Статья Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и внеклассных мероприятиях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.


Современному обществу нужны творческие личности, способные саморазвиваться, самореализовываться, воспитанные в духе уважения к богатому культурному наследию, историческим традициям, общечеловеческим ценностям. Кропотливая и ежедневная работа с учащимися создает условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения, для открытия и развития способностей в разных сферах деятельности.

Регулярно и целенаправленно я веду работу по развитию творческих способностей учащихся через систему уроков литературы, русского языка и внеклассных мероприятий, руководствуясь словами В.А.Сухомлинского: «У каждого человека мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного... В душе у каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Считаю, что учитель должен сам обладать артистическими способностями, чтобы увлечь ребенка, помочь ему окунуться в атмосферу сотрудничества и творчества, активизировать его потенциальные знания. Творческий учитель содействует становлению и проявлению творческой индивидуальности, формирует коммуникативные качества личности, развивает конкурентоспособность учащихся.

Много лет я проработала в Узбекистане, в Ташкенте. С большой любовью и интересом пропагандировала русское слово, русскую литературу, русское искусство. Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности ребят умело, органично использовала на уроках, а также в воспитательных, интеллектуальных, литературных играх, конкурсах, КВН, литературных гостиных. Например, литературная гостиная «Есенин - это вечное» ввела зрителей в мир С. Есенина, познакомила с неизвестными фактами биографии поэта, акцент делался на пребывание его в Средней Азии, на стихи, написанные в Ташкенте, на интерес Есенина к Востоку. Прозвучали замечательные романсы «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» в исполнении одиннадцатиклассниц. Впечатлила зрителей литературная гостиная «Два гения» по творчеству Александра Сергеевича Пушкина и Алишера Навои. Главным в творчестве этих поэтов всегда оставались идеи гуманизма, служение идеалам добра и справедливости. Многое сближает двух гениев мировой литературы: философская трактовка вечных тем, лиризм, красота поэзии. Оба поэта прекрасно понимали значение дружбы народов для мира, что сегодня очень важно. А.Навои писал: «Нет, не дело вражда, в добром мире живите, народы!» Это созвучно поэтическим строкам А.С.Пушкина о том времени, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся». В поэме Навои «Фархад и Ширин» и в романе А.Пушкина «Евгений Онегин» есть два письма влюбленных: Ширин и Фархада, Татьяны и Онегина. Причем, первыми пишут героини. Эти произведения не похожи ни по форме, ни по содержанию, но ясно одно: поэты воспевали Женщину и Мужчину, понимая всю глубину и величие любви. Учащиеся замечательно прочитали эти письма под музыку. Так напримере творчества двух гениальных поэтов показана связь восточной и европейской культур, доказано, что духовность роднит народы и страны. Вызвала большой интерес у зрителей и литературная гостиная «Я вас любил ...» (слайд №2, 3)

Много лет я вела в школе театральную студию «Надежда». С разными возрастными группами поставила спектакли: «Дюймовочка», «Буратино», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Огниво», «Спящая красавица», «Али Баба и сорок разбойников», «Как царь дочку замуж выдавал» (слайд №4), «Очарованный принц». Особо мне запомнился спектакль «Кавказский пленник» по поэме А.С.Пушкина (слайд №5). Сначала хотели показать отрывок из поэмы, но в процессе репетиций родились новые идеи, сцены, декорации, был поставлен черкесский танец, включились новые герои, из городского театра взяты костюмы, и мы решили взять для показа всю поэму. Спектакль имел большой успех, показывали его в школе, на городском семинаре, послу России на мероприятии в Россзарубежцентре.

Особо хочется сказать о многолетнем сотрудничестве с Росзарубежцентром и Русским культурным центром. Сколько проведено интересных встреч, семинаров, олимпиад, конкурсов. Центр награждал отличившихся учителей и детей методическими и наглядными пособиями, книгами, призами, билетами на спектакли в драмтеатр. В 2005 году я приняла участие в конкурсе «Лучший словесник года», организованном посольством России и Росзарубежцентром, стала его лауреатом, награждена поездкой в Санкт-Петербург, получила диплом и сертификат участника конкурса «Лучший учитель русской словесности» среди учителей стран СНГ и Балтии. Поездка дала новые идеи, задумки, повысила мое профессиональное мастерство.

