Доклад к педсовету по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»

Проблема здоровьесбеоежения детей в школе весьма актуальна и остается предметом первоочередной важности при любых социально -экономических и политических ситуациях, поскольку здоровье детей определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.     Здоровье детей проявляется в физическом, интеллектуальном, нравственном и социальном планах.       Уроки русского языка и литературы в школе играют не последнюю роль в сохранении здоровья, формируют у обучающихся культу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павлова Татьяна Васильевна


Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

В связи с этим родителям и педагогам отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

- в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

- создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;

- формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Средствами педагогического воздействия служат:

- воспитательная работа (формирование культуры здоровья);

- учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);

- контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).

Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий являются:

- сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

- сотрудничество с родителями учащихся;

- формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;

- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;

- рациональная организация учебного процесса.

Ожидаемые результаты от работы:

- формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

- внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.

На своих уроках я использую различные здоровьесберегающие технологии. Особое место отвожу физическим минуткам и физкультурным паузам. Время начала физкультминутки выбираю, когда значительная часть обучающихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна-две (в зависимости от возраста обучающихся) физминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

Вот примеры некоторых физминуток.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и.п.; 5 - голову наклонить вперед; 6 - и.п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный;

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти: И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний;

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища: И.п. - стойка: ноги врозь, руки на поясе. 1 - повернуть туловище направо; 2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Для развития мелкой моторики используется гимнастика для рук.

Упражнения выполняются фронтально, сидя за партой и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минуты учащиеся выполняют 4 - 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук. Например: руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать. Ещё пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед и т.д.

В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале урока предлагаю проведение следующих упражнений и тренингов.

  1. Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

  2. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

  3. Уши. Потрите уши (5 сек).

  4. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).

  5. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

  6. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).

  7. Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).

Во время урока слежу за осанкой ребят, напоминаю, как правильно сидеть.

В целях профилактики улучшения зрения на уроках русского языка и литературы использую упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.

  2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.

  3. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.

  4. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.

  5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.

  6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

  7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

  8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 - 35 см, затем на предмет вдали.

  9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)

  10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

При изучении лирических произведений на уроке литературы можно проводить упражнение для формирования правильного дыхания

Правильное дыхание - носовое, при котором вдох должен быть короче выдоха в два раза. Такое дыхание легко можно формировать при выполнении этого упражнения. Дети хором читают стихотворение, при этом делают носом вдох, а на выдохе произносят выделенные слова.

Также при подготовке к уроку я учитываю:

  1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

8 - 12 часов - первый пик работоспособности;

16 - 18 часов - второй пик работоспособности.

  1. Динамику активности обучающихся на уроке:

1 - 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

5 - 20 минуты - самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

21 - 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);

36 - 45 минуты - полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность на уроках русского языка и литературы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.


© 2010-2022