Урок литературы в 7 классе по повести М. Горького «Детство»

Произведения Горького помогают учащимся понять закономерность происходивших событий, вооружают их правильным пониманием современной действительности, умением заглянуть в будущее. На его произведениях можно воспитывать у учащихся чувство интернационализма. По ныне действующим программам учащиеся знакомятся с творчеством Горького на разных этапах обучения. Учитель-словесник должен продумать всю систему работы в школе над изучением жизненного и творческого пути Горького. Цель данной работы – найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся к литературе и изучению творчества Горького. Объектом исследования является часть учебно-воспитательного процесса и внеклассная работа, связанные с изучением творчества Горького. Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление знаний о творчестве Горького, на развитие способностей познавательного интереса. В работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики, учебно-методических документов; систематизация и обобщение полученных результатов и выводов; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок литературы в 7 классе по повести М. Горького «Детство»

Тема: Две жизненные правды в повести М. Горького «Детство»

Цель:

Образовательная - способствовать обучению характеристике героев; работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая - развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.

Воспитательная - воспитывать внимательное отношение к слову; умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.


Ход урока.

…она стала на всю жизнь другом,

самым близким сердцу моему,

самым понятным и

дорогим человеком…


…я сразу почуял в нём врага.

М. Горький

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, постановка целей урока.

--- Сегодня на уроке мы вместе с Алешей постараемся понять:

-какие они: дед и бабушка?

-что они несут в мир?

-по каким законам живут?

-и какие уроки жизни дают мальчику?

3. «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».

- О ком эти строки?

-Какой её видел Алёша?

4. Портрет бабушки. (Читает ученик с. 109-110)

-Какие художественные приёмы использует автор при описании бабушки?

Эпитеты:…….

Сравнения:…….

- А была ли бабушка красива? (Внешне: нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце)

- За что же Алёша её любил? (Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри - через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»)

5. «Пляска бабушки» (Выразительное чтение) - Читает ученик

6. Сочинение «Бабушка» по повести «Детство» - Читает ученик.

7. Есть ли развернутый портрет деда? (Нет. …стр. 111. читает ученик)

- Какое возникло у Алеши к нему отношение?

(Неприязнь. Стр.112 - читает ученик)

- Когда неприязнь ощутилась особенно остро?

(После наказания.)

8. Рисунок «Наказание»

-Что вы видите? (В центре скамейки беспомощная фигура Алеши. Мы видим неумолимо занесенную руку деда с розгой. Удара избежать невозможно. Окаменевшую от ужаса мать. Рисунок - страшная действительность дома Кашириных)

- Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? (Алеша повзрослел и стал особенно чуток ко всякой боли и обиде) с.121 -читает ученик.

9. Фотография «Дом Кашириных»

- В Нижнем Новгороде - это дом - музей. В доме сохранилась подлинная обстановка того времени, все предметы быта. Особенно удивляет посетителей то, что на кухне в деревянном ушате мокнут розги (прутики) для порки провинившихся.

10. Инсценирование сцены «Учеба Алеши».

- К кому из семьи Кашириных, кроме бабушки, у Алёши сохранились теплые воспоминания?

(Цыганок. Он принимал «ненужную боль»)

11. Сочинение «Цыганок» (Читает ученик)

12. Сравнительная характеристика (Обсуждение учащихся)

Бабушка

Дед

На пожаре

Не теряет самообладания, собранная, решительная, рискует жизнью, заботится о других

Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал, суетился, обвинял других.

- Образ бабушки - один из самых смелых и сильных образов в нашей литературе. Поэт Некрасов о таких женщинах писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

- Пожар - не самое страшное испытание, ведь судьба пошлет героям разорение и нищету.

- Как восприняли герои это бедствие?

Разорение

Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями. «Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!»

Стал злым, жадным, жалким, беспомощным, ничтожным.

13. - Вернёмся к теме урока: «Две жизненные правды в повести «Детство».

- Почему бабушка и дед такие разные? - Каковы их жизненные правды?

Бабушка - любовь к людям, щедрость Дед - У деда своя жизненная правда.

и терпение, вера в Бога. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся

за жизнь.

-Но что-то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил?

(1. Родной бьет - это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 -зачитывает ученик.

Дед жалуется? (Нет)

2. В чем смысл его слов?

(Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий).

3. Дед не любил доносчиков! «Донос - не оправданье! Доносчику первый кнут!»

14. Вывод. Человек - у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

15.Итог урока. Повесть «Детство» - автобиографическая повесть.

-А что для вас значит детство?

ДЕТСТВО

Обращение к высказываниям писателей о поре детства.

Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что дает ему право взяться за перо».

16. Домашнее задание: кроссворд.

© 2010-2022