- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»
Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богдан С.Ф. |
Дата | 24.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока Практикум по устранению недостатков речи
Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и речевых ошибок и причины их появления в речи
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
III. Работа над темой урока
1. Работа над понятиями
Грамматические ошибки - отклонение от грамматических норм (неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения).
Грамматические ошибки
/ ! \
словообразовательные морфологические синтаксические
ошибки ошибки ошибки
Комсомольцы - освоители Много время Они о чем-то смеются
целины (ошибка в форме сущ.) (над чем-то)
(образовано по модели Он более умнее Молодежь работают
покорить - покоритель) (две формы сравнит. (работает)
степени прилагат.)
Ихние привычки
(просторечная форма
местоимения)
Они хочут
Он ложит вещи
(ненормативное
образование
глагола)
2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант.
-
Убольшить на три (увеличить) - словообразовательная ошибка
-
У меня много свободного время (времени) - морфологическая ошибка (сущ. на -мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)
-
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) - морфолог. ошибка (неправильно образована сравнительная степень прилагательного)
-
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) - морфолог. ошибка (две формы сравнит. степени - простая и составная)
-
Ихние привычки меня раздражают - морфолог. ошибка (просторечная форма местоимения)
-
Он должен за ее бороться - морфолог. ошибка (местоимение без Н)
-
Я сегодня победю обязательно - морфолог. ошибка (недостаточный глагол - одержу победу)
-
Они хочут прийти в пять - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
-
Не ложи вещи на стол - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
-
Надо покласть книги в шкаф - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
-
Буду убираться в классе - морфолог. ошибка (без -ся)
-
Мое фамилие - морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)
-
Он хотит пойти с нами - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
-
Не ложите руки на стол - морфолог. ошибка (не нормативное образование глагола)
-
Куда ложить тетрадь? - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
-
Покладите на стол - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
-
У меня много делов - морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ. ср. р. в Р.п. мн. ч. - образовано так, как сущ. м.р.)
-
Много курей - морфолог. ошибка (кур)
-
Описывают о школьном музее - синтаксическая ошибка (нужен В.п. - описывают школьный музей)
-
Они о чем-то смеются - синтаксическая ошибка (нужен Т.п. - над чем-то)
-
Жажда к славе - синтаксическая ошибка (нужен Р.п. - жажда славы)
-
Молодежь самоотверженно работают на стройке - синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
-
Описывать о природе - синтаксическая ошибка (нужен В.п. - описывать природу)
-
Интересоваться о путешествиях - синтаксическая ошибка (нужен Т.п. - интересоваться путешествиями)
-
Коснуться до проводов - синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
-
Прийти со школы - синтаксическая ошибка (из школы)
-
Вернуться из прогулки - синтаксическая ошибка (с прогулки)
-
Я с мамой ездили к бабушке - синтаксическая ошибка (глагол должен быть в форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
-
Больной попросил сестру налить себе воды - синтаксическая ошибка (неоправданное употребление возвратного местоимения - двойственно прочтение просьбы: налить воды больному или сестре?)
-
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел - синтаксическая ошибка (употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел - генерал или мальчик?)
-
После обеда друзья уселись за стол с трубками - синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья с трубками или стол с трубками?)
-
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он бы не выдержал - синтаксическая ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
-
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой - синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
-
Я видел детей с шарами. Они были красные и желтые - синтаксическая ошибка (дети или шары?)
-
Миша увидел ежа. Он испугался - синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
3. Вопросы к учащимся
1. Дайте понятие грамматической ошибки.
2. Назовите типы грамматических ошибок.
3. Причины появления грамматических ошибок?
4. Работа над понятиями
Речевые недочеты - неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи (69% всех ошибок).
Речевые недочеты
/ \
семантические стилистические
- употребление слов в - употребление слов иного
несвойственном ему стиля
значении - неуместное употребление
- смешение паронимов употребление эмоционально-
- нарушение лексической экспрессивной лексики
сочетаемости слов - неуместное употребление
- плеоназм диалектных или
- тавтология просторечных слов
- употребление штампов - смешение лексики разных эпох
-
Плеоназм - употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).
-
Тавтология - употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный ствол, преграды преграждают).
-
Паронимы - слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи одно вместо другого (представился - назвал свое имя, преставился - умер).
5. Практикум по устранению речевых недочетов (фронтально)
-
Троекуров был роскошный помещик - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)
-
Он вошел, поддерживая шпагу - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: придерживая)
-
На мальчике была ободранная рубаха - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: изодранная)
-
Мальчик сделал подвиг - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: совершил)
-
Он попал в несчастье - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: попал в беду - случилось несчастье)
-
Остапа поймали в плен - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взяли)
-
Эта шкатулка самодельной работы - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: ручной)
-
Взрывательной волной выбило стекла в окнах - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)
-
Ребята строят снежную бабу - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: лепят)
-
В саду собирают яблоки, фрукты, груши - семантическая ошибка (обобщающее слово)
-
Все люди и дети идут на площадь - семантическая ошибка (дети тоже люди)
-
По площади шли офицеры и моряки - семантическая ошибка (среди моряков тоже есть офицеры)
-
Кругом желтеют желтые одуванчики - тавтология
-
Ночь переночевали в лесу - тавтология
-
Журавль клювом клюнул мальчика - тавтология
-
Все люди празднуют этот праздник - тавтология
-
У ворот стоял пожилой старик - плеоназм
-
По улице бежал молодой щенок - плеоназм
-
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости - плеоназм
-
На ветке сидели пернатые птицы - плеоназм
-
Саша промахнулся мимо - плеоназм
-
Всадник одел шинель - паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
-
Мальчик одел пальто и шапку - паронимы
-
В течение часа абонемент был занят - паронимы (абонент)
-
Мы приобрели абонент на цикл концертов - паронимы (абонемент)
-
Этика - наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве - паронимы (эстетика)
-
Ученые-генетики исследуют законы наследия - паронимы (наследственности)
-
Мне не понравился фамильный тон обращения - паронимы (фамильярный)
-
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария - паронимы (парламентера)
6. Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых недочетов
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант
І вариант
-
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
-
На площади возвышалось очень громадное здание.
-
Шалуны обо всем признались.
-
Оплатите за проезд.
-
Я изучаю народный фольклор.
-
Не ложите вещи на диван.
-
Это был памятник Тараса Шевченко.
-
Мы пришли с магазина.
-
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
-
Саша пошел до терапевта.
-
Директор должен быть строгим и справедливым человеком.
-
Мама послала Витю по термос.
-
За этот случай мне рассказала Оля.
-
Оглянуться вперед.
-
Преклонить голову.
-
Склонить колени.
-
Одержать поражение.
-
Ихний сад находится за речкой.
-
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга.
-
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
-
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
ІІ вариант
-
Можно спросить вопрос?
-
Вернуться обратно.
-
Упал вниз.
-
Он хотит со мной дружить.
-
Он говорил, жестикулируя руками.
-
Работали молча, без слов.
-
В мае месяце закончится подписка на журнал.
-
Планы на будущее у меня огромные.
-
Маме и сестре я привез из Лондона памятные сувениры.
-
Ведущий лидер у нас Юра.
-
Мама купила на рынке двух курей.
-
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.
-
В кабинете литературы на стене висят великие писатели.
-
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.
-
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.
-
Мама приехала с Киева.
-
Вороны делают свои гнезда на деревьях.
-
Я вернулся со школы поздно.
-
Рыбу он слаживал под себя.
-
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.
-
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.
IV. Подведение итогов урока