- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и способы подчинения в них»
Методическая разработка урока «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и способы подчинения в них»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Картыменова М.В. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и способы подчинения в них.
(Ерманова Татьяна Тимофеевна МБОУ «Астрахановская ООШ» Тюльганского района Оренбургской области)
Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;
ХОД УРОКА:
СЛАЙД 1
-
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.
-
Возьмите Рабочие листы. Подпишите фамилию, имя. Запишите дату.
-
Мы продолжаем работу по изучению синтаксиса сложного предложения.
СЛАЙД 2.
Чтобы вспомнить то, что мы уже знаем по данной теме, предлагаю вам составить монологический рассказ о сложном предложении. (ОТВЕТ)
-
С чем можно соотнести виды придаточных предложений? (Виды придаточных предложений можно соотнести с членами простого предложения. Придаточные предложения и соотносящиеся с ними по значению члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются синтаксическими синонимами)
-
Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
СЛАЙД 3.
-
- Выразительно прочитайте предложения:
- На какие тематические группы можно разделить приведенные высказывания? Взаимосвязаны ли эти темы? Обоснуйте свой ответ. Объясните понравившееся высказывание.
Задание 1. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
-
[ ],( )
-
( ) , [ ]
-
[ ,( ), ]
-
Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
-
Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
-
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
-
Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
- Давайте проверим, что у нас получилось.
- Какое из предложений лишнее?
- Почему это предложение не соответствует ни одной из предложенных схем?
- Чем отличается по структуре это предложение от остальных?
- Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение?
Сформулируйте тему нашего урока. (СПП с несколькими придаточными.) (ЗАПИСЬ ТЕМЫ) СЛАЙД 4.
-
Совершенно верно, сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, но нас будут интересовать именно СПП с несколькими придаточными .
-
Где проверяется знание данной темы?? (Знание этой темы проверяется на ГИА по русскому языку)
-
Давайте вспомним, как построено задание В8 ГИА по русскому языку:
СЛАЙД 5
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.
-
На ГИА проверяется знание способов подчинения придаточных.
-
Можем ли мы грамотно и обоснованно выполнить это задание прямо сейчас? (Нет) Почему? Знаем ли мы что-нибудь о способах подчинения придаточных?
-
Исходя из этого, что нам нужно узнать? (Способы подчинения придаточных)
-
Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
СЛАЙД 6.
В начале урока мы говорили о том, что знания станут по-настоящему нашим достоянием только в том случае, если мы добудем их самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы сегодня будете самостоятельно.
Возьмите листы самостоятельной работы.
Существует три основных способа подчинения придаточных предложений в СПП с несколькими придаточными.
Рассмотрите таблицу. У вас есть три группы предложений для анализа и деформированный текст с теоретическим материалом.
Ваша задача в ходе самостоятельной работы выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими.
-
Чтобы быстрее двигаться вперед, давайте определим, что нам нужно сделать для решения задачи.
СЛАЙД 7
Абсолютно верно, проанализировав предложения, вы должны составить для каждой из трех групп предложений опорную схему и восстановить теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями. Кроме этого я прошу вас придумать свое название каждому способу подчинения.
На работу у вас 7 минут. Желаю успехов.
Если вы уже закончили работу, вы можете оказать помощь, дать консультацию тем, кто в этом нуждается.
ПРОВЕРКА
Давайте проверим результаты вашей работы, а заодно и подвигаемся. Получившиеся у вас схемы, вы сейчас составите на доске: 1 ряд - 1 способ подчинения, и т.д. Схему составляем по цепочке. Каждый может прикрепить только один символ. Можно начинать.
Проверьте, у всех ли получилось так, как на доске.
-
Удалось ли вам самостоятельно дать название каждому из способов подчинения? (ОБСУЖДЕНИЕ)
-
У меня три карточки с реальными названиями - терминами.
-
Подумайте, какое название соответствует первому способу? Почему вы так считаете? Второму? Третьему?
