Конспект урока развития речи

Разработка урока развития речи в 9 классе "Сочинение-рассказ на основе услышанного" поможет учителю подготовить обучающихся к написанию сочинения на актуальную тему о Великой Отечественной войне. В конспете прописана как деятельность учителя, так и обучающихся. Обучение в классе ведется по учебно-методическому комплексу Баранова, Шанского  , но , как я считаю, в учебнике недостаточно материала для уроков развития речи, поэтому я часто обращаюсь к учебнику Никитиной Е.И. Русская речь: Учеб. пособ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 9 классе.

Тема: Сочинение-рассказ на основе услышанного.

Тип урока: Обучающий урок.

Учитель: Чванова Инна Николаевна (учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории филиала МБОУ Ягубовской СОШ - Большеякшенской ООШ Бутурлинского района Нижегородской области)

Цели урока:

1.Обучать детей составлять рассказ на основе услышанного: отбирать материал, обобщать его, составлять план будущего рассказа, редактировать текст.

2. Развивать устную и письменную речь учащихся: написание сочинения публицистического стиля, навыки устного общения.

3. Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к защитникам Родины.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

Сообщает и записывает на доске тему урока.

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, называет отсутствующих.

Слушают. Записывают в тетради по развитию речи дату и тему урока.

  1. Переход к изучению новой темы.

а ) Сообщает цель урока:

9 мая 2005 года исполняется 60 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов этой великой войны, людей, которые на своих плечах вынесли все ее тяготы и подарили нам возможность жить в свободной стране, учиться и созидать на благо Отечества. Наш долг - помнить об этом и передать эту память будущим поколениям. У нас с вами еще есть возможность встретиться с одним из таких людей( это ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец, наш односельчанин Фалитнов Леонид Федорович) и послушать его рассказ о войне. Потом нам предстоит написать сочинение-рассказ на основе услышанного. Рассказ на основе услышанного - это журналистский прием. « Но мы же не журналисты,» - скажете вы. Что ж? Попробуем научиться ими быть. На этом уроке мы поучимся составлять рассказ на основе услышанного.

б ) Повторение.

- Вспомните, что такое композиция?

- Изобразите, пожалуйста, схематически композицию рассказа.


  1. Изучение нового материала.

- Прочитайте теоретический материал на с. 148 в учебнике «Русская речь».

- Почему рассказ начинается с введения?

- Сформулируйте и запишите в тетради функции введения в рассказе.


- В газете была напечатана беседа корреспондента с ветераном Великой отечественной войны- Зинаидой Константиновной Ивановой. Прочитайте ответ Зинаиды Константиновны на один из вопросов корреспондента.

- Каких композиционных частей рассказа не хватает в этом отрывке?

- Прочитайте один из возможных вариантов введения к рассказу.

- Соответствует ли этот вариант введения тому назначению, о котором мы говорили выше? Докажите.

- Что вас поразило в рассказе Зинаиды Константиновны? О чем заставило задуматься?

- Подумайте и ответьте, какой вывод можно сделать из услышанного? Помните, что в этой части вы должны выразить личное отношение к происходящему.



- Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо продумать план. Чтобы написать рассказ на основе услышанного, нам тоже необходимо продумать последовательность своих действий, т.е составить Памятку.

Диктует и записывает на доске первый пункт Памятки.

- Ясна ли вам цель вашей работы?

Диктует и записывает на доске второй

Пункт Памятки.

- Каким образом мы будем собирать материал?

- Прочитайте советы юным журналистам №5 на с. 150. и №5 на с.155. Сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.

-Прочитайте совет №6 на с.155.

Сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.

- О чем вы должны помнить, озаглавливая свой рассказ?

- Прочитайте совет №7 на с. 155 , сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.

- Прочитайте советы №6,7,8 на с. 184 . Сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.

- Данный этап работы предполагает использование прямой речи и диалога. По данным схемам расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге.

А: « П».(!?)

« П, (!?)»-а.

« П, -а, -п.(!?) П, -а .-П.(!?)»

А:

-П.(!?)

- П, -а.(!?)

- П, -а .-П.(!?)

- П, -а, -п.(!?)

- Вы будете писать рассказ на основе услышанного. В каком стиле речи вы будете это делать? Почему?

