Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»

"Выдержка из материала: Тема урока: Практикум по устранению недостатков речи  "Ход урока I. Организационный момент II. Объявление темы и цели урока III. Работа над темой урока "2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально) Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант. Убольшить на три (увеличить) – словообразовательная ошибка Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол – одержу победу) Они хочут пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока Практикум по устранению недостатков речи

Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и речевых ошибок и причины их появления в речи

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока

III. Работа над темой урока

1. Работа над понятиями

Грамматические ошибки - отклонение от грамматических норм (неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения).

Грамматические ошибки

/ ! \

словообразовательные морфологические синтаксические

ошибки ошибки ошибки

Комсомольцы - освоители Много время Они о чем-то смеются

целины (ошибка в форме сущ.) (над чем-то)

(образовано по модели Он более умнее Молодежь работают

покорить - покоритель) (две формы сравнит. (работает)

степени прилагат.)

Ихние привычки

(просторечная форма

местоимения)

Они хочут

Он ложит вещи

(ненормативное

образование

глагола)

2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально)

Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант.

  • Убольшить на три (увеличить) - словообразовательная ошибка

  • У меня много свободного время (времени) - морфологическая ошибка (сущ. на -мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)

  • Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) - морфолог. ошибка (неправильно образована сравнительная степень прилагательного)

  • Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) - морфолог. ошибка (две формы сравнит. степени - простая и составная)

  • Ихние привычки меня раздражают - морфолог. ошибка (просторечная форма местоимения)

  • Он должен за ее бороться - морфолог. ошибка (местоимение без Н)

  • Я сегодня победю обязательно - морфолог. ошибка (недостаточный глагол - одержу победу)

  • Они хочут прийти в пять - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

  • Не ложи вещи на стол - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

  • Надо покласть книги в шкаф - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

  • Буду убираться в классе - морфолог. ошибка (без -ся)

  • Мое фамилие - морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)

  • Он хотит пойти с нами - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

  • Не ложите руки на стол - морфолог. ошибка (не нормативное образование глагола)

  • Куда ложить тетрадь? - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

  • Покладите на стол - морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

  • У меня много делов - морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ. ср. р. в Р.п. мн. ч. - образовано так, как сущ. м.р.)

  • Много курей - морфолог. ошибка (кур)

  • Описывают о школьном музее - синтаксическая ошибка (нужен В.п. - описывают школьный музей)

  • Они о чем-то смеются - синтаксическая ошибка (нужен Т.п. - над чем-то)

  • Жажда к славе - синтаксическая ошибка (нужен Р.п. - жажда славы)

  • Молодежь самоотверженно работают на стройке - синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)

  • Описывать о природе - синтаксическая ошибка (нужен В.п. - описывать природу)

  • Интересоваться о путешествиях - синтаксическая ошибка (нужен Т.п. - интересоваться путешествиями)

  • Коснуться до проводов - синтаксическая ошибка (не нужен предлог)

  • Прийти со школы - синтаксическая ошибка (из школы)

  • Вернуться из прогулки - синтаксическая ошибка (с прогулки)

  • Я с мамой ездили к бабушке - синтаксическая ошибка (глагол должен быть в форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)

  • Больной попросил сестру налить себе воды - синтаксическая ошибка (неоправданное употребление возвратного местоимения - двойственно прочтение просьбы: налить воды больному или сестре?)

  • Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел - синтаксическая ошибка (употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел - генерал или мальчик?)

  • После обеда друзья уселись за стол с трубками - синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья с трубками или стол с трубками?)

  • Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он бы не выдержал - синтаксическая ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)

  • Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой - синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)

  • Я видел детей с шарами. Они были красные и желтые - синтаксическая ошибка (дети или шары?)

  • Миша увидел ежа. Он испугался - синтаксическая ошибка (Миша или еж?)

3. Вопросы к учащимся

1. Дайте понятие грамматической ошибки.

2. Назовите типы грамматических ошибок.

3. Причины появления грамматических ошибок?






4. Работа над понятиями

Речевые недочеты - неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи (69% всех ошибок).

