История создания романа А. С. Пушкина Дубровский. Жанровые особенности романа. (6 класс)

Цели урока: познакомить учащихся с историей романа, выявить особенностижанра романа А.С. Пушкина "Дубровский и доказать,что роман можно назвать авантюрно-приключенческим; закрепить знание содержания романа; развить навыки характеристикт персонажа.умение учащихся строить свои рассуждения,работать выборочно с художественным текстом;воспитать положительные качества у учащихся на примере героев произведения. На уроке были применены в соответствии с целью урока следующие технологии и методы:технологи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Жанровые особенности романа. 6 класс.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания романа;

  • выяснить особенности жанра романа;

  • доказать, что данный рома можно назвать авантюрно-приключенческим;

  • развить умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с

художественным текстом;

  • воспитывать положительные качества у учащихся на примере героев

произведения.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

I.Слово учителя.

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.

II. Словарная работа.

Слайд 1. Словарная работа.

- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.

1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.

2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.

3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).

5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).

6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).

7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста, учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.

III. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).

Слайд 2. История романа.

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

IV. Решение проблемного вопроса урока.

К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и авантюрно-приключенческие.

V. Работа с опорной схемой на доске.

«Дубровский» роман?

Социально-философский? Авантюрно-приключенческий?

Социальные проблемы Острота, напряженность сюжета.

Неожиданность сюжетного поворота

Интриги.

Герои-разбойники.

Нарушение хронологической

последовательности («Тайная занимательность»).

Любовный треугольник.

Романтические герои

Нам предстоит решать основную задачу урока : определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно - приключенческому роману:

1. Острота, напряженность сюжета.

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:

Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.

2. Неожиданность сюжетного поворота.

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:

Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.

3. Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.

4. Нарушение хронологической последовательности.

Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 - 11 глав и сопоставляют с хронологией событий .

В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.

5. Любовный треугольник.

Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский - Маша Троекурова - князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.

6. Романтические герои.

Есть ли в романе социальные проблемы?

В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.

Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?

Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.

В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?

Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.

VI. Заключительное слово учителя.

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

VII. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание. Выступить в роли автора и завершить роман.

Выучить определения: роман, сюжет.

© 2010-2022