Урок-исследование по русскому языку по теме «Разносклоняемые существительные»

Структура данного урока соответствует этапам урока-исследования. В самой теме «Разносклоняемые существительные» заложено противоречие между знанием и незнанием, что позволяет создать на уроке проблемную ситуацию, которая воспринимается детьми как личностно значимая, так как вырастает из контекста их собственной деятельности. В рамках ФГОС исследовательский метод способствует формированию УУД школьников: самостоятельно планировать свою работу, самостоятельно ставить учебные задачи, контролироват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разносклоняемые существительные

Урок-исследование в 6 классе (по учебнику М.Т. Баранова)

Цели:

1. Познакомить с понятием разносклоняемые существительные, с особенностями склонения существительных на - мя.

2. Распознавать разносклоняемые существительные в тексте.

3. Развитие исследовательских умений: анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

4. Развитие УУД в рамках ФГОС.

Ход урока.

Встреча с проблемой

1. Актуализация имеющихся знаний и опыта.

Закончить фразу

Склонение - это…..

Существительные относятся к……(могут быть даны разные ответы)

Склонение определяется по….

К 1 склонению относятся….

К 2 склонению относятся….

К 3 склонению……

Далее учитель дает задание.

Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, агрессия, долина, трамвай, сессия, опасность, знамя, вестибюль, фальшь.

Слова спроектированы на экране.

На пути 3 вагона. Объявляется посадка. Кондукторам принять пассажиров согласно билету.

1 вагон: слова 1 склонения

2 вагон: слова 2 склонения

3 вагон: слова 3 склонения.

Учитель: назовите пассажиров 1, 2, 3 вагонов

Учитель: чем руководствовался кондуктор, распределяя существительные по вагонам? Следуют ответы детей.

Создание проблемной ситуации, связанной с затруднением в выполнении действий.

Учитель: Какого пассажира нет в вашем вагоне?

Ответы детей: 1 вагон - знамя

2 вагон - знамя

3 вагон - знамя

Учитель: почему?

Этот вопрос уже вызывает затруднение, озадачивает.

Осознание и формулирование проблемы в форме вопроса.

Ответы детей на вопрос «почему»

1 - у нас существительные ж. р.

2 - у нас ср. р., но окончание О, Е.

3 - у нас ж. р.

Проблему формулируют учащиеся: к какому склонению относится существительное знамя?

Выдвижение предположений.

Дети высказывают предположение, что, возможно, какое-то особое склонение, 1, 2, 3, исключительное, никакое …

Выбор методов исследования.

Учитель: Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения.

Учащиеся: Нужно просклонять.

Проверка предположений.

1 вагон склоняет существительное «долина», «знамя»

2 вагон - «трамвай», «знамя»

3 вагон - «опасность», знамя»

Обмен информацией и организация информации

1 вагон - все окончания разные

2 вагон - окончание «ем» в творительном падеже у существительного трамвай и знамя.

3 вагон - в родительном, дательном, предложных падежах окончание «и».

Учитель: Мы собрали информацию о существительном знамя. Можно ли ответить на поставленный нами вопрос? Учащиеся спорят, сомневаются.

Сопоставление с культурным аналогом.

Учащиеся читают учебник, обмениваются информацией, формулируют выводы, задают вопросы учителю, работают с толковым словарём, составляют варианты схем. (работа им знакома, не вызывает затруднений)

Этап закрепления и применения знаний

Учитель: А теперь проверим наши выводы, написав письмо к другу.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего ….Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает ….И по ботанике заняться изучением… пшеницы, и в конноспортивной секции покачаться в …..То ли они из другого ….. Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном ….

(материал из Интернета)

Формулирование выводов

Учитель предлагает вернуться к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. В какой вагон посадим существительное «знамя»?

Учащиеся предлагают поставить новый вагон, где 11 мест, и назвать его «разносклоняемым».

Рефлексия

1. Удалось ли нам решить проблему?

2. Сформулировать 3 вопроса по данной теме.


Структура данного урока соответствует этапам урока-исследования.

В самой теме «Разносклоняемые существительные» заложено противоречие между знанием и незнанием, что позволяет создать на уроке проблемную ситуацию, которая воспринимается детьми как личностно значимая, так как вырастает из контекста их собственной деятельности.

В рамках ФГОС исследовательский метод способствует формированию УУД школьников: самостоятельно планировать свою работу, самостоятельно ставить учебные задачи, контролировать процесс работы, оценивать её, работать в сотрудничестве, проявлять инициативу.

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещения дух», - так А.С. Пушкин, возможно бы, передал атмосферу урока.



© 2010-2022