Глагол - как часть речи

Глагол - как часть речи Цели: 1. ознакомить учащихся с глаголом как часть речи, дать понятие глагол, что он означает, на какие вопросы отвечает и как изменяется. 2. сформировать умение находить глаголы, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль. 3. способствовать формированию внимательного прослушивания, любовь к русскому языку   Ход урока. 1. Слово учителя. - Здравствуйте!   Ребята, какие части речи вы уже изучили в этом году? (существительное   и прилагательное). Сегодня на уроке познакомимся еще с одной частью речи.  А что это за часть речи мы узнаем, когда отгадаем загадку...   Я свою задачу вижу в том, чтоб сказать о действии любом, и счастливый мой удел таков- В речи быть одним из главных слов.   Кто догадался, что это за часть речи?   (глагол) А теперь послушайте внимательно рассказ и попробуйте догадаться, о ком этот рассказ.   Зачитываю рассказ.....  Мы начинаем наш репортаж. Судья вбрасывает тапок на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает тапок у Фы. Зе несётся наперерез сопернику и перехватывает тапок из его рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ай оказывает ему помощь: перевязывает коленку. Вратарь Ши волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник Ца охает и пропускает тапок. Болельщики апплодируют и кричат. Счёт – 1 : 0 в пользу жёлтомордиков. Игроки выстр...    - Дядюшка глагол, а где же ваша газета? – спросил Женька, как только они вышли со стадиона имени известного чемпиона И. Козявкина. – Посмотрите, может быть, там ещё что-то интересное написано.    - Там про зоопарк написано! – сказала Юлька. – Я видела. Вот смотрите. – Она взяла у Глагола газету и прочитала вслух: - «В зоопарк имени Самого Ушастого Слонёнка Вити привезли новое, ещё никому неизвестное животное огромных размеров. Приходите! Поглядите!»        В зоопарке их встретила девица на высоких каблуках и с длинными ресницами.    - Я экскурсовод, - сказала она, - моя фамилия Штучкина. Я вам буду наших животных показывать. Только их сейчас в клетках нету. Их на гостроли увезли, на север, северным людям показывать. Поэтому экскурсия у нас будет такая: я вас буду к клетке подводить и рассказывать, ЧТО это животное ДЕЛАЕТ. А вы будете по глаголам угадывать, кто это , и данного зверя себе представлять.    ЗВЕРЬ №1. Каркает. Летает, ворует всё блестящее?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глагол - как часть речи

Цели:

1. ознакомить учащихся с глаголом как часть речи, дать понятие глагол, что он означает, на какие вопросы отвечает и как изменяется.

2. сформировать умение находить глаголы, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль.

3. способствовать формированию внимательного прослушивания, любовь к русскому языку

Ход урока.

1. Слово учителя.

- Здравствуйте! Ребята, какие части речи вы уже изучили в этом году? (существительное и прилагательное).

Сегодня на уроке познакомимся еще с одной частью речи. А что это за часть речи мы узнаем, когда отгадаем загадку...

Я свою задачу вижу в том,

чтоб сказать о действии любом,

и счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

Кто догадался, что это за часть речи? (глагол)

А теперь послушайте внимательно рассказ и попробуйте догадаться, о ком этот рассказ.

Зачитываю рассказ.....

Мы начинаем наш репортаж. Судья вбрасывает тапок на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает тапок у Фы. Зе несётся наперерез сопернику и перехватывает тапок из его рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ай оказывает ему помощь: перевязывает коленку. Вратарь Ши волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник Ца охает и пропускает тапок. Болельщики апплодируют и кричат. Счёт - 1 : 0 в пользу жёлтомордиков. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается. На этом мы прощаемся с вами. До новых встреч!

- Дядюшка глагол, а где же ваша газета? - спросил Женька, как только они вышли со стадиона имени известного чемпиона И. Козявкина. - Посмотрите, может быть, там ещё что-то интересное написано.

- Там про зоопарк написано! - сказала Юлька. - Я видела. Вот смотрите. - Она взяла у Глагола газету и прочитала вслух: - «В зоопарк имени Самого Ушастого Слонёнка Вити привезли новое, ещё никому неизвестное животное огромных размеров. Приходите! Поглядите!»

В зоопарке их встретила девица на высоких каблуках и с длинными ресницами.

- Я экскурсовод, - сказала она, - моя фамилия Штучкина. Я вам буду наших животных показывать. Только их сейчас в клетках нету. Их на гостроли увезли, на север, северным людям показывать. Поэтому экскурсия у нас будет такая: я вас буду к клетке подводить и рассказывать, ЧТО это животное ДЕЛАЕТ. А вы будете по глаголам угадывать, кто это , и данного зверя себе представлять.

