Статья Театрально-эстетические взгляды Гоголя в контексте его времени

По свидетельствам современников, Николай Гоголь с юношеских лет проявлял любовь к театру, и любовь эту сохранил на всю жизнь. По мнению писателя, театр – великая сила, имеющая огромное значение в общественном воспитании, "кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок". "Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по е...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стурикова М.В. (Екатеринбург)

Театрально-эстетические взгляды Гоголя в контексте его времени

По свидетельствам современников, Николай Гоголь с юношеских лет проявлял любовь к театру, и любовь эту сохранил на всю жизнь. По мнению писателя, театр - великая сила, имеющая огромное значение в общественном воспитании, «кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок».

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»1.

Театральный репертуар того времени Гоголя абсолютно не устраивал. Пустые мелодрамы, водевили и пафосные промонархические трагедии за свою идейную пустоту были жестко критикованы классиком:

«Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!». «Какое странное чудовище, под видом мелодрамы, забралось между нас. Где же наша жизнь? Где мы со всеми современными страстями и странностями? Хотя бы какое-нибудь отражение ее видели мы в нашей мелодраме! Но лжет самым бессовестным образом наша мелодрама». «О, как бы было хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!»2.

Особенный интерес Гоголя-драматурга вызывает комедия. Он жаловался, что на театральных подмотках всецело царствует смех, который движет грубой толпой, гонится за дешевыми эффектами.

Между тем, по словам гения русской литературы, сцене нужен живой, живительный смех, исторгающийся невольно и свободно. По мнению Гоголя, комедия достигает своей цели в том случае, когда ее смех исторгается не беглой остротой и пошлыми каламбурами, а тонкостью ума и обличением всего, что противоречит человеческому, гуманному.

Мысль о создании такого произведения вдохновляет Гоголя. В феврале 1833 года он пишет Погодину: «Я помешался на комедии… Она, когда я был в Москве, в дороге, и когда я приехал сюда, не выходила из головы моей, но до сих пор я ничего не написал. Уже и сюжет на днях начал было составлять, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради: «Владимир 3-й степени, и сколько злости! смеху! соли!..

Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит. А что из того, когда пиеса не будет играться? Драма живет только на сцене… Мне больше ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться. Но что комедия без правды и злости!»3.

Работая над повестями, вошедшими впоследствии в «Миргород» и «Арабески», Гоголь пробовал свои силы и в драматургии.

Отрывки «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», созданные в этот период, явились своеобразными подготовительными этюдами для больших, знаковых произведений. Цензура помешала Гоголю написать комедию из жизни крупного столичного чиновника - на «большой белой тетради» так и остался лишь заголовок и наброски композиции.

Вслед за этим периодом Гоголь работает над пьесой «Женихи». В 1835 году он уже читает ее в Москве у Погодина. Позже произведение было переработано и получило название «Женитьба». Она вышла из печати только в 1942 году.

С.Т. Аксаков так рассказывает о прочтении Гоголем «Женихов»: «Он сам вызвался прочесть ее вслух в доме у Погодина для всех знакомых хозяина. Погодин воспользовался этим позволением и назвал столько гостей, что довольно большая комната была буквально набита битком … Гоголь до того мастерски читал, или, лучше сказать, играл свою пьесу, что многие, понимающие это дело люди, сказали, что на сцене … эта комедия не так полна, цельна и далеко не так смешна, как в чтении самого автора»4.

Освещение купеческого быта и типичные персонажи городской среды, знаменитый гоголевский «смех сквозь слезы» - «Женитьба» по праву считается прекрасной жемчужиной русской культуры. В образе Подколесина и Агафьи Тихоновны созданы ставшие нарицательными типы разборчивой невесты и нерешительного жениха.

1 Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. VIII, стр. 268

2 Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. VIII, стр. 186

3 Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. VIII, стр. 262 - 263

4 С.Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем. М., 1979, стр 134.

© 2010-2022