Речевые недочеты

/ \

семантические стилистические

- употребление слов в - употребление слов иного

несвойственном ему стиля

значении - неуместное употребление

- смешение паронимов употребление эмоционально-

- нарушение лексической экспрессивной лексики

сочетаемости слов - неуместное употребление

- плеоназм диалектных или

- тавтология просторечных слов

- употребление штампов - смешение лексики разных эпох

  • Плеоназм - употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).

  • Тавтология - употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный ствол, преграды преграждают).

  • Паронимы - слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи одно вместо другого (представился - назвал свое имя, преставился - умер).

5. Практикум по устранению речевых недочетов (фронтально)

  • Троекуров был роскошный помещик - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)

  • Он вошел, поддерживая шпагу - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: придерживая)

  • На мальчике была ободранная рубаха - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: изодранная)

  • Мальчик сделал подвиг - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: совершил)

  • Он попал в несчастье - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: попал в беду - случилось несчастье)

  • Остапа поймали в плен - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взяли)

  • Эта шкатулка самодельной работы - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: ручной)

  • Взрывательной волной выбило стекла в окнах - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)

  • Ребята строят снежную бабу - семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: лепят)

  • В саду собирают яблоки, фрукты, груши - семантическая ошибка (обобщающее слово)

  • Все люди и дети идут на площадь - семантическая ошибка (дети тоже люди)

  • По площади шли офицеры и моряки - семантическая ошибка (среди моряков тоже есть офицеры)

  • Кругом желтеют желтые одуванчики - тавтология

  • Ночь переночевали в лесу - тавтология

  • Журавль клювом клюнул мальчика - тавтология

  • Все люди празднуют этот праздник - тавтология

  • У ворот стоял пожилой старик - плеоназм

  • По улице бежал молодой щенок - плеоназм

  • В сентябре месяце мы приедем к вам в гости - плеоназм

  • На ветке сидели пернатые птицы - плеоназм

  • Саша промахнулся мимо - плеоназм

  • Всадник одел шинель - паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)

  • Мальчик одел пальто и шапку - паронимы

  • В течение часа абонемент был занят - паронимы (абонент)

  • Мы приобрели абонент на цикл концертов - паронимы (абонемент)

  • Этика - наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве - паронимы (эстетика)

  • Ученые-генетики исследуют законы наследия - паронимы (наследственности)

  • Мне не понравился фамильный тон обращения - паронимы (фамильярный)

  • Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария - паронимы (парламентера)

6. Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых недочетов

Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант

І вариант

  • Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.

  • На площади возвышалось очень громадное здание.

  • Шалуны обо всем признались.

  • Оплатите за проезд.

  • Я изучаю народный фольклор.

  • Не ложите вещи на диван.

  • Это был памятник Тараса Шевченко.

  • Мы пришли с магазина.

  • Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.

  • Саша пошел до терапевта.

  • Директор должен быть строгим и справедливым человеком.

  • Мама послала Витю по термос.

  • За этот случай мне рассказала Оля.

  • Оглянуться вперед.

  • Преклонить голову.

  • Склонить колени.

  • Одержать поражение.

  • Ихний сад находится за речкой.

  • Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга.

  • Футболисты сегодня ушли с поля без голов.

  • Многие животные в пустыне бросаются в спячку.

ІІ вариант

  • Можно спросить вопрос?

  • Вернуться обратно.

  • Упал вниз.

  • Он хотит со мной дружить.

  • Он говорил, жестикулируя руками.

  • Работали молча, без слов.

  • В мае месяце закончится подписка на журнал.

  • Планы на будущее у меня огромные.

  • Маме и сестре я привез из Лондона памятные сувениры.

  • Ведущий лидер у нас Юра.

  • Мама купила на рынке двух курей.

  • Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.

  • В кабинете литературы на стене висят великие писатели.

  • Сережа сказал, что я приду к вам вечером.

  • Я пью чай с лимоном и с удовольствием.

  • Мама приехала с Киева.

  • Вороны делают свои гнезда на деревьях.

  • Я вернулся со школы поздно.

  • Рыбу он слаживал под себя.

  • Я несколько раз рассказывал этот рассказ.

  • Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.

IV. Подведение итогов урока

Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»

© 2010-2022