-Какие средства языка характерны для этого стиля? Воспользуйтесь подсказкой: прочитайте теоретический материал на с. 163 и 165 в учебнике « Русская речь»


  1. Обобщение.

- Ребята, сегодня мы встречаемся с ветераном войны , после этого нам предстоит написать сочинение-рассказ на основе услышанного. Поможет ли вам в работе составленная нами Памятка?

- Ну что ж, в добрый путь, мои дорогие юные журналисты!


  1. Домашнее задание.

Написать сочинение - рассказ на основе услышанного.

Слушают.








Отвечают: композиция- это взаиморасположение частей произведения.

Зарисовывают схему.

Кульминация

Введение-завязка-развязка-заключение

Читают .


Записывают.

Цель введения: подготовить читателя к восприятию рассказа, вызвать интерес.

Функции введения: объясняет, где, как и почему автор узнал о том, что происходит в рассказе.


Читают текст на с. 149.

( см. приложение)

В данном тексте не хватает введения и заключения.

Читают текст на с. 149.

( см. приложение)

Да, соответствует ,т.к. во введении есть ответ на вопрос, где, как, почему автор узнал о происходящем.


Отвечают. Возможный вариант ответа:

Меня поразило то, что Зинаида Константиновна попала на фронт, когда ей было всего 14 лет (меньше, чем мне сейчас), а она сумела преодолеть страх и выполнить задание командира, потому что понимала, что от нее во многом зависит успех операции и жизнь многих людей. Я считаю ее поступок подвигом. И считаю, что наша страна не могла не победить, если даже мальчики и девочки готовы были отдать жизнь за Родину.

Записывают в тетради Памятку:

1. Подумайте, зачем и о чем вы будете писать свой рассказ.

Ясна.

2. Соберите материал для своего рассказа: расспросите очевидцев, родственников, знакомых о событиях, которые хотите описать.

- Мы встретимся с ветераном и побеседуем с ним.

Читают. Записывают.

  1. Набросайте план будущего рассказа. Укажите в нем введение, завязку, кульминацию, развязку , заключение.

Читают. Формулируют. Записывают.

  1. Определите основную мысль (идею) рассказа, озаглавьте его.

-Мы должны помнить о том, что заглавие отражает идею текста.

Читают. Формулируют. записывают.

  1. Подумайте, от какого лица вы будете вести рассказ.

Читают. Формулируют. Записывают.

6. Напишите черновик, соблюдая соразмерность частей. Используйте прямую речь, диалог, элементы описания.


Рассказывают о пунктуации при прямой речи и диалоге, используя схемы.



-Мы будем писать рассказ в публицистическом стиле речи, т.к. этот стиль предполагает эмоциональное воздействие на читателя, и в этом стиле пишутся статьи для газет и журналов.

- Для публицистического стиля речи характерны обращения, побудительные и восклицательные предложения, употребление слов в переносном значении, общественная лексика, риторические вопросы.

Поможет.





Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение.

Ответ на вопрос корреспондента.

З.К. Иванова: Это был 1944 год… Наш полк вел тяжелый бой. Командир полка Горчаков Василий Иванович на командном пункте руководил боем, я - возле него, обеспечивала связь. Вдруг прекратилась связь с одним из батальонов - обрыв провода. « Разрешите идти на линию, » - обратилась я к командиру. А на линии ураганный огонь, противник бьет из крупнокалиберных пулеметов, забрасывает минами. Командир сказал: « Погоди». И послал солдата. Мы ждем десять минут, двадцать, тридцать. Нет связи, не возвращается солдат. Я опять к командиру: «Разрешите идти». Он поглядел на меня очень внимательно, отлично понимая, что и я могу не вернуться. Говорит: « Иди, дочка, только возвращайся »

Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо черное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждет. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слезы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила. Тем же путем и под таким же огнем - назад.

В тот день наш полк выиграл очень важный бой.

Через два дня полк отвели с переднего края на пополнение. Командир дивизии перед строем вручил мне медаль « За отвагу», поздравил.

Эта медаль - самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.

Введение к рассказу.

На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего - навсего 14 лет, служила в 377-ой дивизии! В солдатских сапогах, с тяжелым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном - на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

- Расскажите, пожалуйста, когда и за что вы получили свою первую награду,- попросили мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала вспоминать…



© 2010-2022