Доклад Личностно - ориентированный урок: конструирование и диагностика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Серменево

Белорецкого района Республики Башкортостан.

Заслушан

на заседании ШМО

«28» марта 2012г

Руководитель ШМО

/______/Козлова И.В.

Личностно -

ориентированный урок:

конструирование и

диагностика.

Учитель русского языка

и литературы

Ялмурдина Э.У.

Доклад: «Личностно - ориентированный урок:

конструирование и диагностика».

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно - ориентированное образование. Личностно - ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющие особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и само ценность субъектного опыта ребёнка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, само ценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально - педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания(познавательной личности), то личностно - ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признаётся, что в образовании происходит не просто интериоризации ребёнком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно - ориентированная педагогика.

Личностно - ориентированный урок.

Функция урока в системе личностно ориентированного обучения.

Урок был и остаётся элементом образовательного процесса, но в системе личностно - ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.

Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Реализация личностно - ориентированной системы обучения требует смены «векторов в педагогике»: от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержки.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно - ориентированного обучения в школе?

- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.

- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.

Поэтому личностно - ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счёт обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения, ученик

- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

- учится продуктивному общению путём достижения гармонии с окружением.

Всё это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность - это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности.

В образовании должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Её сущность выразил Амонашвили в трёх принципах педагогической деятельности: «любить детей; очеловечить среду, в которой они живут; проживать в ребёнке своё детство». Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно - образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Б.Ц.Бадмаева: «Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель - предметник», а Учитель с большой буквы - воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально - делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно - адаптационную и деятельностно - творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребёнке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребёнка творческого начала через творчески - продуктивную деятельность с учётом мотивационно - аксиологических сторон личности.

Цель каждого конкретного учителя в совокупном личностно - развивающем пространстве школы органично согласуется с целями других педагогов, с целостной личностно - развивающей жизненной ситуацией воспитанника. Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; даст совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально - нравственному развитию, создаёт условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьётся успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Диагностика эффективности урока.

Общая диагностика и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В.П. Симонову):

1.Оценка основных личностных качеств преподавателя.

1.1.Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.

1.2.Уровень педагогического и методического мастерства.

1.3.Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4.Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

1.5.Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.

2.Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.

2.1.Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2.2.Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3.Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4.Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

3.Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

3.1.Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.

3.2.Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

3.3.Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

3.4.Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.

4.1.Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

4.2.Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.

4.3.Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работ.

4.4.Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий.

4.5.Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

4.6.Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.

4.7.Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5.Оценка цели и результатов проведения занятий.

5.1.Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели занятия.

5.2.Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3.Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4.Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).

5.5.Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию).

Разработка личностно - ориентированного урока для

обучающихся 5 класса по предмету русский язык.

Урок - игра «Знаете ли вы русский язык?»

Данный урок проводится для учащихся 5 класса в рамках предметной декады русского языка и литературы. Форма мероприятия предполагает соревнование, что развивает дух здорового соперничества.

Игра проводится между двумя командами из 5 класса. В каждой команде по 8 человек. В игре задействованы помощники, зрители. Ведущий - учитель.

Цель: - прививать любовь к русскому языку;

- повышать общую языковую культуру;

- углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а также эффективно углублять знания учащихся в различных областях науки о языке;

- учить активизировать, совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать логическое мышление, расширять кругозор;

- воспитывать любовь к русскому языку, пробуждать гордость за него.

Оборудование: Эпиграфы, карточки с заданиями, сигнальные карточки, ДВД, музыкальное сопровождение.

Оформление: на доске - название мероприятия, карточки, эпиграфы к уроку, схемы;

- эмблемы команд.

Этапы проведения:1.Представление и приветствие команд.

2. Отборочный тур

3. Викторина «Как получить пять».

4.Конкурс «Клетка».

5. Конкурс «Меню».

6. Конкурс «Назови пару» и т.д.

В завершении нашей игры жюри оценивает все конкурсы, подводит итоги.

Спасибо командам. Жюри попрошу объявить свои оценки.

- Выставление оценок за игру обеим командам.

© 2010-2022