Повторение по теме Имя существительное

Отдел образования Сосновоборского района Пензенской области Принято Утверждено решением педагогического приказом директора школы совета Протокол №9 от 30.08.2013 №70 от 01.09.2013 ______Каримова И.К. Тематическое планирование по предмету «Литература» для 5 класса МБОУ СОШ села Индерка на 2013-2014 учебный год Составил: учитель русского языка и литературы Акчурина Анжела Замировна 2013 Пояснительная записка Тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС второго поколения(Приложение 1) на 2013-2014 учебный год № урока Тема урока Кол-во часов Наме- ченная дата Дата про- веде- ния 1 Литература как искусство слова 1 Фольклор 16 2 Загадки 1 3 Пословицы и поговорки 1 4-5 «Лиса и дрозд» 2 6-8 «Перышко Финиста — Ясна сокола» 3 9-10 «Ванюшка и царевна» 2 ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Цель урока:

1. Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Имя существительное как части речи», научить анализировать текст.

2. Развивающая: Создать положительную мотивацию на уроке; вовлечь класс в активный процесс познания; обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в приобретении знаний; развить воображение.

3. Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся.

На доске: эпиграф урока.

Знания должны увеличиваться с добротой

Фазиль Искандер

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (слайд № 1)

Ребята, представьте, что мы снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаются на землю. Сначала опускаются маленькие, хрупкие (сели девочки), затем побольше. Все оказались на земле. Тихо кругом. Наступает звёздная ночь. Но с восходом солнца начали просыпаться. Они обрадовались утру, улыбнулись солнцу и сказали: «С добрым утром!»

Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодня день нам принесёт всем радость общения друг с другом.

--- Напишем число

 -- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).

-- Какие ключевые слова можете выделить?

-- Словами какой части речи они являются? (Именами сущ.)

II. Объявление темы урока, определение его целей. (слайд № 2)

 О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

( Совместное определение целей)

Итак, мы подошли к нашей теме: «Имя существительное» Мы много знаем об этой части речи, поэтому сегодня наша задача - повторить изученное в 5-ом классе по этой теме, а на следующих уроках мы будем узнавать новое о существительном.

Мы будем повторять, обобщать знания по теме «Имя существительное».

А теперь запишите тему нашего урока.

 Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).

 Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).

1) Я думаю, что каждому из нас нужно очень старательно учиться, чтобы получить знания. Без знаний ни шофёру, ни лётчику невозможно быть хорошим работником. Хороший человек - всегда добрый.

У: Правильно. Добросовестно относиться к учёбе это тоже доброе дело

2) По-моему, в школе мы постоянно, из года в год получаем знания. И когда мы учимся в школе, когда растём нам надо работать над собой каждый день: укреплять здоровье, заниматься спортом, помогать старшим. Я думаю, если ты можешь работать над собой, постоянно совершаешь добрые дела ты обязательно станешь хорошим, добрым.

Молодец,

 У: На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).

III. А что такое доброта? Чтение 2-3 мини-сочинений.

1) Это, по-моему, когда человек добрый, хороший, всем помогает.

У: Хорошо. А как ты думаешь ….

2) Я думаю, когда все ребята в классе дружные, заботятся друг о друге. Это тоже доброта.

3) Мне, например, очень хорошо, когда обо мне заботятся. Я чувствую, что маме тоже нравится, когда я ей помогаю, забочусь.

У: Молодец! Хорошая мысль.

Доброта - это самое нужное, самое нравственное качество человека.

Доброта -на родном языке как звучит Яхшылык эшляю

IV. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. (слайд № 4)

 Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

Найдите имена существительные в данном предложении.

V. Работа по теме урока.

 Найдите имена существительные в данном предложении.

VI.

 Что же мы знаем об имени существительном?

1. Составление кластера (слайд № 5)

 Используя кластер, составьте связный рассказ об имени существительном.

2. Повторение морфологического разбора имени существительного.

3. Морфологический разбор слова «с добротой»,

4. Подберите однокоренные слова с корнем добр- (устно).

( ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРО, ДОБРОТА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРЫЙ)

5. Найдите слова приветствия со словом ДОБРЫЙ

(доброе утро, Добрый день, добрый вечер, мы часто говорим ДОБрого здоровья вам)

VII. Физминутка. (слайд № 6)

А теперь немножко отдохнём

VIII. Работа с текстом. (Слайд № 7)

А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд - неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.

Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске - удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)

 Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.

 Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). (Слайд № 8)

 Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, заботится о ней, сопереживает ей). (Слайд № 9)

 Как вы это поняли?

 Собаку он называет - собачкой, коляску для неё -колясочкой

(Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). (Слайд № 10-11)

IX. Самостоятельная работа.

1) Выпишите из текста собственные имена существительные.

_______________________________________________________________

2) Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.

Одушевлённые___________________________________________________

Неодушевлённые_________________________________________________

X. Итог урока. Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?

Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.

Доброта-это божий дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот божий дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята!Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни

А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Марк Лисянский

XI. Задание на дом: 1 группа - подобрать и выучить пословицы о доброте.

2 группа - подобрать 3 высказывания и выучить наизусть

3 группа - написать мини-сочинение «Доброта - это….»

Рефлексия. Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово - тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Дружба

Сильная, сплочённая.

Дружить, выручать, не предавать.

Никогда не оставлять друга в беде.

Верность.

Друзья

Верные, надёжные.

Помогут, спасут, подскажут.

Никогда не подведут товарища.

Опора.



  1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? (Имя существительное)

Имя существительное: Имя существительное - самая существенная часть речи. А помните ли вы, что почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

  1. Имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые)

  2. Непостоянный грамматический признак имени существительного. (Падеж)

  3. Изменение имени существительного по падежам называется … (Склонение)

  4. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим)

  5. Постоянный грамматический признак имени существительного (Род)

  6. Орфоэпическая разминка (слайд 6). Расставьте ударение в словах: алфавит, диалог, документ, километр, партер, шофёр, щавель, эпиграф.

  7. Распределите существительные в 2 столбика: одушевленные, неодушевленные.

  8. Кукла, книга, собака, газета, сестра, звезда, стол, Катя, поле, армия, медведь, облако, корова, красота, орёл, мертвец.

  9. Поставьте имена существительные в форму множественного числа, расставьте ударение: инженер, квартал, торт, шофёр, доктор, слесарь (слайд 8).

  10. (У доски работает один ребенок, после выполнения задания появляется проверка).

  11. Расставьте знаки препинания и надпишите над несклоняемыми существительными род.

  12. (слайд 9) (У доски работает один ребёнок)

  13. - Как мы определяем род несклоняемых имен существительных?

  14. - Смотрите, а кто это нас здесь поджидает? Умница, тихоня, задира, выскочка, забияка, невежа, лакомка, плакса. Какого рода эти существительные? Почему они так называются?

  15. - Ребята, для нас с вами кто- то оставил послание, давайте его прочитаем (слайд 11)- наша задача выписать имена существительные, в которых не является частью слова. Выполняем самостоятельно, (взаимопроверка, ребята меняются тетрадями).

  16. Слайд 12-

  17. 1. Спишите.

  18. Старуха сидит под окошком,
    На чём свет стоит мужа ругает:
    «Дурачина ты, прямой простофиля!
    Выпросил, простофиля, избу!»

  19. 2. Произведите разбор 3 имен существительных.

  20. 3. Найдите в тексте обращение, составьте схему предложения.

  21. 3. Подведение итогов урока



© 2010-2022