прилагательными.

2

Соединение несоединимого. Остроумная речь

1

Правописание сложных прилагательных

3

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 4. Произведения устной народной словесности

1

Особенности стиха и языка былин

1

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

2

Легенды и предания

1

Правописание приставок на -з и -с

3

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 5. Эпическое произведение

1

Особенности эпического произведения

1

Правописание корней, проверяемых ударением

2

Литературный герой, его характер

1

Правописание корней, не проверяемых ударением

3

Герой и автор

1

Ь на конце и в середине числительных

4

Язык эпического произведения

1

Правописание местоимений

5

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 6. Лирическое произведение

1

Язык лирического произведения

1

Однородные члены предложения

2

Двусложные размеры

1

Обобщающие слова

3

Трёхсложные размеры

1

Обращения

4

Аллитерация

1

Вводные слова

5

Рифма

1

Сложное предложение

6

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 7. Драматическое произведение

1

Особенности языка драматического произведения

1

Прямая речь.

2

Характер героя в пьесе

1

Диалог.

3

Сюжет

1

4

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1

1

Итоговое занятие

1


Список литературы.

1. Комплексный анализ текста 6 класс (рабочая тетрадь), А.Б. Малюшкин, М., 2008 г.

2. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам по русскому языку 6 класс, Е.П. Воронова, М., 2009 г.

3. Контрольно - измерительные материалы по русскому языку 6 класс, Н.В. Егорова, М., 2009 г.



© 2010-2022