- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока развития речи
Конспект урока развития речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чванова И.Н. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок развития речи в 9 классе.
Тема: Сочинение-рассказ на основе услышанного.
Тип урока: Обучающий урок.
Учитель: Чванова Инна Николаевна (учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории филиала МБОУ Ягубовской СОШ - Большеякшенской ООШ Бутурлинского района Нижегородской области)
Цели урока:
1.Обучать детей составлять рассказ на основе услышанного: отбирать материал, обобщать его, составлять план будущего рассказа, редактировать текст.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся: написание сочинения публицистического стиля, навыки устного общения.
3. Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к защитникам Родины.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Оргмомент
Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
Сообщает и записывает на доске тему урока.
Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, называет отсутствующих.
Слушают. Записывают в тетради по развитию речи дату и тему урока.
-
Переход к изучению новой темы.
а ) Сообщает цель урока:
9 мая 2005 года исполняется 60 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов этой великой войны, людей, которые на своих плечах вынесли все ее тяготы и подарили нам возможность жить в свободной стране, учиться и созидать на благо Отечества. Наш долг - помнить об этом и передать эту память будущим поколениям. У нас с вами еще есть возможность встретиться с одним из таких людей( это ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец, наш односельчанин Фалитнов Леонид Федорович) и послушать его рассказ о войне. Потом нам предстоит написать сочинение-рассказ на основе услышанного. Рассказ на основе услышанного - это журналистский прием. « Но мы же не журналисты,» - скажете вы. Что ж? Попробуем научиться ими быть. На этом уроке мы поучимся составлять рассказ на основе услышанного.
б ) Повторение.
- Вспомните, что такое композиция?
- Изобразите, пожалуйста, схематически композицию рассказа.
-
Изучение нового материала.
- Прочитайте теоретический материал на с. 148 в учебнике «Русская речь».
- Почему рассказ начинается с введения?
- Сформулируйте и запишите в тетради функции введения в рассказе.
- В газете была напечатана беседа корреспондента с ветераном Великой отечественной войны- Зинаидой Константиновной Ивановой. Прочитайте ответ Зинаиды Константиновны на один из вопросов корреспондента.
- Каких композиционных частей рассказа не хватает в этом отрывке?
- Прочитайте один из возможных вариантов введения к рассказу.
- Соответствует ли этот вариант введения тому назначению, о котором мы говорили выше? Докажите.
- Что вас поразило в рассказе Зинаиды Константиновны? О чем заставило задуматься?
- Подумайте и ответьте, какой вывод можно сделать из услышанного? Помните, что в этой части вы должны выразить личное отношение к происходящему.
- Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо продумать план. Чтобы написать рассказ на основе услышанного, нам тоже необходимо продумать последовательность своих действий, т.е составить Памятку.
Диктует и записывает на доске первый пункт Памятки.
- Ясна ли вам цель вашей работы?
Диктует и записывает на доске второй
Пункт Памятки.
- Каким образом мы будем собирать материал?
- Прочитайте советы юным журналистам №5 на с. 150. и №5 на с.155. Сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.
-Прочитайте совет №6 на с.155.
Сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.
- О чем вы должны помнить, озаглавливая свой рассказ?
- Прочитайте совет №7 на с. 155 , сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.
- Прочитайте советы №6,7,8 на с. 184 . Сформулируйте и запишите следующий пункт Памятки.
- Данный этап работы предполагает использование прямой речи и диалога. По данным схемам расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге.
А: « П».(!?)
« П, (!?)»-а.
« П, -а, -п.(!?) П, -а .-П.(!?)»
А:
-П.(!?)
- П, -а.(!?)
- П, -а .-П.(!?)
- П, -а, -п.(!?)
- Вы будете писать рассказ на основе услышанного. В каком стиле речи вы будете это делать? Почему?
-Какие средства языка характерны для этого стиля? Воспользуйтесь подсказкой: прочитайте теоретический материал на с. 163 и 165 в учебнике « Русская речь»
-
Обобщение.
- Ребята, сегодня мы встречаемся с ветераном войны , после этого нам предстоит написать сочинение-рассказ на основе услышанного. Поможет ли вам в работе составленная нами Памятка?