Несколько лет я живу в Калининграде, работаю в замечательном дружном коллективе школы №11, но работу по творческому развитию учащихся не прерываю. Классы я получила сложные, проблемные, от которых отказались другие учителя. Мне, как новенькой, выбирать не приходилось. На первом уроке мои пятиклассники заявили: «С нами никто из учителей не справляется, и вы не справитесь». Когда я поделилась с ними намеченными мероприятиями, они сильно приуныли, опустили головы, многие выражали недовольство со словами: «Нам этого не надо». Я очень удивилась и расстроилась, но руки не опустила.

Моей первой работой стал урок-спектакль в 5В классе «Басни И.А.Крылова». С большим трудом образовалось шесть творческих групп, после моих уговоров, убеждений в работе принял участие весь класс без исключения. Ребята комплексовали, стеснялись, не хотели работать. Начали репетировать и поняли, что нельзя играть плохо - подведут группу, получат низкую зрительскую оценку. Ребята учились говорить в «зал», произносить слова выразительно, артистично, правильно двигаться по сцене. Единство спектакля зависит не только от игры актеров, но и от декораций, оформления, костюмов. Каждая группа представила несколько иллюстраций о своей басне, кто-то сделал газету, родители помогли сделать элементы костюмов. И вот открытый урок-спектакль! Участники показывают свою басню, автор читает мораль, а затем всей группой «защищают» свою басню, говорят о качествах своих героев, которые высмеиваются или поощряются баснописцем. Зрители разбирают игру каждого героя, соглашаются или не соглашаются с выводами, а затем ставят общую оценку всей группе за инсценировку. И так шесть раз! Спектакль показан. Зрителям понравилось исполнение, и это дало ребятам дальнейший стимул для дальнейшей работы. Ребята сделали презентацию, и творческие группы пошли с ней в младшие классы. Рассказали о своих первых шагах, о том, как готовили простые декорации, с какими трудностями столкнулись. (слайды № 6, 7, 8, 9, 10) Эта наша первая творческая работа помогла развить кругозор, обогатить речь, научила радоваться опыту совместной работы и далее успешно выступать на сцене школы и даже города, когда пятиклассники приняли участие в конкурсе «Красный. Желтый. Зеленый» (слайд №11). Наша агитбригада успешно выступила, показала много интересных сценок, песен, частушек. А на школьных мероприятиях «Мисс Осень», Мисс Весна», Новогодний КВН, «А ну-ка мальчики!» мой класс всегда занимал первые места. Замечательно проходят праздники 8 марта, мальчики устраивают веселые розыгрыши, показывают веселые сценки. В школе много лет проводится игра «Путь к успеху», мой класс занимал 1 места по итогам каждой четверти в 5 и 6 классах, за что ежегодно награждался интересными поездками. (слайды №12, 13, 14).

В 6 классе я поставила с этими ребятами спектакль по басне С.В. Михалкова «Лиса и Бобер». Готовили его мы на школьный конкурс «Самая лучшая книга».

Начались репетиции; прошло немного времени, и я заметила, что все отлажено, все в группе взаимодействуют, нет разрозненных, обрывочных действий, каждый понимает, какое занимает место, что должен делать на определенном этапе. Шились костюмы, подбиралась музыка, рисовались декорации. Выступление вызвало много смеха и аплодисментов. В конкурсе мы победили. Затем показали спектакль еще несколько раз, предложили зрителям анкеты, а позже, проанализировав их, учли все пожелания и предложения. (слайды №15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

Расскажу о работе с другими классами. Интересно прошла «Литературная дуэль» по творчеству А.С. Пушкина в 6 Б классе. Мероприятие проводилось в зале, мы постарались воссоздать атмосферу пушкинского времени: свечи, длинные платья, музыка. Игроки, разделившись на две команды, участвовали в интересных конкурсах: «Найди неточность в биографии поэта», «Пушкин в живописи» (участники сравнивали портреты кисти О.Кипренского и В.Тропинина), «Пушкин в музыке» (исполнены романсы «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки, «Я вас любил» А.С.Даргомыжского), показаны инсценировки из повестей Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка». Ребята показали хорошие знания предмета, почувствовали ощущение творческой свободы (слайд №22). Сейчас с 8 классом я готовлю спектакль и проектную работу на школьную конференцию по рассказу А.П.Чехова «Неудача». Рассказ юмористический, веселый. Чехов смеется над человеческими недостатками, над родителями, которые уж очень спешили выдать дочку замуж, да постигла их неудача...

Дайте ребенку возможность осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», на уроках, как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка!

Кардэль Вера Михайловна, учитель русского языка, итературы, живого слова МАОУ СОШ№11 города алининиграда.

© 2010-2022