Урок по роману И. С. Тургенева

Интеллектуальный конкурс по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. Поэтому первый урок по роману И.С.Тургенева я решила провести в форме литературной игры, чтобы в соревновательной форме читающие дети показали свои знания, а те, кто не прочитал роман, заинтересовались и захотели е...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе

Интеллектуальный конкурс по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. Поэтому первый урок по роману И.С.Тургенева я решила провести в форме литературной игры, чтобы в соревновательной форме читающие дети показали свои знания, а те, кто не прочитал роман, заинтересовались и захотели его прочитать.

Цели: I. Образовательные:

  1. Подготовить учащихся к изучению и анализу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  2. Выявление восприятия романа современными школьниками.

  3. Проверить знания учащихся по биографии и творчеству И.С. Тургенева.

4.Развивать интерес к событиям, связанным с жизнью писателя.

5.Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.

II. Развивающие:

  1. Развивать мышление учеников (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)

  2. Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.

  3. Формировать культуру речи во время устных ответов.

III. Воспитательные:

  1. Развивать интерес у школьников к чтению романа, к рассмотрению его основных проблем.

  2. Пробуждать интерес к классической литературе.

Оборудование: презентация.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя:

- Мы начинаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети».Дома вы прочитали роман, познакомились с его главными героями, почувствовали, какие разные у них характеры, как по-разному ведут себя люди в той или иной жизненной ситуации, по-разному относятся к действительности и вообще к жизни в широком смысле этого слова.

Сегодня целью нашего урока будет выявление вашего восприятия тургеневского романа, мы вспомним портреты героев, обстановку их жизни, характеры, взаимоотношения.


Первый раунд.

рубрика

Текст вопроса

Биография

И.С.Тургенева


Назовите годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева, где он провел детство, кто были его родители.



Назовите известные вам произведения писателя.



В апреле 1852 года И.С.Тургенев был отправлен в ссылку. В чем причина такого сурового наказания?

Портреты

героев


Человек среднего роста, на вид ему было лет сорок пять. Лицо его являло следы красоты замечательной, особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.(П.П.Кирсанов)


Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. (Фенечка)


Женщина высокого роста в черном платье. Ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

(Одинцова)


Воспитание и образование


Воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами. Вышел из университета кандидатом.

(Н.П.Кирсанов)



Воспитывался сперва дома, потом в пажеском корпусе. Прочел всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном. (П.П.Кирсанов)


Блестящее воспитание получила она в Петербурге. Прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком.

(Одинцова)


Происхождение героя


У отца небольшое именьице, он прежде был полковым доктором. Мой дед землю пахал.

(Базаров)


Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции.(Н.П.Кирсанов)



Родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который после смерти оставил крошечное состояние двум своим дочерям. Мать их, из обедневшего рода, скончалась в Петербурге.

(Одинцова)



Второй раунд.

рубрика

Текст вопроса

Занятия героя

Главный предмет его - естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора. (Базаров)


Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца. (Н.П.Кирсанов)

А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. А раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом - нельзя же гнать в шею. Да и докторов здесь совсем нет.(отец Базарова)

Чья это комната?


Изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином.

(П.П.Кирсанов)



Небольшая, низенькая комнатка была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Под потолком, на длинном шнурке, висела клетка с короткохвостым чижом; он беспрестанно чирикал и прыгал.

(Фенечка)



Просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами.

(Одинцова)

Чья это усадьба?

Места эти не могли назваться живописными. Поля тянулись вплоть до самого горизонта, попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами.

(Н.П.Кирсанов)


Усадьба стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом.

(Одинцова)

Небольшой дворянский домик на московский манер находился в одной нововыгоревших улиц города. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика.

(Кукшина)

Вставьте слово

Посмотрим, к какому разряду … принадлежит сия особа.

(млекопитающих)


Ненавижу я этого …

по-моему, он просто

шарлатан.

(лекаришку)


Коли может женщина … беседу поддержать, это уже знак хороший.

(получасовую)




Третий раунд.

рубрика

Текст вопроса

Вставьте пропущенные слова


Порядочный …в двадцать раз полезнее всякого поэта.

(химик)


Я надеялся именно теперь тесно и … сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.

(сердечно)


Ну, я так просто не сдамся. У нас еще будет …с этим лекарем, я это предчувствую.

(схватка)

Кому принадлежат эти слова


Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают. (Н.П.Кирсанов)



Какой ребенок чудесный! Не беспокойтесь, я еще никого не сглазил. Что это у него щеки такие красные? Зубки, что ли, прорезываются?

(Базаров)


Вы недоверчиво на меня смотрите, вы думаете: это говорит аристократка, которая вся в кружевах и сидит на бархатном кресле. Я и не скрываюсь: я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить.

(Одинцова)

Кто так характеризуется в романе


Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему.

(П.П.Кирсанов)


Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…

(мать Базарова)


Длинное м худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

(Базаров)




Четвертый раунд.

рубрика

Текст вопроса

Речь героя


Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одёженку.

(Базаров)


Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.

(П.П.Кирсанов)


Тебе я , разумеется, предоставлю мой кабинет. Suum cuigue. (лат.)

(отец Базарова)

Назовите эпизод


-Никак они едут-с,- доложил слуга, вынырнув из-под ворот. Он вскочил и устремил глаза вдоль дороги. Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки, знакомый очерк дорогого лица.

(Н.П. встречает сына)


Он вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку.

(Аркадий и Базаров едут к Базаровым)


Стук рессорного экипажа, тот стук, который так особенно заметен в деревенской глуши, внезапно поразил его слух. Ближе, ближе катились легкие колеса; вот уже послышалось фырканье лошадей… На двор его домика, запряженная четверней, въезжала двухместная карета.

(Одинцова приезжает к умирающему Базарову)

Какой эпизод на иллюстрации


Урок по роману И.С.Тургенева



(встреча Базарова с родителями)


Урок по роману И.С.Тургенева


(Одинцова у постели Базарова)


Урок по роману И.С.Тургенева


Старики-родители на могиле Базарова)


VI. Подведение итогов урока.

Мы вспомнили роман Тургенева «Отцы и дети»: его главных героев, их характеры, поведение в той или иной жизненной ситуации, их отношение к действительности, к жизни. Далее при подробном изучении мы рассмотрим взаимоотношения героев, уясним, в чем суть конфликта в романе, смысл заглавия романа, узнаем историю его создания.

VII. Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание.

Индивидуальные сообщения: 1.История создания романа «Отцы и дети».

2.«Аркадий Кирсанов».

3.«Николай Петрович Кирсанов»

4. «Павел Петрович Кирсанов».

5. «Евгений Базаров. (Как его восприняли в доме Кирсановых?)».

8

© 2010-2022