- Ну что ж, в добрый путь, мои дорогие юные журналисты!
-
Домашнее задание.
Написать сочинение - рассказ на основе услышанного.
Слушают.
Отвечают: композиция- это взаиморасположение частей произведения.
Зарисовывают схему.
Кульминация
Введение-завязка-развязка-заключение
Читают .
Записывают.
Цель введения: подготовить читателя к восприятию рассказа, вызвать интерес.
Функции введения: объясняет, где, как и почему автор узнал о том, что происходит в рассказе.
Читают текст на с. 149.
( см. приложение)
В данном тексте не хватает введения и заключения.
Читают текст на с. 149.
( см. приложение)
Да, соответствует ,т.к. во введении есть ответ на вопрос, где, как, почему автор узнал о происходящем.
Отвечают. Возможный вариант ответа:
Меня поразило то, что Зинаида Константиновна попала на фронт, когда ей было всего 14 лет (меньше, чем мне сейчас), а она сумела преодолеть страх и выполнить задание командира, потому что понимала, что от нее во многом зависит успех операции и жизнь многих людей. Я считаю ее поступок подвигом. И считаю, что наша страна не могла не победить, если даже мальчики и девочки готовы были отдать жизнь за Родину.
Записывают в тетради Памятку:
1. Подумайте, зачем и о чем вы будете писать свой рассказ.
Ясна.
2. Соберите материал для своего рассказа: расспросите очевидцев, родственников, знакомых о событиях, которые хотите описать.
- Мы встретимся с ветераном и побеседуем с ним.
Читают. Записывают.
-
Набросайте план будущего рассказа. Укажите в нем введение, завязку, кульминацию, развязку , заключение.
Читают. Формулируют. Записывают.
-
Определите основную мысль (идею) рассказа, озаглавьте его.
-Мы должны помнить о том, что заглавие отражает идею текста.
Читают. Формулируют. записывают.
-
Подумайте, от какого лица вы будете вести рассказ.
Читают. Формулируют. Записывают.
6. Напишите черновик, соблюдая соразмерность частей. Используйте прямую речь, диалог, элементы описания.
Рассказывают о пунктуации при прямой речи и диалоге, используя схемы.
-Мы будем писать рассказ в публицистическом стиле речи, т.к. этот стиль предполагает эмоциональное воздействие на читателя, и в этом стиле пишутся статьи для газет и журналов.
- Для публицистического стиля речи характерны обращения, побудительные и восклицательные предложения, употребление слов в переносном значении, общественная лексика, риторические вопросы.
Поможет.
Записывают домашнее задание в дневники.
Приложение.
Ответ на вопрос корреспондента.
З.К. Иванова: Это был 1944 год… Наш полк вел тяжелый бой. Командир полка Горчаков Василий Иванович на командном пункте руководил боем, я - возле него, обеспечивала связь. Вдруг прекратилась связь с одним из батальонов - обрыв провода. « Разрешите идти на линию, » - обратилась я к командиру. А на линии ураганный огонь, противник бьет из крупнокалиберных пулеметов, забрасывает минами. Командир сказал: « Погоди». И послал солдата. Мы ждем десять минут, двадцать, тридцать. Нет связи, не возвращается солдат. Я опять к командиру: «Разрешите идти». Он поглядел на меня очень внимательно, отлично понимая, что и я могу не вернуться. Говорит: « Иди, дочка, только возвращайся »
Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо черное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждет. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слезы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила. Тем же путем и под таким же огнем - назад.
В тот день наш полк выиграл очень важный бой.
Через два дня полк отвели с переднего края на пополнение. Командир дивизии перед строем вручил мне медаль « За отвагу», поздравил.
Эта медаль - самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.
Введение к рассказу.
На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.
В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего - навсего 14 лет, служила в 377-ой дивизии! В солдатских сапогах, с тяжелым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном - на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.
- Расскажите, пожалуйста, когда и за что вы получили свою первую награду,- попросили мы нашу гостью.
И Зинаида Константиновна начала вспоминать…