СЛАЙДЫ 8-13
-
А теперь обратимся к теории. Расскажите о первом способе. Втором. Третьем.
-
Удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу?
-
Где в дальнейшем вам могут пригодиться приобретенные умения самостоятельного поиска решений?
СЛАЙД 14.
-
Давайте попробуем сейчас решить задание В8 ГИА.
СЛАЙД 15.
ЗАДАНИЕ 4. Перейдем к закреплению. Возьмите карточки с текстом.
Прочитайте. Сформулируйте основную мысль текста. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные бквы. Определите способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Важнейший эмоциональный источник любви к Родине - это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас. ПЕРВОЕ - ВМЕСТЕ, второе и третье- самостоятельно. СЛАЙД 16
Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..) ласковой материнской песни если(бы) (н..) пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
Р…дная земля ст…нови(т, ть)ся бе…конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли красоту.
-
ВЗАИМОПРОВЕРКА СЛАЙД 17
ЗАДАНИЕ 5. Из трех простых составьте СПП с двумя придаточными.
-
Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность ее удара уже миновала (когда ..., то ..., потому что ...)
-
Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза (если ..., как ...).
Закончите последнее предложение.
-
Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что ….
-
Рефлексия: СЛАЙД 18
-
Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?
-
На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?
-
Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?
СЛАЙД 19
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ДЛЯ ВСЕХ:
сопоставить ТМ параграфа и ТМ на карточке, внести в карточку дополнительные сведения.
НАУЧИЛСЯ НАХОДИТЬ СПП с несколькими придаточными в тексте И ОПРЕДЕЛЯТЬ вид подчинения - упр. 1.
НАУЧИЛСЯ СОСТАВЛЯТЬ СПП с несколькими придаточными - составить 3-5 предложений указанной структуры, раскрывающих смысл высказывания Петрарки: «Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях».
-
СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ
-
О чем мы узнали сегодня на уроке?( узнали о способах подчинения в СПП с несколькими придаточными)
Но в своей речи предложения подобной структуры вы использовали и раньше. Сейчас вы попробуете себя в роли составителей тестов. У каждого из вас в раздаточном материале есть катрочка с отрывком из ваших творческих работ, содержащим СПП с несколькими придаточными. Закончите формулировку задания В8 ГИА, вписав способ подчинения придаточных конкретно для вашего текста. и, уходя, сделайте свой вклад в Банк заданий.
Кроме того вы можете оценить работу одноклассника или свою работу. Уходя с урока ,положите карточку с оценкой в коробку, написав на обратной стороне кого и за что оцениваете.
Приложение 1
ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОАНАЛИЗИРУЙ предложения:
1 способ.
2 способ.
3 способ.
-
Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.
-
Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка.
-
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
-
Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня.
-
Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы.
-
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.
ВОССТАНОВИ теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями.
При первом способе подчинения придаточные относятся к _______________ главному предложению, отвечают на ____________ вопрос и являются ________________________ по значению.
Такое подчинение называется __________________________ .
При втором способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на ______________ вопросы и являются _______________ по значению.
Такое подчинение называется _____________________________.
При третьем способе подчинения первое придаточное относится к ___________________ предложению и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к ____________________ _______________________________ и называется придаточным второй степени и т.д..
Такое подчинение называется ______________________________ .
ПРЕДСТАВЬ РЕЗУЛЬТАТ
в виде схемы
ПРИМЕЧАНИЕ
-
Будьте внимательны: в пределах одного СПП, имеющего более двух придаточных, могут встречаться разные способы подчинения. Такое подчинение называется комбинированным.
Приложение 2
Рабочий лист
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________________
ТЕМА: ______________________________________________________________________________________________
Задание 1. Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
-
[ ],( )
-
Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
-
Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
-
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
-
Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
-
( ) , [ ]
-
[ ,( ), ]
Задание 2. В8 ГИА по русскому языку:
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)
Задание 3. Самостоятельное изучение нового материала.
Задание 4. Работа с текстом.
Задание 5.