- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Повторение по теме Имя существительное
Повторение по теме Имя существительное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акчурина А.З. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Цель урока:
1. Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Имя существительное как части речи», научить анализировать текст.
2. Развивающая: Создать положительную мотивацию на уроке; вовлечь класс в активный процесс познания; обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в приобретении знаний; развить воображение.
3. Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся.
На доске: эпиграф урока.
Знания должны увеличиваться с добротой
Фазиль Искандер
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (слайд № 1)
Ребята, представьте, что мы снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаются на землю. Сначала опускаются маленькие, хрупкие (сели девочки), затем побольше. Все оказались на земле. Тихо кругом. Наступает звёздная ночь. Но с восходом солнца начали просыпаться. Они обрадовались утру, улыбнулись солнцу и сказали: «С добрым утром!»
Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодня день нам принесёт всем радость общения друг с другом.
--- Напишем число
-- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).
-- Какие ключевые слова можете выделить?
-- Словами какой части речи они являются? (Именами сущ.)
II. Объявление темы урока, определение его целей. (слайд № 2)
О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?
( Совместное определение целей)
Итак, мы подошли к нашей теме: «Имя существительное» Мы много знаем об этой части речи, поэтому сегодня наша задача - повторить изученное в 5-ом классе по этой теме, а на следующих уроках мы будем узнавать новое о существительном.
Мы будем повторять, обобщать знания по теме «Имя существительное».
А теперь запишите тему нашего урока.
Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).
Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
1) Я думаю, что каждому из нас нужно очень старательно учиться, чтобы получить знания. Без знаний ни шофёру, ни лётчику невозможно быть хорошим работником. Хороший человек - всегда добрый.
У: Правильно. Добросовестно относиться к учёбе это тоже доброе дело
2) По-моему, в школе мы постоянно, из года в год получаем знания. И когда мы учимся в школе, когда растём нам надо работать над собой каждый день: укреплять здоровье, заниматься спортом, помогать старшим. Я думаю, если ты можешь работать над собой, постоянно совершаешь добрые дела ты обязательно станешь хорошим, добрым.
Молодец,
У: На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
III. А что такое доброта? Чтение 2-3 мини-сочинений.
1) Это, по-моему, когда человек добрый, хороший, всем помогает.
У: Хорошо. А как ты думаешь ….
2) Я думаю, когда все ребята в классе дружные, заботятся друг о друге. Это тоже доброта.
3) Мне, например, очень хорошо, когда обо мне заботятся. Я чувствую, что маме тоже нравится, когда я ей помогаю, забочусь.
У: Молодец! Хорошая мысль.
Доброта - это самое нужное, самое нравственное качество человека.
Доброта -на родном языке как звучит Яхшылык эшляю
IV. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. (слайд № 4)
Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Найдите имена существительные в данном предложении.
V. Работа по теме урока.
Найдите имена существительные в данном предложении.
VI.
Что же мы знаем об имени существительном?
1. Составление кластера (слайд № 5)
Используя кластер, составьте связный рассказ об имени существительном.
2. Повторение морфологического разбора имени существительного.
3. Морфологический разбор слова «с добротой»,
4. Подберите однокоренные слова с корнем добр- (устно).
( ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРО, ДОБРОТА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРЫЙ)
5. Найдите слова приветствия со словом ДОБРЫЙ
(доброе утро, Добрый день, добрый вечер, мы часто говорим ДОБрого здоровья вам)
VII. Физминутка. (слайд № 6)
А теперь немножко отдохнём
VIII. Работа с текстом. (Слайд № 7)
А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд - неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске - удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)
Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). (Слайд № 8)
Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, заботится о ней, сопереживает ей). (Слайд № 9)
Как вы это поняли?
Собаку он называет - собачкой, коляску для неё -колясочкой
(Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). (Слайд № 10-11)
IX. Самостоятельная работа.
1) Выпишите из текста собственные имена существительные.
_______________________________________________________________
2) Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.
Одушевлённые___________________________________________________
Неодушевлённые_________________________________________________
X. Итог урока. Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.
Доброта-это божий дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот божий дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята!Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни
А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский
XI. Задание на дом: 1 группа - подобрать и выучить пословицы о доброте.
2 группа - подобрать 3 высказывания и выучить наизусть
3 группа - написать мини-сочинение «Доброта - это….»
Рефлексия. Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению.
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово - тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Дружба
Сильная, сплочённая.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.
Друзья
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.
-
Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? (Имя существительное)
Имя существительное: Имя существительное - самая существенная часть речи. А помните ли вы, что почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.
-
Имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые)
-
Непостоянный грамматический признак имени существительного. (Падеж)
-
Изменение имени существительного по падежам называется … (Склонение)
-
Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим)
-
Постоянный грамматический признак имени существительного (Род)
-
Орфоэпическая разминка (слайд 6). Расставьте ударение в словах: алфавит, диалог, документ, километр, партер, шофёр, щавель, эпиграф.
-
Распределите существительные в 2 столбика: одушевленные, неодушевленные.
-
Кукла, книга, собака, газета, сестра, звезда, стол, Катя, поле, армия, медведь, облако, корова, красота, орёл, мертвец.
-
Поставьте имена существительные в форму множественного числа, расставьте ударение: инженер, квартал, торт, шофёр, доктор, слесарь (слайд 8).
-
(У доски работает один ребенок, после выполнения задания появляется проверка).
-
Расставьте знаки препинания и надпишите над несклоняемыми существительными род.
-
(слайд 9) (У доски работает один ребёнок)
-
- Как мы определяем род несклоняемых имен существительных?
-
- Смотрите, а кто это нас здесь поджидает? Умница, тихоня, задира, выскочка, забияка, невежа, лакомка, плакса. Какого рода эти существительные? Почему они так называются?
-
- Ребята, для нас с вами кто- то оставил послание, давайте его прочитаем (слайд 11)- наша задача выписать имена существительные, в которых не является частью слова. Выполняем самостоятельно, (взаимопроверка, ребята меняются тетрадями).
-
Слайд 12-
-
1. Спишите.
-
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!» -
2. Произведите разбор 3 имен существительных.
-
3. Найдите в тексте обращение, составьте схему предложения.
-
3. Подведение итогов урока