ЗВЕРЬ №1. Каркает. Летает, ворует всё блестящее?

ЗВЕРЬ №2. Шипит, ползает, извивается?

ЗВЕРЬ №3. Хрюкает, чавкает. Валяется в грязи?

ЗВЕРЬ №4. Мяукает, вылизывается, лакает молоко?

ЗВЕРЬ №5. Гавкает, кусается, играется?

ЗВЕРЬ №6. Кричит, топает, свистит, кувыркается, толкается, плюётся.(только этот зверь ещё не известный)

- Уж не знаю, как выглядит этот ужасный зверь, - сказала Катя, - но то, что он плохо себя ведёт, сразу видно

- Наш Женька иногда бывает похож на этого зверя, - съязвила Юлька. - Да, Евгений?

Но Женька почему то ничего не ответил. И тут все поняли, что он просто спит на ходу. (Ещё бы! Он ведь пол ночи воевал с комаром!) И тогда учительница-фея присела на лавку и взяла его на руки.

- Светлана Даниловна, что-то я спать хочу, - пожаловался Женька. - Расскажите мне что-нибудь перед сном, вы ведь много сказок знаете. Я даже могу глаза закрыть, когда вы будете рассказывать.

- Хорошо. Только давай договоримся так: когда в сказке встретится глагол, ты открывай правый глаз. Ладно?

- А можно левый?

- Можно….

- О ком этот рассказ? при помощи какой части речи составлен этот рассказ? (глагол)

Ребята, посмотрите, при помощи глаголов можно составлять шуточные рассказы, можно передавать различные виды информации.

В современном языке с помощью только глагола можно сделать все. Ведь глагол- это движения, действия, а значит и жизнь.

2. -Итак, что же такое глагол, кто сможет дать определение?

-на какие вопросы он отвечает?

-что обозначает глагол?

А сейчас запишем четверостишие и найдем в нем глаголы. ( 1 ученик у доски, остальные в тетрадях)

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли,

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Задание: найти глаголы, задать к ним вопросы.

Ребята, обратите внимание на глагол улетели. В каком времени совершается действии?( уже произошло- в прошедшем)

-а как будет в настоящем времени?- улетают

в будущем- улетят

Значит, какой мы можем делать вывод? как изменяются глаголы? ( глаголы изменяются по временам. бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени).

Глагол улетели -какое число? (пр. вр., мн. ч)

А как будет в единственном? Он улетел. Посмотрите, журавль - он-м.р. - улетел, а если сорока? (она улетела) Облако - улетело - ср. р

- Какой вывод делаем? как изменяется глагол в прошедшем времени? ( глагол в прошедшем времени изменяется по родам и числам)

3. А теперь запишем предложение.

Журавли улетели на юг.

( предложение повеств., невоскл., прост., двусост., рапр.)

Сделаем синтаксический разбор предложения.

Чем выражено сказуемое? Какой частью речи? (глагол)

Значит, глагол в предложении обычно бывает сказуемым.

В каком времени глагол? (прошедшем) Число? (мн. ч)

Ребята, а подлежащее в этом предложении в каком числе? (тоже во мн.ч.)

Значит, сказуемое согласуется с подлежащим.

4. Запишем еще одно предложение, подчеркнем в нем подлежащее и сказуемое.

Мяч упал на пол.

Еще укажите время сказуемого. Подлежащее в каком числе стоит? (ед.ч.)

а сказуемое? (ед.ч)

укажите род подлежащего (м.р.)

а у сказуемого? (м.р.)

В чем согласуются подлежащее и сказуемое? (в этом предложении подлежащее и сказуемое согласуются в роде и числе)

5. Слуховой диктант.

Я зачитываю пословицы, вы внимательно слушаете, находите глаголы и записывайте их в тетради. Указываем число, время, лицо и род.

Смелость города берет. Задрал нос - и кочергой не достанешь. Труд человека кормит, а лень-портит.

6. Загадываю загадки, а из отгадок составляем предложения.

Сидит-зеленеет,

Летит-пожелтеет,

Падет-почернеет.

(Лист)

Светит, а не греет. (Месяц)

Летит-говорит,

а сядет-молчит.

(Оса)

Летит-воет,

упал-землю роет

(Снаряд)

В предложении: синтаксический разбор, указать чем является глагол.

7. Выводы.

Итак, ребята, какую же синтаксическую роль выполняет глагол в предложении? какаим членом бывает?

8. Домашнее задание.





© 2010-2022